город Ростов-на-Дону |
|
16 июля 2015 г. |
дело N А53-400/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В., судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Горобцовой А.Г.,
при участии:
от истца - представитель Баладин В.В. по доверенности от 12.01.2015;
от ответчика - представитель Губанова Т.А. по доверенности;
от Министерства труда и социального развития Ростовской области - представитель Ларичкина Н.Н. по доверенности от 15.01.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.04.2015 по делу N А53-400/2015 (судья Маштакова Е.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" к ответчику: Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области, при участии третьих лиц: Муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства"; Департамента труда и социального развития Администрации города Волгодонска; Министерства труда и социального развития Ростовской области о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автотранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - ответчик) о взыскании 4 586 351 рубля 63 копеек убытков.
Исковые требования мотивированы убытками истца в виде неполученного дохода, связанными с деятельностью по перевозки льготных пассажиров пассажирским транспортом.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.04.2015 заявленные исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 2 449 292 рубля 43 копейки убытков.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае истцом были оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в региональный регистр лиц (региональных льготников), ввиду чего на стороне истца действительно возникли убытки в виде неполученного дохода.
Однако суд первой инстанции признал расчет истца неправомерным, поскольку указанный расчет произведен с учетом результатов натурных обследований, проведенных МКУ "ДСиГХ" г. Волгодонска без согласования с органом государственной статистики, ввиду чего они не могут быть приняты в качестве достоверного доказательства объема перевозок. Суд признал правомерным контррасчет ответчика, произведенного из количества ЕСПБ, приходящихся на долю истца, количества поездок и установленного тарифа.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные исковые требования удовлетворить в полном размере.
Апеллянт не согласен с выводами суда первой инстанции относительно некорректности расчета истца. Апеллянт полагает, что расчет, представленный истцом, является правомерным, основан на сведениях предоставленных Муниципальным казенным учреждением "Депертамент строительства и городского хозяйства" (далее - МКУ "ДСиГХ"), является точным и подтвержден актами выполненных работ, сводными актами сверки.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, в соответствии с которым ответчик находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными и подлежащими удовлетворению.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, огласил ее доводы, просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебном заседании доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные участники судебного разбирательства явку в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Автотранс" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в городе Волгодонске Ростовской области, по тарифам, установленным органами местного самоуправления, на основании лицензии АСС-61-0062424, выданной министерством транспорта Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта от 26.07.2002
Между МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (Заказчик) и ООО "Автотранс" (Перевозчик) был заключен договор N 3 от 26.09.2011 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска.
Согласно условиям названного договора, перевозчик (ООО "Автотранс") принял на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонск.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным Администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, ООО "Автотранс" оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно пункту 2.4.14 договора ООО "Автотранс" обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
В соответствии с пунктом 7.1. договора, договор вступает в силу с 03.10.2011 года и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска.
Во исполнение областных законов "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", "О социальной поддержке ветеранов труда", "О ветеранах труда в Ростовской области", "О социальной поддержке тружеников тыла", а также на основании Постановления правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска и общество (перевозчик) 17 января 2014 года заключили договор N 6 о предоставлении гражданам мер социальной поддержки по льготному проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) за счет субвенций из областного бюджета.
По условиям договора перевозчик обязался предоставлять меры социальной поддержки льготным категориям граждан по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а департамент - возместить перевозчику расходы за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) льготных категорий граждан в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2014 год, на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов сверок о фактическом возмещении расходов по перевозке отдельных категорий граждан, определенных указанными нормативно-правовыми актами.
В силу пункта 2.2 договора департамент обязан представить перевозчику акты, а перевозчик обязан подписать и возвратить департаменту в течение 3-х рабочих дней со дня их получения.
Департамент ежемесячно формирует и предоставляет в электронном виде перевозчику отчет о количестве выданных единых проездных талонов (пункт 2.4).
Согласно пункту 2.5 договора департамент обязан возмещать перевозчику расходы по перевозкам льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого гражданина по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов. В связи с наличием в муниципальном образовании нескольких транспортных организаций возмещение расходов перевозчику осуществляется в соответствии с методикой распределения, установленной в пункте 6.1.3 приложения N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232, и отчетами МКУ "ДСиГХ". Срок действия договора - с 01.01.2014 по 31.12.2014 (пункт 4.1 договора).
Постановлением Администрации города Волгодонска N 5112 от 27.12.2013 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в г. Волгодонске, проведенного в ноябре 2013 года (вступили в силу с 01.01.2014 г.).
Постановлением Администрации города Волгодонска N 2699 от 04.08.2014 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске, проведенного в мае 2014 года.
Законом Ростовской области от 30.06.2006 N 507-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, то есть установлением исполнительно-распорядительными органами городских округов тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
В соответствии с данным областным законом администрацией Ростовской области принято постановление N 352 от 31.08.2006 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура становления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в г. Волгодонске устанавливались постановлением администрации г. Волгодонска.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 3150 от 24.10.2012 (вступило в законную силу с 01.11.2012 г.) установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении - 12 рублей.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 12 от 14.01.2014 г. установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении - 14 рублей.
Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению региональных льготникам равной доступности услуг общественного транспорта Администрация Ростовской области приняла постановление от 31.12.2004 N 534 (в редакции от 28.12.2009 г.) о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки.
Порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета законодательно не определен. В соответствии с установленными для ООО "Автотранс" тарифами на перевозку в городе Волгодонске, компенсация ему расходов, исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
ООО "Автотранс" получало компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан отнесенных к региональному регистру исходя из стоимости единого социального проездного билета с учетом доли ООО "Автотранс" в перевозке. Иных сумм компенсации ООО "Автотранс" не получало.
Количество перевезенных пассажиров (граждан) льготной категории, отнесенной к региональному регистру, определялось Департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска на основании данных о проданных ЕСПБ, количества поездок приходящихся на один билет и доли предприятия в перевозке и данных натурных обследований пассажиропотока в г. Волгодонске, что отражается в ежемесячных двусторонних актах, подписанных сторонами.
В период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 количество перевезенных пассажиров льготной категории составило 630 994 человека, стоимость не льготного проезда - 8 785 196 рублей, возмещенная сумма Департаментом - 4 198 844 рубля 37 копеек.
Расчет выпадающих доходов ООО "Автотранс" определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий регионального регистра по ЕСПБ, по данным МКУ "Департамента строительства и городского хозяйства" и Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска, и полной стоимости проезда в общественном транспорте за вычетом суммы возмещения, полученной ООО "Автотранс" от ДТ и CP Администрации г. Волгодонска за перевозку граждан по ЕСПБ.
Размер выпадающих доходов за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, согласно расчету истца, составил 4 586 351 рубль 63 копейки.
Истец полагает, что указанная сумма убытков ООО "Автотранс", понесенных в результате оказания услуг по перевозке граждан по единым социальным проездным билетам, подлежит взысканию с Ростовской области за счет средств казны Ростовской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Ростовской области с требованиями о взыскании 4 586 351 рубля 63 копеек убытков.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с разъяснениями постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12479/07 от 05.02.2008, под расходами транспортной организации понимается не полученная от потребителей провозная плата.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, Закон) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Указанным Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Указанный правовой механизм реализован Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предоставившими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами равные меры социальной поддержки федеральным и региональным льготникам в виде льготного (бесплатного) проезда на общественном транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) в городском и пригородном сообщении.
Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению региональных льготникам равной доступности услуг общественного транспорта Администрация Ростовской области приняла постановление от 31.12.2004 N 534 (в редакции от 28.12.2009) о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки.
В соответствии с данным постановлением, в целях получения возмещения расходов по перевозке региональных льготников, истцом с Департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска был заключен договор N 6 от 17.01.2014 о возмещении Перевозчику в пределах средств, полученных из областного бюджета, денежных средств за перевозку граждан (региональных льготников).
Согласно п. 2.5 вышеназванного договора, Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска принял на себя обязательства по возмещению перевозчику расходов по перевозки льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.
Учитывая вышеизложенное, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе ООО "Автотранс", имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной зашиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Поскольку в данном случае ООО "Автотранс" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в региональный регистр лиц (региональных льготников), суд пришел к выводу о правомерности требований истца о взыскании понесенных им расходов с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими за конами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно разъяснению, данному в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: "В соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе".
На основании изложенных норм, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации (в размере убытков от предоставления льгот региональным льготникам - гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Ростовской области).
Из расчета выпадающих доходов ООО "Автотранс", произведенного истцом, усматривается, что таковой произведен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий регионального регистра по ЕСПБ, по данным МКУ "Департамента строительства и городского хозяйства" и Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска, и полной стоимости проезда в общественном транспорте, за вычетом суммы возмещения, полученной ООО "Автотранс" от ДТ и CP Администрации г. Волгодонска за перевозку граждан по ЕСПБ автобусами.
Проверив представленный в материалы дела расчет выпадающих доходов ООО "Автотранс", суд первой инстанции правомерно признал его некорректным ввиду следующего.
Во исполнение принятых на себя обязательств перевозчик обязался в течение срока действия договора осуществлять бесплатную перевозку региональных льготников при предъявлении соответствующего удостоверения, дающего право на льготный проезд и единого проездного талона. Департамент, в свою очередь, обязался возмещать перевозчику расходы по перевозкам льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого гражданина по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов (п.п. 2.1 - 2.5 договора N 6 от 17.01.2014).
В расчёте убытков истцом использованы показатели, подтвержденные результатами натурных обследований пассажиропотоков за ноябрь 2013 и май 2014 года, проведенных на автобусном виде транспорта (муниципальный автобус), сводными результатами натурных обследований за те же периоды.
Обследование пассажиропотока согласно отзыву МКУ "ДСиГХ" осуществлялось последним в соответствии с Порядком осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа, утвержденным Постановлением Ростовской области от 23.08.2012 N 783.
Из представленных в материалы дела результатов натурных обследований следует, что данные результаты получены МКУ "ДСиГХ" г. Волгодонска без привлечения территориального органа государственной статистики и не согласованы с этим органом.
В данных результатах не указан метод, в соответствии с которым проводились натурные обследования, не указан состав комиссии по проведению натурных обследований, а также не представлены акты обследований, из которых можно было бы установить состав комиссии по проведению натурных обследований и иные фактические данные, необходимые для правильного разрешения дела.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), осуществляется на основе отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование (абз. 3 п.п. 3.1 п. 3 Приложения N 1).
Областным законом от 30.06.2006 N 507-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа" исполнительно-распорядительные органы городских округов в Ростовской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 1).
В соответствии с вышеуказанным Областным законом от 30.06.2006 N 507-ЗС постановлением Правительства Ростовской области от 23.08.2012 N 783 утвержден Порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа.
Данным Порядком предусмотрено, что обследование пассажиропотока осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации и (или) Федеральной службы государственной статистики, по данным, полученным с использованием электронных средств безналичной оплаты проезда, видеонаблюдения, учета перевезенных пассажиров, при обязательном участии сотрудников администрации муниципальных образований (п.п. 6.2, 6.3 р. 6).
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 07.08.2013 N 312 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере автотранспорта" рекомендовано применять для проведения натуральных обследований пассажиропотоков "Методические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан)", утвержденные Госкомстатом РФ 19.12.2001 и введенные письмом Госкомстата РФ от 14.02.2002 г. N ОР-09-23/692 (далее - Методические рекомендации).
Методологические рекомендации используются органами государственной статистики, предприятиями и организациями автомобильного и наземного городского электрического транспорта при подготовке и проведении ими статистических обследований транспортной подвижности различных категорий граждан и перевозок пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщениях (п. 6 p. I).
В соответствии с пунктом 1.2 Раздела II Методологических рекомендаций решением о проведении обследования перевозок пассажиров предусматривается образование возглавляемой заместителем главы местного органа исполнительной власти (администрации города) специальной комиссии (рабочей группы) по проведению обследования пассажиропотоков, в состав которой включаются руководители региональных органов государственной статистики и управления транспортом, предприятий общественного пассажирского транспорта и других организаций. Указанным решением утверждается план основных мероприятий по подготовке и проведению обследования перевозок пассажиров, устанавливаются сроки их выполнения, назначаются должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий, определяются объемы бюджетных средств, направляемых на проведение обследования.
Истцом не представлены документы, регулирующие в г. Волгодонске порядок проведения обследования пассажиропотока; содержащие доказательства соответствия данного порядка вышеуказанным требованиям, а также привлечения к проведению обследования пассажиропотока и согласования результатов обследования пассажиропотока с территориальным органом государственной статистики.
Результаты обследований пассажиропотока, утвержденные Администрацией г.Волгодонска, полученные в результате обследований, проведенных без учета Методических рекомендаций, не могут быть приняты в качестве достоверного доказательства объема перевозок. Данные выводы подтверждаются судебной практикой (определение ВАС РФ от 20.01.2014 MVBAC-19613/13, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.07.2014 по делу N А40-107386/13).
Методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан до настоящего времени не разработана и законодательно в субъекте Российской Федерации не закреплена. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2011 N 17828/10 по делу N А40-134840/2009 указано, что в случае отсутствия методики расчета компенсации затрат транспортных организаций при перевозке льготных категорий граждан, следует руководствоваться сведениями федеральной государственной статистки, установленными в нормативных правовых актах Росстата в спорный период.
В свою очередь, вышеуказанная позиция закреплена в определении Верховного суда РФ от 29.01.2015 дело N 308-ЭС14-1494 по делу А53-22581/2013, где указано на возможность применения в отсутствии методики расчета компенсации предприятиям, осуществляющим перевозку льготной категории граждан автомобильным транспортом, сведений статистической отчетности.
Вместе с этим, в вышеуказанном определении Верховного суда РФ от 29.01.2015 указано на необходимость применять сведения Росстата в случае очевидного расхождения количества поездок граждан льготной категории, принятого обществом для расчета подлежащей ему выплате за счет бюджетных средств суммы компенсации, с количеством поездок согласно данным федеральной статистической отчетности, в отсутствие каких-либо объективных подтверждений осуществления перевозок такого количества граждан.
Кроме того, истцом не представлены доказательства, подтверждающие правомерность применения при расчете убытков, не результатов обследования пассажиропотока, а актов о фактическом возмещении расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными едиными социальными проездными талонами.
В соответствии с изложенным, подтвердить достоверность расчета убытков истца за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров областного регистра не представляется возможным.
Учитывая изложенное, результаты натурных обследований, проведенные МКУ "ДСиГХ" г. Волгодонска без согласования с органом государственной статистики, не могут быть приняты в качестве достоверного доказательства объема перевозок.
Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет убытков в соответствии с вышеприведенными разъяснениями, исходя из количества ЕСПБ, приходящихся на долю истца, количества поездок и установленного тарифа.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 3150 от 24.10.2012 г. (вступило в законную силу с 01.11.2012) установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении - 12 рублей.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 12 от 14.01.2014 г. установлены тарифы на регулярные перевозки общественным транспортом в городском сообщении - 14 рублей.
Стоимость нельготного проезда (с учетом доли участия ООО "Автотранс" в перевозке региональных льготников по г. Волгодонску, количества ЕСПБ) составляет 6 648 136 рублей 80 копеек, возмещено ДТ и CP Администрации г. Волгодонска - 4 198 844 рубля 37 копеек.
Таким образом, подлежащая взысканию с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовскойобласти за счет средств казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" сумма убытков составляет 2 449 292 рубля 43 копейки.
В отношении остальной испрашиваемой суммы размер убытков не может быть признан доказанным. При этом обязанность по доказыванию выпадающих расходов лежит на истце. Недоказанность убытков в этой части является основанием для отказа в удовлетворении иска ( правовая позиция, сформулированная в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2015 по делу А40-1468/14).
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с применением методики, установленной в нормативном правовом акте, не оспоренном в установленном порядке, в связи с чем не могут быть основанием удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03 апреля 2015 года по делу N А53-400/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-400/2015
Истец: ООО "Автотранс"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Ростовская область в лице Министерства финансов Ростовской области
Третье лицо: Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МКУ "ДСиСАХ", Муниципальное казенное учреждение "Депертамент строительства и городского хозяйства"
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2016 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7403/15
06.06.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7143/16
25.01.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7403/15
16.10.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7403/15
16.07.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7149/15
03.04.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-400/15