г. Киров |
|
18 августа 2015 г. |
Дело N А31-1620/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судейИвшиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитинской Е.В.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН: 1057601091151; ИНН: 7606053324) на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.05.2015 по делу N А31-1620/2015, принятое судом в составе судьи Мосунова Д.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" к Финансовому управлению администрации городского округа город Шарья (ОГРН 1024402033468; ИНН 4407002337) о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации городского округа город Шарья Костромской области по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Костромской области серии АС N 006710094 от 19.11.2014 по делу N А31-8489/2014 и обязании совершить все необходимые действия для исполнения данного листа,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2", заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к финансовому управлению администрации городского округа город Шарья Костромской области (далее - Финансовое управление, ответчик) о признании незаконным бездействия Финансового управления по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Костромской области серии АС N 006710094 от 19.11.2014 по делу N А31-8489/2014 и обязании совершить все необходимые действия для исполнения данного исполнительного листа.
Определением суда от 21.05.2015 (л.д. 154) судом приняты документы об уточнении заявленных требований в части обязания совершить действия, а именно обязать Финансовое управление внести изменения в сводную бюджетную роспись, обратиться в адрес Главы Муниципального образования городской округ город Шарья и представительного органа с ходатайством об обеспечении исполнения исполнительного листа АС N 006710094 от 19.11.2014 по делу N А31-8489/2014.
Решением суда от 21.05.2015 ОАО "ТГК N 2" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению ОАО "ТГК N 2", решение от 21.05.2015 является незаконным и необоснованным, нарушающим права истца по причине неправильного применения норм материального и процессуального права. Заявитель утверждает, что суд пришел к выводам, которые противоречат обстоятельствам дела.
Истец отмечает, что Финансовое управление не предприняло всех необходимых действий для своевременного исполнения исполнительного документа, обязанность принятия которых предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ). Кроме того, ответчик указывает на отсутствие доказательств объективной невозможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа. ОАО "ТГК N 2" также считает, что Финансовое управление в период с 27.11.2014 по 27.02.2015 обязано было обратиться к Главе муниципального образования городской округ город Шарья и к представительному органу с ходатайством об обеспечении исполнения исполнительного листа. Наконец, истец указывает на факт рассмотрения судом дела без учета уточненных требований как основание отмены или изменения решения суда в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу заявил возражения относительно доводов заявителя, просит решение от 21.05.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Финансовое управление ходатайствовало о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание явились представитель заявителя Вохмина М.В., действующая на основании доверенности от 01.02.2015, Царева В.В., действующая на основании доверенности от 01.02.2015.
Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Костромской области от 2.10.2014 по делу N А31-8489/2014 с муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области в лице управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации городского округа город Шарья Костромской области за счет казны в пользу ОАО "ТГК N 2" взыскано 17908933 рубля 41 копейка в счет возмещения убытков, 2000 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины а также проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета на сумму 17908933 рубля 41 копейка со дня вступления решения в законную силу по день фактического исполнения решения суда по учетной ставке Банка России 8,25 % годовых. Решение суда вступило в силу 6.11.2014.
Исполнительный лист серии АС N 006710094 по делу А31-8489/2014 выдан ОАО "ТГК N 2" 19.11.2014, 21.11.2014 вышеуказанный документ был направлен для исполнения в адрес Финансового управления и получен ответчиком 27.11.2014.
В соответствии с ч. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнительный лист не был исполнен ответчиком в установленный срок, в результате чего ОАО "ТГК N 2" посчитало, что со стороны Финансового управления имеет место бездействие, послужившее причиной обращения истца в суд с заявлением о признании вышеуказанного бездействия незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое бездействие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконным, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемое бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемое бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
На основании части 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса, которой, в том числе, регламентирован порядок обращения взыскания на средства местных бюджетов.
Статьей 242.2 Бюджетного кодекса РФ определен порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из части 4 названной статьи следует, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям исполнительный лист и иные предусмотренные этим Кодексом документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
При этом исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (часть 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ).
В силу части 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Из части 1 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ следует, что Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом (абзац 1). Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа (абзац 2).
Абзацем 2 части 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в пределах объема бюджетных ассигнований (абзац 5 части 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2009 N 1312-О-О, в силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ полномочие руководителя финансового органа муниципального образования вносить изменения в сводную бюджетную роспись - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
В то же время, учитывая, что сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац 10 статьи 6, абзац 1 пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.
Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса РФ, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Кодекса - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Кроме того, в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что взыскатель при неисполнении исполнительного листа за счет средств бюджета в трехмесячный срок не лишен возможности предъявить его для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
Согласно пункту 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что на момент предъявления исполнительного листа серии АС N 006710094 в Финансовое управление поступило на исполнение несколько исполнительных листов от ОАО "ТГК N 2" на общую сумму 61 904 013, 56 рублей.
В то же время решением Думы городского округа город Шарья от 25.12.2014 N 50-ДН "О внесении изменений в решение Думы городского округа город Шарья от 26.12.2013 N 44-ДН "О бюджете городского округа город Шарья на 2014 год" дефицит бюджета был утвержден в сумме 217 870, 0 тыс. руб. По исполнению бюджета городского округа город Шарья за 2014 год сложился дефицит бюджета в сумме 56 075,9 тыс. руб. Следовательно, предусмотреть в конце 2014 года дополнительные средства в размере 17 908 933,4 руб. при отсутствии дополнительных источников не представляется возможным.
При этом, дополнительные средства в виде дотаций из областного бюджета были получены Финансовым управлением в декабре 2014 года и направлены на погашение задолженности Управления ЖКХ и строительства администрации городского округа город Шарья Костромской области перед ОАО "ТГК N 2" по исполнительному листу серии АС N 006707581, выданному 12.08.2014 по делу А31-3145/2014.
По причине невозможности самостоятельного исполнения судебных решений администрацией городского округа город Шарья 24.02.2015, т.е. до истечения срока исполнения исполнительного листа серии АС N 006710094, было направлено письмо в администрацию Костромской области в адрес первого заместителя губернатора Костромской области И.В.Корсуна (л.д.61-62), а также в департамент финансов Костромской области (л.д.63-64) об оказании финансовой помощи в виде дотаций муниципальному образованию городской округ город Шарья. На письмо, адресованное первому заместителю губернатора Костромской области, был получен отрицательный ответ от департамента финансов Костромской области (л.д.65).
Судом первой инстанции также установлено, что ответчиком предпринимались попытки внести изменения в сводную бюджетную роспись в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, утвержденным Приказом N 107 от 29.12.2008 (л.д. 121-126).
Из материалов дела следует, что причиной невозможности исполнить судебный акт, также являлся большой объем дефицита местного бюджета, отсутствие доходов, достаточных для его покрытия. Названное обстоятельство истцом не опровергнуто.
При данных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком принимались необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, в связи с чем незаконного бездействия со стороны Финансового управления по неисполнению исполнительного документа не усматривается. Достаточных и надлежащих доказательств обратного, в нарушение положений пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в материалах дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Довод истца о том, что глава муниципального образования и представительного органа не были уведомлены Финансовым управлением о невозможности исполнить исполнительный лист также отклоняется, поскольку как из выписки из протокола заседания совместной комиссии по урегулированию и согласованию разногласий (л.д. 102), так и из выписки из протокола совместного заседания постоянных депутатских комиссий Думы городского округа город Шарья от 11.12.2014 следует, что на вышеуказанных заседаниях присутствовал глава администрации, а также депутаты представительного органа.
Довод ОАО "ТГК N 2" о том, что суд первой инстанции рассмотрел дело исходя из первоначальных требований, не принимая во внимание уточненные, также подлежит отклонению, поскольку наличие в материалах дела протокольного определения от 21.05.2015 (л.д.154) свидетельствует о принятии судом документов истца от 21.05.2015, в том числе об уточнении второго требования. По причине того, что суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Финансового управления, уточненные требования заявителя, заключающиеся в обязании Финансового управления внести изменения в сводную бюджетную роспись и обратиться в адрес Главы Муниципального образования городской округ город Шарья и представительного органа с ходатайством об обеспечении исполнения исполнительного листа АС N 006710094 от 19.11.2014 по делу N А31-8489/2014, не подлежали удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является правильным.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.05.2015 по делу N А31-1620/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1620/2015
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2"
Ответчик: администрации городского округа город Шарья, Финансовое управление администрации городского округа город Шарья
Третье лицо: МО г/о г. Шарья в лице Управления ЖКХ, строительства, территориального планирования и архитектуры администрации г/о г. Шарьи КО, Муниципальное образование городской окгур г. Шарья в лице Управления ЖКХ, строительства, территориального планирования и архитектуры администрации г/о г. Шарьи Костромской области, Финансовое управление администрации городского округа город Шарья
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2016 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4591/16
05.04.2016 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-1620/15
07.12.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4886/15
18.08.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6253/15
21.05.2015 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-1620/15