г. Москва |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А40-324745/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
судей: Банина И.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционные жалобы Министерства управления финансами Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2015 г.
по делу N А40-324745/2014, принятое судьей Михайловой Е.В. (шифр судьи 133-207)
по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, Самарская обл., г. Тольятти, пл. Свободы, д. 4)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области
с участием Министерства строительства Самарской области, Правительства Самарской области, Министерства управления финансами Самарской области и в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика 1: Рыбина И.В. по доверенности N 01-10-08/33 от 03.04.2015 года,
от ответчика 2: Ермакова О.А. по доверенности N 47 от 28.11.2014 года,
третьего лица(1): не явился, извещен,
от третьего лица(2): не явился, извещен,
от третьего лица(3): не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилась Мэрия городского округа Тольятти с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 1 374 042 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2014 исковые требования удовлетворены.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 апелляционная жалоба ответчика на указанное решение возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 АПК РФ.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил решение отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Московского округа Постановлением от 28.10.2014 Решение от 26.05.2014 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-32745/14 отменил, направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, при этом суд кассационной инстанции указал, что доводы ответчика о том, что Российской Федерацией обязанность по перечислению субвенций в отношении Самарской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5 - ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" исполнена в полном объеме и о том, что Самарская область располагала денежными средствами, предоставленными на обеспечение жильем инвалидов, судом рассмотрены не были. Не получил оценки так же и довод ответчика об отсутствие в материалах дела доказательств того, что выделенные бюджетные ассигнования были израсходованы в полном объеме. В нарушение положений статьи 15 АПК РФ суд не указал, на основании каких норм права он пришел к выводу о том, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему делу, и в чем именно заключается незаконность действий (бездействий) ответчика.
При новом рассмотрении дела судом в качестве соответчика было привлечено к участию в деле Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2015 года по делу N А40-324745/2014 взыскано с Самарской области в лице Министерства социально- демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Мэрии городского округа Тольятти 1 374 042 руб.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик (Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области) и Министерство управления финансами Самарской области обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Заявители полагают, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя истца и третьих лиц, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 статьи 40).
При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-0-0 и от 01.12.2009 N 1548-0-0).
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно преамбуле названного Закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено понятие социальной защиты инвалидов для целей реализации закона.
Понятие "социальная защита инвалидов" включает в себя систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При этом под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 24 ст. 26.3 названного Закона решение вопросов, в том числе, социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со статьей 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД).
При этом названным Законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемые бюджетам муниципальных образований Самарской области на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В силу статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях (часть 1).
В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе инвалидов и семей, имеющие детей- инвалидов, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115- ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области в том числе по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В соответствии со статьей 4 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Как правильно указал суд первой инстанции, предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции обоснованно указал, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Приведенными выше нормами действующего законодательства четко определен источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 гражданам-инвалидам и приравненным к ним категориям граждан льгот, - такие затраты являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, на настоящий момент является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в силу Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 г. N 599 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", в котором, в частности, указано, что к ведению Минсоцдемографии относится в т.ч. обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в т.ч. нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно определил, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Как указал Пленум ВАС РФ в п. 17 Постановления от 22 июня 2006 г. N 23 Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При изложенных выше обстоятельствах, установив отнесение затрат муниципального образования по предоставлению жилых помещений к расходным обязательствам субъекта РФ - Самарской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявленного требования за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителями не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2015 по делу N А40-32745/14 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства управления финансами Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32745/2014
Истец: Мэрия городского округа Тольятти
Ответчик: Министерство финансов РФ, МинФин РФ
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11389/14
11.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29376/15
28.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-32745/14
28.10.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11389/14
01.08.2014 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34457/14
26.05.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-32745/14