г. Вологда |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А13-3693/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВПБА Автобус" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 мая 2015 года по делу N А13-3693/2015 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: 160019, город Вологда, улица Комсомольская, дом 55; ОГРН 1023500870953, ИНН 3535020041; далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВПБА Автобус" (место нахождения: 160019, город Вологда, улица Чернышевского, дом 147; ОГРН 1143525017932, ИНН 3525333326; далее - общество, ООО "ВПБА Автобус") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 мая 2015 года общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы, не оспаривая наличия в его деянии вмененного ему в вину правонарушения, указывает на то, что допущенные нарушения не относятся к существенным и они были немедленно устранены, а также на то, что штраф в размере 30 000 руб. является для него значительным.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 17.02.2015 по 10.03.2015 должностным лицом управления на основании приказа от 11.02.2015 N 57 проведены контрольные мероприятия в отношении общества в целях обеспечения безопасности при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и соблюдения требований транспортного законодательства.
Обстоятельства, выявленные в ходе указанных мероприятий, послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 10.03.2015 N 101.
Согласно протоколу ООО "ВПБА Автобус" при осуществлении на основании лицензии от 06.02.2013 N АСС-35-000535 деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), допустило нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения, Закон N 196-ФЗ); статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; пунктов 13, 16 приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" от 18.09.2008 N 152; пунктов 1.6, 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 приложения 2, пункта 6 приложения 1, пунктов 15, 21, 22 приложения 1, пункта 25 приложения 1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (далее - Приказ Минтранса от 15.01.2014 N 7); пунктов 8, 25, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (далее - Приказ Минтранса от 20.08.2004 N 15).
Допущенные обществом нарушения лицензионных требований выявлены 10.03.2015 и выразились в том, что ООО "ВПБА Автобус" не соблюдает правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Данное нарушение выразилось в следующем:
- в ООО "ВПБА Автобус" в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий не спланированы мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП); по проверке соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров; по проверке наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации (свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, лицензия на осуществление пассажирских перевозок, путевой лист, а также иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации); по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства; по обеспечению стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной системы;
- в ООО "ВПБА Автобус" водители допускаются к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, что запрещается;
- при проверке журнала регистрации инструктажа на рабочем месте установлено, что в ООО "ВПБА Автобус" не проведены специальные инструктажи со всеми водителями, проведение которых необходимо в связи со вступлением в силу 01.01.2015 технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877, положения которого влияют на профессиональную деятельность водителя;
- при проверке журнала регистрации инструктажа на рабочем месте установлено, что в ООО "ВПБА Автобус" не осуществляется документальный учет сведений о лице (отсутствует фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проводившем инструктаж, дате проведения инструктажа;
- ООО "ВПБА Автобус" использует транспортные средства, не допущенные к эксплуатации в установленном порядке, а именно в городе Череповце, на улице М. Горького, дом 44, водитель Беляков Александр Алексеевич 20.01.2015 в 14 час 00 мин осуществлял перевозку пассажиров на транспортном средстве, не прошедшем технический осмотр (автобус "Мерседес", государственный регистрационный знак АЕ 597/35).
Допущенные обществом нарушения лицензионных требований также выразились в том, что ООО "ВПБА Автобус" не соблюдает установленный законодательством режим труда и отдыха водителей.
При проверке табелей учета рабочего времени водителей ООО "ВПБА Автобус" за январь 2015 года выявлено, что продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц) превышает нормальное число рабочих часов (120 часов), а именно водитель Зеленцов Н.С. отработал 122,5 часа, Беляков А.А. - 121 час.
При проверке путевых листов, выданных водителям, которые осуществляли перевозку пассажиров, выявлены нарушения в части продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха, которая составляет менее 12 часов. В частности: водитель Беляков А.А. 01.02.2015 закончил рабочую смену в 20 час 10 мин, а 02.02.2015 проходил предрейсовый медицинский осмотр в 06 час 45 мин, продолжительность междусменного отдыха с 01.02.2015 на 02.02.2015 составила 10 час 35 мин (копии путевых листов от 01.02.2015 N 189, от 02.02.2015 - 03.02.2015 N 212); водитель Беляков Л.Л. 11.02.2015 закончил рабочую смену в 20 час 05 мин, а 12.02.2015 проходил предрейсовый медицинский осмотр в 06 час 45 мин, продолжительность междусменного отдыха с 11.02.2015 на 12.02.2015 составила 10 час 40 мин (копии путевых листов от 11.02.2015 N 265, от 12.02.2015 - 13.02.2015 N 254).
Кроме того, ООО "ВПБА Автобус" понуждает водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения, что запрещается. Данное нарушение выразилось в следующем:
- согласно представленному графику работы на январь 2015 года у водителя Белякова А.А. запланирована продолжительность рабочего времени (121 час) за учетный период (месяц), превышающая нормальное число рабочих часов (нормальную продолжительность рабочею времени, которая в соответствии с производственным календарем на 2015 год за январь составляет 120 час);
- согласно представленному графику работы на январь 2015 года у водителя Зеленцова Н.С. запланирована продолжительность рабочего времени (122,5 час) за учетный период (месяц), превышающая нормальное число рабочих часов (нормальную продолжительность рабочею времени, которая в соответствии с производственным календарем на 2015 год за январь составляет 120 час);
- согласно представленному графику работы на февраль 2015 года у водителя Белякова А.А. запланирована продолжительность рабочего времени (153,5 час) за учетный период (месяц), превышающая нормальное число рабочих часов (нормальную продолжительность рабочею времени, которая в соответствии с производственным календарем на 2015 год за февраль составляет 152 час);
- согласно представленному графику работы на март 2015 года у водителя Клименко П.В. запланирована продолжительность рабочего времени (169 час) за учетный период (месяц), превышающая нормальное число рабочих часов (нормальную продолжительность рабочею времени, которая в соответствии с производственным календарем на 2015 год за март составляет 168 час).
Помимо этого, ООО "ВПБА Автобус" допущены нарушения лицензионных требований при оформлении путевых листов, а именно не указаны показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку (копии путевых листов от 19.01.2015 - 20.01.2015 N 123, от 01.02.2015 N 189, от 02.03.2015 - 03.03.2015 N 212, от 11.02.2015 N 265, от 12.03.2015 - 12.03.2015 N 254), медицинским работником не проставлены данные о проведении послерейсового медицинского осмотра водителя с его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (копии путевых листов от 19.01.2015 - 20.01.2015 N 123, от 02.03.2015 - 03.03.2015 N 212, от 12.03.2015 - 12.03.2015 N 254).
По мнению административного органа, ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с этим управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции вынесено решение о привлечении общества к административной ответственности, поскольку в действиях данного общества имеется событие и состав административного правонарушения.
Апелляционный суд считает данный судебный акт законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом, с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения.
В силу части 2 статьи 20 указанного Закона юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.
Частью 3 статьи 20 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиаты обязаны соблюдать минимальный уровень обеспечения безопасности дорожного движения, установленный законодательством Российской Федерации. Снижать этот уровень своими решениями лицензиаты не вправе.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" следует, что сведения о транспортном средстве включают: даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку, которые проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункт 13); даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, которые проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16).
В силу части 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Согласно приложению 1 к Приказу Минтранса от 15.10.2014 N 7 в целях предупреждения ДТП - субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне. В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет. При осуществлении указанного анализа устанавливаются: в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее - водитель): фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве, а также по возможности те же сведения о других водителях - участниках ДТП; прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, - обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения; соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха; соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил; наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года; организация повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;
2) в отношении транспортного средства: государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта - бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве; наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП; наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства; организация технического обслуживания и ремонта транспортного средства, включая: периодичность технического обслуживания транспортного средства и сроки проведения последнего технического обслуживания транспортного средства, а также лицо, ответственное за его проведение; соблюдение межсервисного пробега; наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства; наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;
3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности: фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра; соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил; меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения (пункт 6). Субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей (пункт 15). Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случаях: вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей; изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения; получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом; совершения и (или) угрозы совершения террористических актов. При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя (пункт 21). Субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей (пункт 22). Для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке (пункт 25).
Согласно приложению 2 к Приказу Минтранса от 15.10.2014 N 7 в перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации входят: мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП (пункт 1.6); проверка соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и грузов (пункт 2.1); проверка наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации (свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, лицензия на осуществление пассажирских перевозок, путевой лист, а также иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации) (пункт 2.2); поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства (пункт 2.3); обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности (пункт 2.6).
В силу Приказа Минтранса от 20.08.2004 N 15 в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников (пункт 8). Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд. На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками (пункт 25).
Факт нарушения обществом вышеуказанных положений законодательства подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.03.2015 N 101, а также иными материалами административного дела в совокупности и обществом не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 названного постановления при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины не выделяет (статья 2.2 названного Кодекса).
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, осуществлять, в частности, контроль за соблюдением технического состояния автотранспортного средства возложена на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с пассажирскими перевозками.
ООО "ВПБА Автобус" не представлено доказательств того, что выявленные нарушения вызваны обстоятельствами, которые оно не могло разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых он не отвечает.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом своевременных и достаточных мер по обеспечению соблюдения правил эксплуатации транспортных средств при перевозке пассажиров, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ВПБА Автобус" состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении управлением соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение о привлечении ООО "ВПБА Автобус" к административной ответственности принято судом первой инстанции в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей назначено обществу в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Наказание в виде предупреждения для юридических лиц санкция данной статьи не предусматривает.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Определяя наказание ООО "ВПБА Автобус", суд первой инстанции оценил обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности допущенного нарушения. Допущенные ООО "ВПБА Автобус" нарушения лицензионных требований в части обеспечения безопасности перевозок пассажиров создают условия для возникновения обстоятельств, угрожающих безопасности движения.
Кроме того, следует отметить, что, указывая в апелляционной жалобе на тяжелое финансовое положение, общество на привело документального обоснования наступления для него необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения хозяйственной деятельности ввиду фактической невозможности единовременной оплаты наложенной санкции публично-правового характера, в том числе созданием угрозы имущественной несостоятельности (банкротства) организации, что свидетельствует о бездоказательном характере его доводов.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 мая 2015 года по делу N А13-3693/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВПБА Автобус" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3693/2015
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "ВПБА Автобус"