г. Самара |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А65-29218/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 14 июля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - извещен, не явился,
от МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - извещен, не явился,
от ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права города Казани" - извещен, не явился,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Федерального казенного предприятия "Казенный завод точного машиностроения" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2015 года по делу N А65-29218/2014 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению Федерального казенного предприятия "Казенный завод точного машиностроения" (ИНН 1654001773, ОГРН 1021602829115), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань,
третьи лица:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права города Казани", г. Казань,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Казанский завод точного машиностроения" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее ответчик) о признании незаконным отказа оформленного письмом N 8485/ИК от 14.10.2014 г. на продолжение проведения мероприятий по изменению границ земельного участка с кадастровым номером N 16:50:012206:26 с присоединением к нему земельного участка от ворот между зданием N 8000050 и N 8000050/1 до пересечения с ул. Ирек в г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2015 года по делу N А65-29218/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обращался в Администрацию Вахитовского района г. Казани с просьбой изменить границы ул. М. Гафури и ул. Ирек в районе ФКП "КЗТМ" для устранения недостатков, выявленных отделами вневедомственной охраны при Вахитовском РУВД и службой противопожарного надзора района.
Администрация Вахитовского района г. Казани в письме от 02.07.2008 г. N 1161/0217 не возражала против разделения ул. М. Гафури и ул. Ирек.
В ответе от 30.09.2008 г. N 11к-19-8767 Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани также не возражало по вопросу изменения границ улиц и создания новых охраняемых границ территорий заявителя и прилегающих к заводу организаций при условии разработки проекта межевания представленной на схеме территории.
Однако работа в этом направлении заявителем была приостановлена, в связи с финансовыми затруднениями.
В настоящее время у заявителя в рамках Федеральной целевой программы развития ОПК РФ до 2015 г. проходит реконструкция и техническое перевооружение производства. С получением финансирования заявитель письмом от 12.09.2014 г. N 419/4-87 обратился в Исполнительный комитет по вопросу изменения границ своего земельного участка с кадастровым номером N 16:50:012206:26 с присоединением к нему земельного участка от ворот между зданием N 8000050 и N 8000050/1 до пересечения с ул. Ирек.
В ответе Исполнительного комитета от 14.10.2014 г. N 8485/ИК указано, что ответчик не уполномочен распоряжаться земельным участком заявителя, находящимся в собственности Российской Федерации, образование земельного участка большей площадью путем перераспределения не представляется возможным. Запрашиваемый для присоединения земельный участок расположен в границах проектных красных линий. Формирование дополнительного земельного участка в соответствии с п. 4.3. Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19, в границах красных линий для эксплуатации объектов недвижимости не возможно.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей в момент оспариваемого отказа) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Статьей 11.1 ЗК РФ установлено понятие земельного участка - "Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами".
Пунктом 3 ст.6 ЗК РФ (действующим с 01.03.2015 г.) также установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Так, согласно пункта 1 ст. 7 данного Закона, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что объектом купли-продажи, предоставления на праве аренды или ином праве могут быть лишь земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, (а не улицы, или части улиц, или "от ворот между зданиями и до пересечения с улицей", как указано в заявлениях ФКП "КЗТМ").
Из материалов дела следует, что кадастровые и межевые работы в соответствии с названным Законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 по определению границ земельного участка, который необходим для присоединения не проводились.
Материалами дела также не подтверждается, что на запрашиваемой чужой территории располагаются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
Из материалов дела усматривается, что запрашиваемая заявителем территория не связана со строительством каких-либо объектов недвижимости. Как видно из заявления от 12.09.2014, запрашиваемое изменение границ улиц М. Гафури и Ирек необходимо заявителю для укрепления антитеррористической защищенности и для охраны внешнего периметра, в связи с чем, к этому заявлению неприменима ст. 30 Земельного кодекса РФ, регулирующая порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст.20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Заявитель в обоснование незаконности отказа ответчика от 14.10.2014 г. N 8485/ИК по вопросу изменения границ земельного участка заявителя с кадастровым номером N16:50:012206:26, приводит доводы о том, что административная процедура по изменению границ этого земельного участка была начата в рамках Порядка, утвержденного Решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11, и применение к данному спору Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19, недопустимо. Заявитель также ссылается на решение Исполкома Казанского городского Совета от 25.03.1964 г., которым заявителю было разрешено расширение улиц.
Эти доводы заявителя обосновано отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с вышеприведенной ст.11 Земельного кодекса РФ, Исполнительный комитет г.Казани не уполномочен на изменение границ земельного участка ФКП "КЗТМ" с кадастровым номером N 16:50:012206:26, находящегося в федеральной собственности. В связи с этим доводы заявителя о том, что в 2008 г. Администрация Вахитовского района Исполкома г. Казани, Управление архитектуры и градостроительства не возражало против изменения границ и создания новой территории ФКП "КЗТМ" не имеют правового значения.
Решением от 23.08.2006. N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" Казанской городской Думой было утверждено Положение о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством. Согласно п.1.4. Решения Положение регулирует отношения по предоставлению земельных участков для: - размещения объектов мелкорозничной сети; - размещения стоянок автомобильного транспорта; - благоустройства территории; - размещения металлических гаражей.
Как видно из материалов дела, ФКП "КЗТМ" не обращалось в Исполком с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка с указанием на одну из целей, в соответствии с вышеуказанным Решением от 23.08.2006 N 49-11 и приложением установленных документов. Заявитель не представлял в орган местного самоуправления с заявлением ни документов, предусмотренных Решением от 23.08.2006 N 49-11, ни документов, предусмотренных Решением от 27.12.2012 N 10-19, для приобретения прав на земельный участок.
Решение от 23.08.2006 N 49-11, утратило силу в связи с изданием Решения от 27.12.2012 N 10-19 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" Казанской городской Думой. Данным Решением утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.1.4. названного Решения, "Положение регулирует отношения по предоставлению земельных участков: - для размещения нестационарных торговых объектов;
- для размещения автостоянок; - для эксплуатации объекта капитального строительства; - для размещения парковок; - для иных целей, не связанных со строительством.
На предоставляемых в соответствии с настоящим Положением земельных участках не допускается возведение объектов капитального строительства".
В оспариваемом письме от 14.10.2014 г. N 8485/ИК указано также, что запрашиваемый для присоединения земельный участок расположен в границах проектных красных линий. Со ссылкой на п.4.3. Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным Решением от 27.12.2012 N 10-19 Казанской городской Думы, ответчик также указал, что формирование дополнительного земельного участка в границах красных линий не возможно.
Так, согласно названному п. 4.3. Положения земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, тротуарами, автомобильными дорогами, парками, скверами, пляжами и другими объектами, имеющими общественно полезное значение, для эксплуатации объектов капитального строительства не предоставляются.
Сторонами не оспаривается, что запрашиваемая для присоединения к земельному участку заявителя территория расположена на улице М. Гафури до пересечения ул. Ирек, т.е. является фактически улицей, местом общего пользования.
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Красные линии согласно подпункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Ссылки заявителя на решение Исполкома Казанского городского Совета от 25.03.1964 г. является необоснованной. Никаких доказательств о правах заявителя на запрашиваемое изменение границ земельного участка с кадастровым номером N 16:50:012206:26 оно не содержит.
Как видно из представленного кадастрового дела на данный земельный участок, расположенный по адресу г. Казань, ул. М.Гафури, 71, являющийся собственностью Российской Федерации, и переданный заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, поставлен на государственный кадастровый учет 03.10.2013 г., на основании заявления заявителя и подготовленного межевого плана.
Ссылки заявителя на протокол расширенного заседания антитеррористической комиссии 27.06.2008 г., где было решено ходатайствовать об изменении границ улиц в районе ФКП "КЗТМ", ссылки на Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ обосновано отклонены судом первой инстанции в связи с необоснованностью и противоречием вышеприведенным нормам законодательства. Федеральный закон "О противодействии терроризму" не регулирует вопросы предоставления земельных участков.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.07.2014 г. по делу N А65-15934/2013 отменены решение Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, которыми было отказано в иске Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования Казани" к Федеральному казенному предприятию "Казанский завод точного машиностроения" об обязании освободить земельный участок площадью 4 кв. м,. путем демонтажа металлических ворот, расположенных по адресу г. Казань, ул. Мазита Гафури, д. 71 между корпусом N 50 и зданием N 50/1.
При этом суд кассационной инстанции указал, что "суды не учли, что заявитель действует в публичных интересах и, обращаясь в суд, указывал, что по настоящему делу земельный участок, на котором установлены ворота, относится к землям населенных пунктов и, будучи проходом/проездом между зданиями, являются территорией, предназначенной для пользования неопределенным кругом лиц.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территорией общего пользования является территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), соответственно, его перегораживание и установление на ограждении запирающего устройства, посредством которого осуществляется допуск строго определенных лиц, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, и юридических лиц, находящихся на данной территории.
В этой связи, суды не учли, что значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является факт отнесения данного проезда к сформированной в соответствии с градостроительными нормами улично-дорожной сети (улицы, дороги, внутриквартальные проезды)".
Как видно из материалов настоящего дела, заявителем оспаривается отказ ответчика, оформленный письмом N 8485/ИК от 14.10.2014 г.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данным решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Материалами дела подтверждается законность и обоснованность отказа ответчика, изложенного в письме от 14.10.2014 г. N 8485/ИК. Прав заявителя при этом не нарушено.
Решение арбитражного суда является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения - апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2015 года по делу N А65-29218/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29218/2014
Истец: Федеральное казенное предприятие "Казанский завод точного машиностроения", г. Казань
Ответчик: Исполнительный Комитет Муниципального образования г. Казани, г. Казань
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в РТ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт экономики, управления и права", г. Казань