г. Чита |
|
31 июля 2015 г. |
дело N А19-981/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Лунькова М.В. и секретаря судебного заседания Куприянова Н.Г. апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Денисевича Александра Борисовича (ОГРНИП 315385000001187, ИНН 380101167206) и территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2015 года по делу N А19-981/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Денисевича Александра Борисовича к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании незаконными действий, выразившееся в отказе в предоставлении земельного участка собственность за плату путем направления ответа от 20.10.2014 N ОАА-38/11246 на заявление предпринимателя от 09.09.2014 о предоставлении в собственность за плату в порядке статьи 36 ЗК РФ земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2, площадью 2016 кв.м., кадастровый номер 38:36:000034:1204, под принадлежащим ему на праве собственности объектами недвижимого имущества зданием лаборатории, гаражей, складов и проходной и обязании государственный орган в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка площадью 2016 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2, кадастровый номер 38:36:000034:1204, под принадлежащим ему на праве собственности объектами недвижимого имущества - здании лаборатории, гаражей, складов и проходной для их эксплуатации и направить предпринимателю договор купли-продажи земельного участка общей 2016 кв.м., кадастровый номер 38:36:000034:1204 под принадлежащим ему на праве собственности объектами недвижимого имущества здании лаборатории, гаражей, складов и проходной, расположенными по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области,
(суд первой инстанции: судья Красько Б.В.),
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Денисевича Александра Борисовича - Еременко А.Ю. - представителя по доверенности от 03.10.2013,
от территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области - не явился, извещён,
от Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области - не явился, извещён,
установил:
индивидуальный предприниматель Денисевич Александр Борисович (далее - заявитель, ИП Денисевич А.Б. или предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Управление или ТУ Росимущества в Иркутской области) о признании незаконными действий, выразившееся в отказе в предоставлении земельного участка собственность за плату путем направления ответа от 20.10.2014 N ОАА-38/11246 на заявление от 09.09.2014 о предоставлении в собственность за плату в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2, площадью 2016 кв.м., кадастровый номер 38:36:000034:1204, под принадлежащим ему на праве собственности объектами недвижимого имущества зданием лаборатории, гаражей, складов и проходной, и обязании государственный орган в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка площадью 2016 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2, кадастровый номер 38:36:000034:1204, под принадлежащим ему на праве собственности объектами недвижимого имущества - здании лаборатории, гаражей, складов и проходной для их эксплуатации и направить предпринимателю договор купли-продажи земельного участка общей 2016 кв.м., кадастровый номер 38:36:000034:1204 под принадлежащим ему на праве собственности объектами недвижимого имущества здании лаборатории, гаражей, складов и проходной, расположенными по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2.
Определением арбитражного суда от 05.03.2015 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее также - Служба).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Действия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2, площадью 2016 кв.м., кадастровый номер 38:36:000034:1204, изложенном в письме от 20.10.2014 N ОАА-38/11246, признаны незаконными, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
На территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель и Управление обжаловали его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу Управления.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 22 июля 2015 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 24 июля 2015 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционную жалобу Управления, изучив материалы дела, выслушав доводы представителя предпринимателя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права от 20.03.2007 серии 38-АГ N N 590098, 581854, 581853, 578461, от 22.03.2007 серии 38-АГ NN 590165, 591029, от 18.04.2007 серии 38-АГ N 592458 Денисевичу Александру Борисовичу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2: проходная, нежилое здание площадью 14,9 кв.м., литер Б; гараж, нежилое здание, площадью 47 кв.м., литер Ж; здание гаража площадью 266.5 кв.м., литер З, З1-З3; здание склада площадью 35,7 кв.м., литер В; здание склада нежилое здание, площадью 112, 5 кв.м., литер Д; здание склада, нежилое здание, площадью 78,4 кв.м., литер Е; одноэтажное бревенчатое здание лаборатории, нежилое, площадью 141, 2 кв.м., литер А.
Вышеуказанные объекты недвижимости под литерами А, Д, Е являются объектом культурного наследия федерального значения - "Усадьба: дом жилой, два амбара", 1890-е гг., в связи с чем предпринимателю выдано охранное обязательство от 15.02.2011 регистрационный N 73/2011 по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры).
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Иркутской области от 29.03.2012 N 39-з между ТУ Росимущества в Иркутской области (арендодатель) и Денисевич Александром Борисовичем (арендатор) заключен договор аренды от 23.04.2012 N 1182 находящегося в федеральной собственности земельного участка, на основании пункта 1.1. которого предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок площадью 2 016 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000034:1204, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Рабочая, уч. N 2 с разрешенным использованием: под эксплуатацию зданий лаборатории, гаражей, складов и проходной. Договоро заключен сроком по 28.03ю.2061 (пункт 2.1).
09.09.2014 предприниматель обратился в ТУ Росимущества в Иркутской области с заявлением (вх. N 12112 от 09.09.2014) о предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 2016 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2, кадастровый номер 38:36:000034:1204, под эксплуатацию принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости (зданий лаборатории, гаражей, складов и проходной). К заявлению приложены свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, договор аренды испрашиваемого земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка.
ТУ Росимущества в Иркутской области письмом от 20.10.2014 N ОАА-38/11246 сообщило предпринимателю об отсутствии правовых оснований в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с тем, что в границах земельного участка расположен объект культурного наследия федерального значения - "Усадьба (дер.) 1890-е годы".
Заявитель, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на дату обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка, установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1).
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции проверяемого периода) предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в частности функции по управлению федеральным имуществом, функции в области приватизации и полномочия собственника.
Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункты 5.4, 5.6, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Пунктом 4 Положения о Росимуществе предусмотрено, что оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из смысла указанной статьи следует, что обязанность по заключению договора аренды или купли-продажи земельного участка возложена на исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, то есть, как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае - на Управление. При этом системный анализ пункта 4 статьи 28, пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, действующим на дату обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка, утвержден следующий Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее - Перечень): 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 5) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; 6) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; 70 копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня; 8) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Пунктом 2 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Судом первой инстанции установлено, что к заявлению от 09.09.2014, Денисевичем А.Б. приложены паспорт, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; кадастровый паспорт земельного участка, в котором указано разрешенное использование: для эксплуатации зданий лаборатории, гаражей, складов и проходной.
Объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателю на праве собственности, и испрашиваемый земельный участок имеют один адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Рабочая, 2. ТУ Росимущества в Иркутской области не оспаривается факт расположения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих предпринимателю на праве собственности.
ТУ Росимущества в Иркутской области не оспаривает предоставление заявителем пакета документов, предусмотренного Перечнем и не ссылается на отсутствие какого-либо из предусмотренных Перечнем документов как на основание отказа в предоставлении земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из письма ТУ Росимущества в Иркутской области от 20.10.2014 N ОАА-38/11246 основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило нахождение в границах земельного участка объекта культурного наследия федерального значения, при этом государственный орган сослался на письмо Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 10.10.2014 N 76-37-7233/14.
Из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), в редакции, действующей в период спорных правоотношений, следует, что одним из предметов регулирования этого Закона являются особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (часть 1 статьи 3 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление оборота земельных участков в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом, а также установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и ограниченным в обороте отнесены участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Статьями 94, 99 Земельного кодекса земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, отнесены к землям особо охраняемых территорий, их использование предписано осуществлять в строгом соответствии с их целевым назначением, запрещены изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность, в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации предусмотрено установление зоны охраны объектов культурного наследия.
Согласно части 3 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
Применительно к случаю реализации юридическими лицами исключительного права на приобретение земельных участков под принадлежащими им объектами недвижимости Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 13.03.2007 N 15355/06 и от 21.07.2009 3 3573/09 отметил, что факт нахождения на земельном участке объекта культурного наследия федерального значения не приводит к изъятию такого земельного участка из хозяйственного использования и не означает законодательного запрета на его гражданский оборот.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в период спорных правоотношений, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.
Как правильно установлено судом первой инстанции, доказательства отнесения испрашиваемого земельного участка к землям, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте государственный орган не представил.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят и законодательство не содержит запрета на оборот таких земельных участков, государственный орган необоснованно отказал в передаче в собственность заявителю данного земельного участка.
Поскольку оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия в реализации права на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под принадлежащими заявителю объектами недвижимости, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Резолютивная часть оспариваемого решения соответствует приведенным требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Отклоняя доводы предпринимателя в данной части, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в случае в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2015 года по делу N А19-981/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-981/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 января 2017 г. N Ф02-6495/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Денисевич Александр Борисович
Третье лицо: Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6495/16
22.11.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7069/16
01.11.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6650/16
12.09.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2915/15
18.11.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5524/15
31.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2915/15
31.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2915/15
28.04.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-981/15