г. Самара |
|
29 июля 2015 г. |
Дело N А65-462/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал "Столичный" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2015 по делу NА65-462/2015 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал "Столичный", г.Казань, (ОГРН 1141690022210, ИНН 1655289515), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Столичный-К", об оспаривании запроса и действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автовокзал "Столичный" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании запроса о предоставлении информации N РБ-05/19418 от 15.12.2014 г. документарной проверкой, о признании действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по запросу о предоставлении информации от 15.12.2014 г. N РБ-05/19418 не соответствующими Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденному Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.05.2012 г. N 340 и Федеральному закону Российской Федерации от 26.07.06г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Столичный-К" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Автовокзал "Столичный" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить или изменить полностью или в части и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Кроме того, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанцией.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.12.2014 г. заместителем руководителя Биктимировым Р.Г. в адрес заявителя сделан запрос N РБ-05/19418 о предоставлении информации.
В обжалуемом запросе указано, что на рассмотрении Татарстанского УФАС России находится дело N 05-143/201 возбужденное в отношении ООО "Столичный-К" по признакам нарушения (адрес: 420105 г.Казань, ул.Девятаева, 15; ИНН 1655150739) части 1 статьи 10 Федерального закона с 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованно установлении и взимании дополнительной платы (комиссионного сбора) при реализации билетов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц (пассажиров).
В рамках рассмотрения дела по месту регистрации ООО "Столичный-К (420108, г.Казань, ул.Девятаева, 15) неоднократно направлялись процессуальные документы.
Между тем, данные письма до ООО "Столичный-К" не доходили, на конвертах указывается отметка о том, что ООО "Столичный-К" по указанному адресу отсутствует или адресат выбыл.
Однако, Управлением установлено, что в настоящее время услуги автовокзала в здании автовокзала, расположенном по адресу: 420108, г.Казань, ул.Девятаева, 15 оказывает ООО "Автовокзал "Столичный" (ИНН 1655289515; ОГРН 1141690022210; дата регистрации в качестве юр.лица: 27.03.2014 г.; адрес места регистрации: 420108, г.Казан ул.Девятаева, 15; директор - Хоткин Андрей Николаевич).
В соответствии со ст. 23, 25 Федерального закона "О защите конкуренции" заявителю необходимо до 25 декабря 2014 года представить заверенные надлежащим образом следующие документы: учредительные документы ООО "Автовокзал "Столичный", в том числе устав ООО "Автовокзал "Столичный" в редакции, действующей на момент получения запроса; Информацию о видах деятельности, фактически осуществляемых ООО "Автовокзал "Столичный" в 2014 году, с указанием объемов выполненных работ (оказанных услуг) по каждому виду деятельности в натуральном и стоимостном выражении; Информацию об основаниях владения, пользования и/или эксплуатации ООО "Автовокзал "Столичный" зданием автовокзала, расположенного по адресу: 42010! г.Казань, ул.Девятаева, 15, с приложением документов, подтверждающих законность владения, пользования и/или эксплуатации указанным зданием; Копию договора, действующего в 2014 году, заключенного между ООО "Автовокзал "Столичный" и заказчиком пассажирских перевозок на обслуживание пассажиров на межмуниципальных маршрутах междугородного и пригородного сообщения с предоставлением основных базовых услуг автовокзалом, пассажирской автостанцией; Сведения о существующем в 2014 году порядке установления стоимости билета на проезд пассажиров в автобусах по всем маршрутам, реализуемых ООО "Автовокзал "Столичный" на территории автовокзала, расположенного по адресу: 420108, г.Казан ул.Девятаева, 15, с приложением документов, подтверждающих утверждение указанны порядков (приказы, распоряжения и т.п.); Сведения обо всех действующих в 2013 и 2014 годах маршрутах (пригородных, междугородних, межобластных и т.п.), по которым осуществляется перевозка пассажиров Казанского автовокзала (г.Казань, ул.Девятаева, 15), с указанием следующих сведений:
- сведений о лице (наименование, ФИО (для индивидуального предпринимателе адреса местонахождения, ФИО руководителя) осуществляющем перевозку пассажиров автобусах по каждому маршруту;
- размер тарифов на перевозку пассажиров в автобусах и размера komhcchohhoi сбора по каждому маршруту и по каждому тарифу;
7. Копии всех действующих в 2014 году договоров, заключенных ООО "Автовокзал "Столичный" с перевозчиками, в том числе касающихся оказания услуг автовокзала.
Указанная информация, которая в качестве обоснования запроса была сообщена заявителю вместе со ссылкой на ст. 23, 25 Федерального закона "О защите конкуренции" и является необходимой и достаточной в качестве мотивировки запроса информации у организации, которая осуществляет деятельность под схожим названием, в том же автовокзале и имеет признаки отношения к исчезнувшей организации.
Поскольку ответчиком в ходе контроля установлено, что услуги автовокзала в здании автовокзала, расположенном по адресу: 420108, г.Казань, ул.Девятаева,15 оказывает ООО "Автовокзал "Столичный" (ИНН 1655289515; ОГРН 1141690022210; дата регистрации в качестве юр.лица: 27.03.2014 г.; адрес места регистрации: 420108, г.Казань, ул.Девятаева,15; директор - Хоткин Андрей Николаевич), в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела N 05-143/2014 Татарстанским УФАС России в адрес ООО "Автовокзал "Столичный" направлен запрос (исх.N РБ-05/19418 от 15.12.2014 г.), в соответствии с которым ООО "Автовокзал "Столичный" необходимо было представить запрашиваемую информацию и документы для установления обстоятельств указанного дела.
В частности в рамках рассмотрения дела N 05-143/2014 антимонопольному органу необходимо было установить:
- фактическое правопреемство между ООО "Столичный-К" и ООО "Автовокзал "Столичный";
- установление местонахождения ООО "Столичный-К";
- основания оказания услуг автовокзала ООО "Автовокзал "Столичный" в здании автовокзала, который ранее эксплуатировался ООО "Столичный-К" для оказания тех же услуг;
- установление положения ООО "Автовокзал "Столичный" на рынке оказания услуг автовокзал (т.н. оценка конкуренции).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из представленных доказательств не следует, что ответчик ограничился лишь ссылкой, на нормативные акты, представляющие ему общее правомочие на истребование сведений, перечисленных в требовании.Антимонопольный орган подробно обосновывает запрос тем, что на месте организации, в отношении которой проводится проверка, продолжает аналогичную деятельность другая организация со сходным наименованием, и ответчик предполагает, что это та же самая или связанная с ней организация.
Не согласившись с полученным запросом, заявитель обратился в Арбитражный суд РТ с требованием о признании незаконным запроса о предоставлении информации N БР-05/19418 от 15.12.2014 г. и о признании запроса о предоставлении информации N БР-05/19418 от 15.12.2014 г. внеплановой документарной проверкой.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Согласно судебной практике суды при рассмотрении дел об обжаловании постановлений антимонопольной службы по делам об административном правонарушении не только тщательно выясняют основания для направления антимонопольным органом запроса о предоставлении информации, но и делают выводы, касающиеся компетенции ФАС России, оценивая в том числе, "необходимость получения соответствующих сведений (информации) в силу определенных фактических обстоятельств (планируемых либо проводимых проверочных мероприятий", а также законность целей, во исполнение которых требуется информация (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2011 года по делу N А05-4030/2011, от 10.06.2011 г. по делу N А26-9528/2010).
Также в судебной практике выработался определенный подход, состоящий в том, что при определении пределов доступа к информации принимается во внимание конечная цель получения информации (Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.10.2010 N 6336/10, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2010 по делу N А06-6566/2009 и от 17.02.2011 по делу N А55-13435/2010, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.07.2011 по делу N А53-4656/2010).
Испрашиваемые документы должны находятся в причинной связи с проводимыми мероприятиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также быть мотивированными (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 3 июня 2013 г. по делу N А79-9127/2012, от 21 мая 2013 г. по делу N А79-9502/2012, от 28 ноября 2012 г. по делу N А43-18614/2011, от 14 июня 2013 г. по делу N А79-10162/2012; Постановление ФАС Поволжского округа от 2 августа 2011 г. по делу N А65-29666/2010и т.д.).
Частью 6 статьи 44 Закона N 135-ФЗ предусмотрено право антимонопольного органа запрашивать у организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления (с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне) документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или в материалах.
Аналогичная норма содержится и в пункте 1.5 Административного регламента N 340, согласно которому к правам должностных лиц при осуществлении государственного контроля также отнесено право получения по мотивированному требованию в установленный срок документов, объяснений в письменной или устной форме, информации, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Суд, отклоняя доводы заявителя о допущенном нарушении ответчиком Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с абз.4 ч.3 ст.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Заявитель неверно определяет вид контрольного мероприятия и необоснованно смешивает его с плановым мероприятием по надзору в установленной сфере деятельности, в связи с чем подобный запрос может быть направлен ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Довод о коротком сроке для представления документов не свидетельствует о незаконности оспариваемого запроса, так как заявитель расположен в одном городе с ответчиком и при необходимости мог обратиться с ходатайством о предоставления ему дополнительного времени для представления документов, т.к. запрос датирован 15.12.2014 г., а срок для предоставления установлен до 25.12.2014 г.
Поскольку заявителем не указано, какое количество документов для копирования у него имелось, суд правомерно счел установленный в запросе срок достаточным.
Запрос антимонопольного органа о представлении сведений и документов от заявителя был направлен в рамках рассмотрения дела N 05-143/2014, возбужденного в отношении ООО "Столичный-К". В запросе Управления, была указана конкретная цель запроса антимонопольного органа, а именно "в целях объективного и всестороннего рассмотрения и установления всех обстоятельств дела N 05-143/2014".
В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции установлено, что коммерческие организации (их должностные лица), обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы.
К полномочиям антимонопольного органа, в том числе относится возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства имеет право без проведения проверки запрашивать у хозяйствующих субъектов информацию и документы, которые необходимы для его рассмотрения, что свидетельствует об обоснованности оспариваемого запроса Татарстанского УФАС России о представлении информации в рамках рассмотрения дела, направленного в адрес ООО "Автовокзал "Столичный". Указанный запрос обязателен для исполнения заявителем.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявителем не подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, оценка требований была правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2015 по делу N А65-462/2015, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 15.05.2015 года N 279 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Автовокзал "Столичный" из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2015 по делу N А65-462/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Автовокзал "Столичный" излишне уплаченную по платежному поручению от 15.05.2015 года N 279 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-462/2015
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "Автовокзал "Столичный", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ООО "Столичный - К"