г. Тула |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А68-2566/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1027100971171, ИНН 7107021888) - Родионова Д.В. (доверенность от 04.09.2014), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Тульские пассажирские перевозки" (г. Тула, ОГРН 1087154010008, ИНН 7107506233) - Рыбца М.М. (доверенность от 02.04.2015), Ревина В.В. (доверенность от 02.04.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тульские пассажирские перевозки" на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.05.2015 по делу N А68-2566/2015 (судья Елисеева Л.В.), установил следующее.
Управление государственного автодорожного надзора по Тульской области (далее - УГАДН по Тульской области, управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тульские пассажирские перевозки" (далее по тексту - ООО "ТПП", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.05.2015 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе ООО "ТПП" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что проведенные административным органом осмотры транспортных средств в процессе эксплуатации являются мероприятиями по контролю, требующими взаимодействия юридического лица и органа государственного контроля. По мнению апеллянта, проведенная административным органом проверка осуществлена с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку административным органом была проведена проверка лицензионных требований при осуществлении лицензионного контроля.
В отзыве на апелляционную жалобу УГАДН по Тульской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 10.03.2015 по 06.04.2015 на основании распоряжения (приказа) Врио начальника УГАДН по Тульской области от 04.03.2015 N 203/07 должностными лицами управления проводились проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований.
В ходе проведения проверок установлено, что ООО "ТПП" при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 18 допустило следующие нарушения: 10.03.2015 в 11 час 00 мин по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 34 - на АТС марки L4Н2М2-А, рег. номер М329ХС/71, под управлением водителя Мищенко Андрея Михайловича (путевой лист от 10.03.2015 N 869), отсутствует задний указатель маршрута (акт осмотра (рапорт) от 10.03.2015 N 73); 10.03.2015 в 10 час 30 мин по адресу: г. Тула, ул. Пролетарская, д. 54 - в салоне АТС марки 222700, рег. номер М601ТМ/71, под управлением водителя Досмомедова Амила Маарифа Оглы (путевой лист от 10.03.2015), отсутствует фамилия водителя (акт осмотра (рапорт) от 10.03.2015 N 75); 11.03.2015 в 16 час 00 мин по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 85 - в путевом листе от 11.03.2015 N 923 (АТС марки ПАЗ932054, рег. номер М317ХМ/71 под управлением водителя Макарова Андрея Вячеславовича) отсутствует имя и отчество водителя (акт осмотра (рапорт) от 11.03.2015 N 76); 11.03.2015 в 16 час 30 мин по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 85 - в путевом листе от 11.03.2015 N 968 (АТС марки 2227СК, рег. номер М045РР/71 под управлением водителя Симаева Николая Леонидовича) отсутствует имя и отчество водителя; над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства не указано полное или краткое наименование перевозчика (акт осмотра (рапорт) от 11.03.2015 N 77); 12.03.2015 в 9 час 40 мин по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 85 - на АСТ марки L4Н2-М18/22, рег. номер Р952 НУ/71 под управлением водителя Далакишвили Михаила Гигиевича (путевой лист от 12.03.2015 N 19) разбито боковое стекло; в путевом листе от 12.03.2015 N 19 отсутствуют сведения о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства (акт осмотра (рапорт) от 12.03.2015 N 84); 12.03.2015 в 9 час 40 мин по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 85 - в путевом листе от 12.03.2015 N 11 (АТС марки ИМЯ-М-3006, рег. номер Р254РУ/71 под управлением водителя Раджабова Камиля Салафуддиновича) отсутствуют сведения о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства; на АТС отсутствует задний указатель маршрута, указатель мест расположения огнетушителей, указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами (акт осмотра (рапорт) от 12.03.2015 N 85); 13.03.2015 в 16 час 20 мин по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 85 - на АТС марки "ПАЗ-32053", рег. номер АТ699/71 под управлением водителя Мамзелева А.И., над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства не указано полное или краткое наименование перевозчика (акт осмотра (рапорт) от 13.03.2015 N 87); 16.03.2015 в 9 час 40 мин по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 85 - в салоне АТС марки "Пежо" рег. номер М820РВ/71 под управлением водителя Зверкина В.В. (путевой лист от 16.03.2015 N 147) отсутствует фамилия водителя (акт осмотра (рапорт) от 16.03.2015 N 88).
Усмотрев в действиях ООО "ТПП" признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо управления составило протокол об административном правонарушении от 20.03.2015 N 001446.
Учитывая, что рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса, относится к компетенции арбитражного суда, УГАДН по Тульской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствие с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию на основании пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Порядок лицензирования указанного вида деятельности регламентирован "Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение N 280).
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 25 приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (далее - Приказ) для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния (пункт 27 Приказа).
В соответствии с пунктом 29 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила), транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.
Согласно пункту 32 Правил на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
На основании пункта 33 указанных Правил на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 36 Правил перевозки N 112 над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
В силу подпункта "а" пункта 37 Правил перевозки N 112 внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается информация о наименовании, адресе и номере телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора.
Согласно пункту 29 приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
В силу пункта 33 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункту 36 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
Пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 112 внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа; д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; е) указатели мест расположения огнетушителей; ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Министерства транспорта России от 18.09.2008 N 152.
В соответствии с пунктом 3 приказа N 152 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
В силу пункта 7 указанного приказа сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
В соответствии с пунктом 7.1 Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" запрещается эксплуатация транспортных средств, если отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
Судом установлено, что ООО "ТПП" имеет бессрочную лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), регистрационный N АСС-71-110235 от 21.12.2007.
Проверкой установлено, что ООО "ТПП" нарушены лицензионные требования, выразившиеся в отсутствии 10.03.2015 на АТС марки L4Н2М2-А, рег. номер М329ХС/71 (водитель Мищенко Андрей Михайлович (путевой лист от 10.03.2015 N 869)), 12.03.2015 на АТС марки ИМЯ-М-3006, рег. номер Р254РУ/71 (водитель Раджабов Камиль Салафуддинович (путевой лист от 12.03.2015 N 11)) заднего указателя маршрута; в отсутствии в путевом листе от 11.03.2015 N 923 (АТС марки ПАЗ932054, рег. номер М317ХМ/71 под управлением водителя Макарова Андрея Вячеславовича) и в путевом листе от 11.03.2015 N 968 (АТС марки 2227СК, рег. номер М045РР/71 под управлением водителя Симаева Николая Леонидовича) имени и отчества водителя; в неуказании 11.03.2015 на АТС марки 2227СК, рег. номер М045РР/71 (водитель Симаев Николай Леонидович) над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства полного или краткого наименования перевозчика; в отсутствии в путевом листе от 12.03.2015 N 19 на АСТ марки L4Н2-М18/22, рег. номер Р952 НУ/71 (водитель Далакишвили Михаил Гигиевич) и в путевом листе от 12.03.2015 N 11 на АТС марки ИМЯ-М-3006, рег. номер Р254РУ/71 (водитель Раджабов Камиль Салафуддинович) сведения о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства; в отсутствии 12.03.2015 на АТС марки ИМЯ-М-3006, рег. номер Р254РУ/71 (водитель Раджабов Камиль Салафуддинович) указателей мест расположения огнетушителей и аварийных выходов, а также правил пользования такими выходами; 12.03.2015 на АСТ марки L4Н2-М18/22, рег. номер Р952 НУ/71 (водитель Далакишвили Михаил Гигиевич (путевой лист от 12.03.2015 N 19)) разбито боковое стекло.
Факт осуществления ООО "ТПП" предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтверждается материалами дела, в том числе, актами осмотров (рапортами): от 10.03.2015 N 73, от 11.03.2015 N 76, от 11.03.2015 N 77, от 12.03.2015 N 84, N 85, протоколом об административном правонарушении от 20.03.2015 N 001446.
Данные нарушения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО "ТПП" объективной возможности для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса.
Решение о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тульские пассажирские перевозки" к административной ответственности принято судом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Штраф обществу назначен судом первой инстанции в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о соблюдении управлением процедуры производства по делу об административном правонарушении.
Отклоняя довод ответчика о том, что материалы проверок были получены административным органом с нарушением норм действующего законодательства ввиду осуществления проверочных мероприятий с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а следовательно, не могут быть использованы в качестве доказательств по настоящему делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе государственного транспортного надзора.
Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", другими федеральными законами и иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 6 названной статьи Закона N 259-ФЗ установлена следующая особенность организации проверок в области автомобильного транспорта.
Проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
На основании пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Приказом Минтранса России от 27.06.2013 N 224 утвержден Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание (далее - Порядок), пункты 4-5 которого предусматривает проведение таких проверок должностными лицами, в том числе территориальных органов Ространснадзора на основании приказа (распоряжения его руководителя (заместителя). Требования к плановому (рейдовому) заданию определены в пункте 6 Порядка.
Из материалов дела следует, что управлением на основании распоряжения (приказа) Врио начальника управления от 04.03.2015 N 203/07 в период с 10.03.2015 по 06.04.2015 проводились рейдовые проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований с соответствующим уведомлением органов прокуратуры.
Таким образом, в данном случае проводились контрольные мероприятия в отношении всех транспортных средств, принадлежащих любым перевозчикам, осуществлявшим в указанные даты перевозки пассажиров и багажа, а не в отношении самого общества.
В рассматриваемом случае при проведении проверки транспортных средств общества взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и общества не требовалось, на общество не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля, а следовательно, Закон N 294-ФЗ, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, в данном случае не подлежит применению.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" каких-либо изъятий, свидетельствующих о невозможности проведения плановых (рейдовых) проверок и составления по их результатам протоколов по части 3 статьи 14.1 Кодекса (нарушение лицензионных требований и условий), не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что управлением при проведении и оформлении результатов проверки нарушений не допущено.
Остальные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.05.2015 по делу N А68-2566/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тульские пассажирские перевозки" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2566/2015
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Тульские пассажирские перевозки"