Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 ноября 2015 г. N Ф10-4060/15 настоящее постановление оставлено без изменения
30 июля 2015 г. |
Дело N А84-580/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 июля 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баукиной Е.А., судей Илюхиной А.П., Гоголя Ю.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Равза Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карбон" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 мая 2015 года по делу N А84-580/2014 (судья Васильченко О.С.), принятое по иску инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (ОГРН 1149204004047, ИНН 9204002130, пл. Восставших, д. 6, г. Севастополь, 299008) к обществу с ограниченной ответственностью "Карбон" (ОГРН 1149204012770, ИНН 9201004280, ул. Репина, д. 15/3, г. Севастополь, 299045) о приведении объекта капитального строительства - "Туристическо-гостиничный комплекс по ул. Летчиков, 10, г. Севастополь" в соответствие с требованиями градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
на стороне истца - Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, ул. Ленина, дом 2, г. Севастополь, 299011),
на стороне ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Грин" (идентификационный номер 31452234, ул. Репина, дом 15/3, г. Севастополь, 299045),
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Карбон" представителя Семеняко С.В. по доверенности от 02.06.2015,
от инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя представителя Куницына А.В. по доверенности от 03.04.2015 N 92-01-01,
в отсутствие представителей Правительства Севастополя и общества с ограниченной ответственностью "Грин",
установил:
инспекция государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя обратилась в Хозяйственный суд города Севастополя с иском к частному предприятию "Карбон" о приведении проектной документации в соответствие с градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172 и обязании частного предпрятия "Карбон" привести объект капитального строительства - "Туристическо-гостиничный комплекс по ул. Летчиков, 10, г. Севастополь" - в соответствие с градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172, а именно - установить предельно допустимую этажность объекта не выше 5 этажей.
Определением от 03.10.2014 исковое заявление принято к производству Хозяйственного суда города Севастополя.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.01.2015 дело принято к производству Арбитражного суда города Севастополя.
Исковые требования инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее - Севгосстройнадзор) к обществу с ограниченной ответственностью "Карбон" (далее - ООО "Карбон") мотивированы тем, что на земельном участке по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 10, предоставленном для строительства туристическо-гостиничного комплекса с предельно допустимой этажностью в соответствии с градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка N ГУО-172 от 31.08.2012 не выше 5 этажей, ООО "Карбон" возвело монолитный железобетонный каркас объекта капитального строительства на уровне 9 этажа.
ООО "Карбон" в отзыве на иск возражало против его удовлетворения в связи с отсутствием у Севгосстройнадзора полномочий на обращение с иском о понуждении совершить определенные действия.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.05.2015 производство по делу в части исковых требований об обязании ответчика привести проектную документацию в соответствие с градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172 было прекращено, ввиду неподведомственности арбитражному суду.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.05.2015 исковые требования Севгосстройнадзор к ООО "Карбон" частично удовлетворены; на ООО "Карбон" возложена обязанность привести объект капитального строительства - "Туристическо-гостиничный комплекс по ул. Летчиков, 10, г. Севастополь" - в соответствие с требованиями градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Карбон" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением от 08.07.2015 апелляционная жалоба ООО "Карбон" принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
Правительство Севастополя и общество с ограниченной ответственностью "Грин" о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается уведомлениями о вручении заказных писем с почтовыми идентификаторами 29901184251293, 29901184251309, в которых было направлено определение от 08.07.2015; однако явку полномочных представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в судебном заседании в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца и ответчика.
В судебном заседании представитель ООО "Карбон" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал; пояснил, что решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.05.2015 принято с нарушением норм материального права, а именно - суд первой инстанции не применил нормы, подлежащие применению: статью 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36-38, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы также указывает на несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции обстоятельствам дела, поскольку градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, в соответствие с которыми ответчик обязан привести строящийся объект, российским градостроительным и земельным законодательством не предусмотрены, а предельные нормы высоты зданий в соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются в градостроительном плане земельного участка.
Представитель Севгосстройнадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Карбон", просил оставить решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.05.2015 без изменения, так как строительство объекта "Туристическо-гостиничный комплекс по ул. Летчиков, 10, г. Севастополь" начато на основании декларации на начало выполнения строительных работ от 11.06.2013, в которой отражены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172; отношения сторон возникли в период действия градостроительного законодательства Украины. Согласно статье 5 Закона Украины от 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" требования градостроительной документации являются обязательными для выполнения всеми субъектами градостроения. В то же время согласно пункту 12.1 Приказа Минрегиона Российской Федерации от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов" градостроительные ограничения - это ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном территориальном образовании.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании договора аренды от 24.01.2006, заключенного с Севастопольским городским советом, частное предприятие "Грин" (далее - ЧП "Грин") получило в аренду земельный участок площадью 8,393 га по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков, 10, для строительства и обслуживания рекреационного комплекса сроком до 01.10.2030 (т.2, л.д. 16-23).
Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации заказчику ЧП "Грин" 31.08.2012 выданы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка N ГУО-172 по объекту "Туристическо-гостиничный комплекс по ул. Летчиков, 10, г. Севастополь", в пункте 1 которых предусмотрено: "Установить предельно допустимую этажность объекта в соответствии с требованиями ДБН 360-92**, ДБН В2.2-10-2001 при условии соблюдения инсоляционных требований и нормативных расстояний от окружающих зданий и сооружений, с учетом проектных решений смежных землепользователей, не выше 5 этажей с учетом требований "Корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы)", утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 N 1272. Высоту здания окончательно определить проектной документацией в соответствии с нормативно-правовыми актами, с учетом выводов и рекомендаций отчета об инженерно-геологических изысканий" (пункт 10 раздела "Общие данные", пункт 1 раздела "Градостроительные условия и ограничения"). Срок действия градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка: до завершения строительства туристическо-гостиничного комплекса по ул. Летчиков, 10, г. Севастополь (т. 1, л.д. 28-32).
Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе выдала заказчику ЧП "Грин" декларацию о начале выполнения строительных работ по объекту "рекреационный комплекс по ул. Летчиков, 10 в г. Севастополь. I очередь строительства" от 11.06.2013 регистрационный номер СТ 083131570772 (т.1, л.д. 25-27).
В декларации о начале выполнения строительных работ указано, что проектная документация разработана ООО "НИИ "Мистоупорядкування", утверждена приказом ЧП "Грин" от 30.05.2013 N 3; градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка выданы Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации от 31.08.2012 N ГУО-172.
Представленная декларация о начале выполнения строительных работ не содержит сведения о количестве этажей, в тоже время, такая графа предусмотрена формой декларации (т.1, л.д. 27).
Между ЧП "Грин" и ЧП "Карбон" 09.01.2014 заключен договор N 1/2 о долевом участии в строительстве, предметом которого является строительство рекреационного комплекса в г. Севастополе по ул. Летчиков, 10 (т. 2, л.д. 12-15).
Пунктами 2.1, 3.1.2, 3.1.6 договора от 09.01.2014 N 1/2 на ЧП "Карбон" возложены все права и обязанности по подготовке документов, финансированию, ведению строительства Объекта (рекреационного комплекса в г. Севастополе по ул. Летчиков, 10) и сдачи готового Объекта в эксплуатацию, решением вопросов, связанных с получением соответствующих разрешений, получением проектной, сметной и технической документации на Объект, получением разрешения на проектирование и строительство Объекта.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается то обстоятельство, что на земельном участке по ул. Летчиков, 10, г. Севастополе, возведен объект незавершенного строительства "Туристическо-гостиничный комплекс" на уровне 9 этажа.
Постановлениями инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 29.07.2014 N 92-06-12 на юридическое лицо - ЧП "Карбон" и директора ЧП "Карбон" Ганеева P.P. наложены административные наказания в виде штрафа за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ (т. 1, л.д. 17-24).
В отношении юридического лица ЧП "Карбон" Севстройнадзором было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 31.07.2014 N 92-01-587, в котором предлагалось принять меры по устранению причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению (т. 1, л.д. 35-36).
Письмом от 11.08.2014 (вх. N 92-1148 от 04.09.2014) ЧП "Карбон" сообщило, что представление рассмотрено и принимаются меры для устранения в нем нарушений, а именно: строительство объекта капитального строительства, в отношении которого выявлены нарушения, приостановлено; привлечены к дисциплинарной ответственности работники ЧП "Карбон", виновные в совершении административного правонарушения; штрафы, наложенные указанными постановлениями оплачены (т.1, л.д. 37-38).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Севстройнадзора 11.09.2014 с настоящим иском в Хозяйственный суд города Севастополя.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Инспекция государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, обратившаяся с иском по настоящему делу, зарегистрирована в соответствии с законодательством Российской Федерации в Едином государственном реестре юридических лиц 02.06.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено, в том числе, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при их капитальном ремонте. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
На основании части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 названной статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Результатом проведения строительного надзора может быть установление факта существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил в процессе строительства, что является одним из оснований отнесения незавершенного строительством объекта к самовольной постройке (указанный вывод следует из разъяснений, изложенных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В соответствии с пунктами 3.1., 3.2, 4.7 Положения об инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.05.2014 N 15, Севгосстройнадзор осуществляет государственный строительный надзор в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя; выдает заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации; выступает от имени города Севастополя в судебных органах (т.1, л.д.96 - 98).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно определил Севгосстройнадзор в качестве надлежащего истца, что соответствует пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно статьям 4, 49, 125 АПК РФ истец самостоятельно определяет способ защиты нарушенного права и формулирует предмет иска. При этом избранный истцом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым принята в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а именно - с 18.03.2014.
Согласно статье 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, статье 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Следовательно, по общему правилу законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым с 18.03.2014.
Как усматривается из материалов дела, спорные правоотношения, связанные с проектированием осуществлением строительства объекта "Туристическо-гостиничный комплекс по ул. Летчиков, 10, г. Севастополь", возникли до 18.03.2014.
Следовательно, при таких обстоятельствах Арбитражный суд города Севастополя верно в соответствии со статьями 6, 14 АПК РФ применил к спорным правоотношениям нормы материального права Украины.
Согласно части 1 статьи 376 Гражданского кодекса Украины самовольным строительством считаются жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Аналогичное понятие самовольной постройки дано в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи
В соответствии с частью 7 статьи 376 Гражданского кодекса Украины в случае существенного отклонения от проекта, что противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может постановить решение, которым обязать лицо, осуществившее (осуществляющее) строительство, провести соответствующую перестройку.
Статьей 5 Закона Украины от 16.11.1992 N 2780-XII "Об основах градостроения" предусмотрено, что при осуществлении градостроительной деятельности должны быть обеспечены: разработка градостроительной документации, проектов конкретных объектов согласно исходным данным на проектирование, с соблюдением государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки; размещение и строительство объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией и проектов этих объектов.
Согласно статье 9 Закона Украины 20.05.1999 N 687-XIV "Об архитектурной деятельности" строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами в порядке, определенном Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности".
В статье 1 Закона Украины от 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" даны следующие понятия:
- градостроительная документация - это утвержденные текстовые и графические материалы по вопросам регулирования, планирования, застройки и другого использования территорий;
- градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка (дальше - градостроительные условия и ограничения) - это документ, который содержит комплекс планировочных и архитектурных требований к проектированию и строительству относительно поверхностности и плотности застройки земельного участка, отступлений домов и сооружений от красных линий, границ земельного участка, ее благоустройства и озеленения, другие требования к объектам строительства, установленные законодательством и градостроительной документацией.
Согласно статье 26 Закона Украины от 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" застройка территорий осуществляется путем размещения объектов строительства. Право на застройку земельного участка реализуется его владельцем или пользователем при условии использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительной документации. Субъекты градостроения обязаны соблюдать градостроительные условия и ограничения во время проектирования и строительства объектов. Проектирование и строительство объектов осуществляется владельцами или пользователями земельных участков в следующем порядке: 1. получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;
2. разработка проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона, ее экспертизы; 3. утверждение проектной документации; 4. выполнение подготовительных и строительных работ; 5. принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов; 6. регистрация права собственности на объект градостроительства.
В силу статьи 29 Закона Украины от 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" основными составляющими исходных данных являются: 1. градостроительные условия и ограничения; 2. технические условия;
3. задания на проектирование.
В градостроительных условиях и ограничениях могут включаться требования по архитектурным и инженерным решениям.
Градостроительные условия и ограничения действуют до завершения строительства объекта независимо от смены заказчика.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм застройщик обязан соблюдать градостроительные условия и ограничения во время проектирования и строительства объектов, на которые такие условия выданы.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, статьей 34 Устава города Севастополя, статьей 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство Севастополя постановлением от 28.04.2015 N 339-ПП утвердило Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя (далее - Положение).
Согласно подпункту 1 пункта 1 указанное Положение устанавливает особенности выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которых были выданы до 18.03.2014 в соответствии с законодательством Украины.
В пункте 3 Положения определено, что в Положении используются, в том числе, понятия:
- градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка (далее - градостроительные условия и ограничения) - документ, содержащий комплекс планировочных и архитектурных требований к проектированию и строительству по этажности и плотности застройки земельного участка, отступлений домов и сооружений от красных линий, границ земельного участка, его благоустройства и озеленения, другие требования к объектам строительства, установленные действующим на момент их выдачи законодательством и градостроительной документацией, выданный до 18.03.2014 в соответствии с законодательством Украины органом исполнительной власти, обеспечивавшим реализацию государственной политики в сфере градостроительства и архитектуры на территории города Севастополя;
- разрешительные документы - документы, полученные заказчиком в установленном законодательством Украины порядке до 18.03.2014 в органах исполнительной власти, обеспечивавших реализацию государственной политики в сфере градостроительства и архитектуры на территории города Севастополя, явившиеся основанием для осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, это: градостроительные условия и ограничения, строительный паспорт застройки земельного участка, архитектурно-планировочное задание, заключение о согласовании рабочего проекта, разрешение на выполнение строительных работ, уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения подготовительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ.
Согласно пункту 7 Положения для принятия решения уполномоченным органом о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, кроме индивидуального (усадебного) жилого, садового, дачного дома не выше двух этажей (без учета мансардного) с площадью до 300 квадратных метров, разрешительные документы на проектирование которого были получены до 18.03.2014, необходима, наряду с другими документами, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительными условиями и ограничениями земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
В соответствии с пунктами 5 и 12 Положения разрешение на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которого были выданы до 18.03.2014 в соответствии с законодательством Украины, выдается по заявлению заказчика; предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если проектирование и/или строительство объекта капитального строительства осуществлялось на основании разрешительных документов, выданных до 18.03.2014.
Таким образом, практическое значение градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, полученных в соответствии с законодательством Украины, не утрачено после образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя.
Статьи 36-38, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации. предусматривающие градостроительное зонирование территории муниципальных образований и порядок подготовки градостроительного плана земельного участка, а также статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации "Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий" к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014 и существующим до настоящего времени, в соответствии с вышеизложенными нормами не применимы.
Материалами дела подтверждается, что ответчик осуществляет строительство объекта, характеристики которого противоречат исходным данным на проектирование, указанным в градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172.
Довод представителя ООО "Карбон" о том, что в пункте 1 градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172 заказчику предоставляется возможность определить высоту здания окончательно в проектной документации, основан на не верном (расширительном) толковании указанного пункта.
Согласно буквальному содержанию пункта 1 градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172 в проектной документации следует установить предельно допустимую этажность объекта в соответствии с требованиями ДБН 360-92**, ДБН В2.2-10-2001 при условии соблюдения инсоляционных требований и нормативных расстояний от окружающих зданий и сооружений, с учетом проектных решений смежных землепользователей, не выше 5 этажей с учетом требований "Корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы)", утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 N 1272. Высоту здания окончательно определить проектной документацией в соответствии с нормативно-правовыми актами, с учетом выводов и рекомендаций отчета инженерно-геологических изысканий.
Иные градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка ЧП "Грин" или ЧП "Карбон" не получали, изменения в градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от 31.08.2012 N ГУО-172 не вносились.
Следовательно, в проектной документации окончательная высота здания должна быть определена не выше 5 этажей при условии соблюдения инсоляционных требований и нормативных расстояний от окружающих зданий и сооружений, с учетом проектных решений смежных землепользователей, требований "Корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы)", выводов и рекомендаций отчета инженерно-геологических изысканий.
В декларации о начале выполнения строительных работ от 11.06.2013 СТ 083131570772 указано, что проектная документация разработана ООО "НИИ "Мистоупорядкування" и утверждена приказом ЧП "Грин" от 30.05.2013 N 3.
Однако указанная в декларации о начале выполнения строительных работ от 11.06.2013 СТ 083131570772 проектная документация в материалы дела не представлена.
Но в материалы дела представлено приложение к экспертному отчету N 3-036-13-КЧ/КО от 03.06.2013 по рассмотрению проектной документации по проекту "Строительство туристическо-гостиничного комплекса по ул. Летчиков, 10, г. Севастополь, пусковые комплексы N 1, N 2", разработанной в 2013 году "Карбон" ГИП - Линд Л.О. и утвержденной приказом ЧП "Грин" от 08.04.2013 N 22. В указанном экспертном отчете содержатся сведения о том, что в представленном на экспертизу проекте строительства двух пусковых комплексов здания имеют 9-10 этажей.
Доказательства того, что проектная документация, в соответствии с которой на уровне 9 этажа возведено здание туристическо-гостиничного комплекса по ул. Летчиков,10 в г. Севастополе, разработана с учетом соблюдения инсоляционных требований и нормативных расстояний от окружающих зданий и сооружений, проектных решений смежных землепользователей, требований "Корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы)", выводов и рекомендаций отчета инженерно-геологических изысканий, ООО "Карбон" в соответствии со статьей 65 АПК РФ в материалы дела не представило.
Ответчик также не доказал, что в декларацию о начале выполнения строительных работ от 11.06.2013 СТ 083131570772 были внесены изменения в связи с изменениями проектной документации либо ему была выдана новая декларация о начале выполнения строительных работ на объект "Строительство туристическо-гостиничного комплекса по ул. Летчиков,10, г. Севастополь".
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Следовательно, исходя из имеющихся в материалах дала доказательств, арбитражный суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделал обоснованный вывод, что рабочий проект строящегося объекта не предусмотрен разрешительным документом на строительство - декларацией о начале выполнения строительных работ от 11.06.2013 СТ 083131570772.
Решения о возможности проектирования и строительства здания в 9-10 этажей на земельном участке по ул. Летчиков, 10 в г. Севастополе органом государственной власти Российской Федерации или города федерального значения Севастополя в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством Российской Федерации или города федерального значения Севастополя не принимались; разрешение на такое строительство ООО "Карбон" (как застройщику) не выдавалось, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и не оспаривалось в апелляционной жалобе, а также в процессе слушания дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
Ссылка ответчика на положительную оценку негосударственной экспертизы разделов проектной документации N 19-НЭП-ПД-02-2015 обоснованно отклонена судом первой инстанции, так как негосударственная экспертиза разделов проектной документации N 19-НЭП-ПД-02-2015 не является обязательной и не относится к разрешительным документам, позволяющим застройщику в одностороннем порядке увеличивать этажность здания.
В оспариваемом решении, как и в апелляционной жалобе, содержится ошибочная ссылка на статью 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающую право собственника земельного участка разрешать строительство на своем участке другим лицам, поскольку к отношениям сторон из договора аренды земельного участка, заключенного 24.01.2006 ЧП "Грин" с Севастопольским городским советом, указанная норма не применима.
В силу статей 12, 12.1 Закона N 6-ФКЗ право пользования земельным участком, возникшее из договора аренды от 24.01.2006, сохраняется за арендатором после принятия города Севастополя в Российскую Федерацию.
Однако, применение Арбитражным судом города Севастополя нормы, не подлежащей применению, не привело к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Карбон" и отмены решения Арбитражного суда города Севастополя от 22.05.2015 по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене или изменению обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не установил.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы ООО "Карбон" по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 мая 2015 года по делу N А84-580/2014 оставить без изменения; апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карбон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Баукина Е. А. |
Судьи |
Илюхина А. П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-580/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 ноября 2015 г. N Ф10-4060/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Инспекция государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя
Ответчик: ООО "Карбон", Частное предприятие "Карбон"
Третье лицо: ООО "Грин", Правительство Севастополя, Частное предприятие "Грин"
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1336/15
24.11.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4060/15
30.07.2015 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1336/15
22.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-580/14