г. Красноярск |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А69-453/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" августа 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от ответчика (Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр"): Монгуш В.Х., представителя по доверенности от 30.01.2015 N 42,
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "28" мая 2015 года по делу N А69-453/2015, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Тыва (далее - заявитель, ТФОМС Республики Тыва) (ИНН 1701007327, ОГРН 1071701000810) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр" (далее - ответчик, учреждение) (ИНН 1714002301, ОГРН 1021700689801) о взыскании средств обязательного медицинского страхования в размере 2 436 120 рублей 67 копеек, использованных не по целевому назначению, штрафа в размере 243 612 рублей 07 копеек и пени в размере 675 рублей 43 копейки.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "28" мая 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования, ссылаясь на необоснованность выводов суда первой инстанции об отсутствии у заявителя права на взыскания средств обязательного медицинского страхования, поскольку учреждение оказывает услуги в системе обязательного медицинского страхования по установленным тарифам, является получателем средств за оказанную медицинскую помощи, в связи с чем обязано использовать средства медицинского страхования в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. В свою очередь ТФОМС Республики Тыва уполномочено на осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования. Использование средств не по целевому назначению является основанием для взыскания с учреждения штрафа и начисления пени.
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
26.06.2015 от заявителя поступило ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.
10.08.2015 от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Руководствуясь статьями 158, 159, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку заявитель не назвал уважительных причин неявки в судебное заседание, не представил доказательств того, что его сотрудники находятся в командировке и что нет возможности направить в судебное заседание кого-либо из сотрудников, кто остался на рабочем месте; кроме того суд определил удовлетворить ходатайство и рассмотреть жалобу в отсутствие ее заявителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 13 августа 2015 года до 14 августа 2015 года. Сведения о перерыве размещены на сайте www.arbitr.ru. После перерыва в заседание явился тот же представитель ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ТФОМС Республики Тыва в отношении учреждения проведена проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 01.10.2012.
В результате проверки составлен акт от 20.11.2012 N 28, согласно которому установлено нецелевое и неправомерное использование учреждением средств обязательного медицинского страхования на сумму 2 456 120 рублей 67 копеек. По результатам проверки заявителем в срок до 04.12.2012 предложено восстановить указанную сумму средств на счет ТФОМС Республики Тыва, а также перечислить штраф в размере 245 612 рублей 07 копеек и пени в сумме 675 рублей 43 копейки.
В связи с тем, что учреждение отказалось выплачивать указанные суммы, ТФОМС Республики Тыва обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции выводу о том, что заявитель, не являясь стороной договоров, по которым от ЗАО "Капитал Медицинское страхование" учреждению были перечислены средства медицинского страхования за оказанную помощь, не вправе заявлять требования о взыскания соответствующих средств, штрафа и пени.
С 01.01.2011 отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе в части правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Статья 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ определяет следующие основные понятия, используемые в данном федеральном законе:
- обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;
- базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;
- территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с положениями часть 5 статьи 15, пункта 1 части 1 и пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется медицинской организацией на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; на основании такого договора медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и несет корреспондирующую этому праву обязанность использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования).
Статьей 37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ установлено, что право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Положения статей 38 и 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ регулируют условия реализация договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию соответственно.
Так, по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
В частях 2, 3, 4 названной статьи приводится перечень прав и обязанностей, которые подлежат указанию в договоре и которыми обладают (которые возлагаются) на страховую медицинскую организацию и территориальный фонд как участников данного вида договора.
Из содержания соответствующих прав и обязанностей, а также иных положений статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ следует, что условиями заключения и исполнения данного договора является предоставление территориальным фондом страховой медицинской организации средств на расходы (часть 18), целевой характер данных средств (части 2, 3, 4, 5, 12).
В свою очередь положения статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ устанавливают, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Из приведенных норм права следует, что обязательное медицинское страхование, а именно обеспечение права лица застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи реализуется посредством заключения договоров, в соответствии с условиями которых денежные средства поступают медицинской организации от территориального фонда опосредованно через страховую медицинскую организацию.
Таким образом, все денежные средства, которые обеспечивают функционирование системы обязательного медицинского страхования, в общем виде являются денежными средствами Фонда обязательного медицинского страхования. В силу этого, даже если в конечном звене функционирующей системы обязательного медицинского страхования денежные средства медицинской организации выделяются не Фондом, а страховой медицинской организацией, именно Фонд выделяет их страховой медицинской организации.
В силу этого апелляционный суд считает указание суда первой инстанции об отсутствии договорных отношений между Фондом и медицинской организацией не имеющими правового значения и сделанными без учета вышеуказанных норм материального права.
Прямым следствием из вышесказанного является наличие у Фонда права контроля за выделенными в систему обязательного медицинского страхования средствами.
Согласно части 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В силу части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (в редакциях, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 30.11.2011 N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и после изменений) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация обязана уплатить штраф. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 названного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации (филиала страховой медицинской организации) фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право на обращение территориального фонда с требованием о взыскании с медицинской организации денежных средств, использованные не по целевому назначению, сумм штрафов и пени, вытекает из целевого характера средств, поступающих от фонда, наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ТФОМС Республики Тыва в соответствии с положениями статей 4, 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе в качестве заявителя по делу обратиться в суд с требованием о возврате средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, а также сумм штрафа и пени.
Иное толкование вышеприведенных правовых норм необоснованно бы ограничило права территориального органа при осуществлении контроля за целевым использованием медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования.
Более того, Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 октября 2013 года N 1648-О отмечено, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что правоотношения, связанные с целевым использованием средств обязательного медицинского страхования носят публично-правовой характер, что подтверждает правомерность обращения территориального фонда в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Определяясь с характером сумм, которые просит взыскать заявитель, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующие фактические обстоятельства спора.
Из акта проверки следует и сторонами не оспаривается, что между учреждением и ЗАО "Капитал Медицинское страхование" заключен договор от 07.02.2011 N 14 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в 2012 году заключено дополнительное соглашение от 26.01.2012 N 1-1 к договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Договор заключен в соответствии с формой типового договора.
Представленными в материалы дела платежным поручения (том 2) подтверждается, что ЗАО "Капитал Медицинское страхование" в соответствии с вышеуказанным договором осуществляло перечисление учреждению денежные средства в счет оплаты за медицинские услуги. В материалы дела также представлены акты сверки расчетов, составленные между ЗАО "Капитал Медицинское страхование" и учреждением от 01.03.2012, 01.04.2012, 01.05.2012, 01.06.2012, 01.07.2012, 01.08.2012, 01.09.2012, 01.10.2012, 01.11.2012, 01.12.2012, 01.01.2013, 31.03.2012.
В акте проверки отражено, что учреждению в 2011, 2012 года от ЗАО "Капитал Медицинское страхование" в соответствии с заключенным договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на счет учреждения перечислены средства обязательного медицинского страхования в суммах 88 008 365 рублей 73 копейки и 60 342 365 рублей 40 копеек соответственно. Учреждение данные обстоятельства не отрицает и не опровергло.
Согласно представленным в материалы дела тарифным соглашениям на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Тыва на 2011 и 2012 годы, данные соглашения заключены между ТФОМС Республики Тыва и страховой медицинской организацией - ЗАО "Капитал Медицинское страхование". Предметом соглашений является согласование сторонами тарифов на медицинские услуги, действующих в системе обязательного медицинского страхования Республики Тыва, порядок расчетов тарифов на медицинские услуг, порядок индексации, порядок оплаты медицинских услуг, оказанных медицинскими организациями, порядок использования государственными, муниципальными медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования, а также восстановления средств, использованным организациями не по целевому назначению (пункты 1.1). Тарифные соглашения распространяются на медицинские организации, функционирующие в системе обязательного медицинского страхования в соответствии с Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Тыва на 2011 и 2012 годы соответственно (пункты 1.2).
Из изложенного следует, что денежные средства, поступившие учреждению от ЗАО "Капитал Медицинское страхование", были перечислены учреждению как медицинской организации, участвующей в системе обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными программами на 2011 и 2012 годы, из средств территориального фонда исходя из утвержденных тарифов.
Следовательно, вменяемое учреждению нарушение в виде нецелевого использования перечисленных ему денежных средств и наличие у территориального фонда права на их взыскание предполагает неосновательное получение им денежных средств и наличие обязанности по их возврату, что соответствует понятию неосновательного обогащения, определенного в главе 60 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что обстоятельства нецелевого использования средства обязательного медицинского страхования установлены заявителем по результатам проведенной проверки, оформленной актом от 20.11.2012 N 28, с соответствующим заявлением о взыскании ТФОМС Республики Тыва обратился в арбитражный суд 27.02.2015, в связи с чем право на взыскание данных сумм не утрачено, сроки исковой давности не пропущены.
Согласно статье 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011-2012 годах) тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников. Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом,- в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом.
Статьей 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, являются едиными на всей территории Российской Федерации. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года тариф на оплату медицинской помощи:
1) в части базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) в части территориальных программ обязательного медицинского страхования может включать в себя часть расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда (в части прочих выплат), расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно тарифному соглашению на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Республики Тыва на 2011 год в структуру тарифов на медицинскую помощь включены следующие статьи бюджетной классификации:
- подстатья 211 "Заработная плата" статьи 210 (включает расходы по фонду латы труда работников медицинских организаций, рассчитанные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Тыва, регулирующими оплату труда, штатную численность работников медицинских организаций Республики Тыва);
- подстатья 213 "Начисление на оплату труда" статьи 210 (включает расходы уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
- подстатья 226 "Прочие работы, услуги" статьи 220 (включает расходы на дату договоров с предприятиями общественного питания для обеспечения питания пациентов, находящихся в стационаре круглосуточного пребывания, при отсутствии (временном закрытии) пищеблока медицинских организаций; договоров по оплате стоимости анализов и инструментальных исследований для пациентов, производимых в других медицинских организациях (при отсутствии своей лаборатории); договоров с врачами сторонних медицинских организаций, оказывающих консультативную помощь в рамках территориальной программы медицинского страхования);
- статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" (включает расходы на приобретение медицинского инструмента со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью до 1500 рублей);
- статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (включает расходы на приобретение медикаментов в соответствии с территориальным Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; перевязочных средств, в соответствии с рекомендованными нормативами потребления, утвержденными нормативными правовыми актами Российской Федерации; кровезаменителей (за исключение крови и препаратов крови); реактивов, химикатов и других расходных материалов, используемых при медицинской помощи (за исключение материалов зубопротезирования); другие расходные используемые при оказании медицинской помощи в соответствии с приложением N 5 к Программе "Перечень жизненно необходимых и важнейших средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, при оказании бесплатной медицинской помощи в Республики Тыва на 2011 год" и до 5000 рублей, кроме расходных материалов, используемых при федеральных стандартов медицинской помощи в рамках Программы модернизации здравоохранения, которые приобретаются в пределах расхода по продукты питания пациентов при круглосуточном лечении в стационаре, а также расходы на содержание одного из родителей (иного члена и предоставлении права нахождения с ребенком в стационаре; мягкий инвентарь для пациентов и медицинского персонала учреждений здравоохранения в соответствии с табелем и нормами бесплатной выдачи санаторной одежды за исключением ной).
В структуру тарифов для оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Тыва на 2012 год согласно тарифному соглашению включены следующие статьи бюджетной классификации:
- 210 "Оплата труда и начисление на выплаты по оплате труда": субстатья 211 "Заработная плата (материальная помощь за счет экономии фонда оплаты труда", субстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда";
- 226 "Прочие работы, услуги": субстатья 226.18 (в части расходов медицинских организации по оплате договоров на оказание услуг врачей консультантов);
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов": субстатья 340 (в части расходов на приобретение продуктов питания, расходы по обеспечению специальным питанием медицинских работников, работа, которых связана с вредными опасными для здоровья и жизни условиями труда в медицинских организациях, участвующих в одноканальном финансировании);
- 226 "Прочие работы, услуги": субстатья 226,99 (в части расходов по оплате за организацию питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока);
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов": субстатья 340.11 (в части приобретения расходных материалов);
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов": субстатья 340.13 (в части приобретения медикаментов перевязочным средств, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, прочих материальных запасов);
- 310 "Увеличение стоимости основных средств": субстатья 310.07 (в части расходов на приобретение медицинского инструментария";
- 226 "Прочие работы, услуги": субстатья 226.99 (в части расходов учреждений по оплате договоров на оказание услуг: расходы по оплате лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования);
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов": субстатья 340.09 (в части расходов приобретение мягкого инвентаря).
Из акта проверки следует, что учреждение при осуществлении расходования целевых денежных средств, поступивших по системе обязательного медицинского страхования в 2011, 2012 годах, допустило нецелевое расходование средств на общую сумму 2 456 120 рублей 67 копеек, в том числе 1 457 349 рублей по статье 211 "Заработная плата", 562 771 рубль 67 копеек по статье 290 "Прочие расходы", 99 098 рублей по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств", 336 902 рубля по статье 340.
В подтверждение допущенных нарушений в материалы дела представлены вкладной лист кассовой книги, расходные кассовые ордера, платежные ведомости, авансовые отчеты, товарные чеки, платежные поручения (том 1). Учреждение допущенные факты нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования 2 456 120 рублей 67 копеек не оспаривало и не отрицало.
В материалы дела представлено платежное поручение от 16.09.2013 N 183 об уплате учреждением ТФОМС Республики Тыва 20 000 рублей за нецелевое использование средств ОМС.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель доказал обоснованность требования в части взыскания с ответчика 2 436 120 рублей 67 копеек средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
В части взыскания с учреждения штрафа и пени суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ в редакции до 14.06.2011 предусмотрена уплата медицинской организацией, допустившей использование не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, штрафа в размере суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Вместе с тем Федеральным законом от 30.11.2011 N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в указанную норму внесены изменения, в соответствии которыми медицинской организации, допустившей указанное нарушение, следует уплатить в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
В соответствии с общим принципом, предусмотренным статьей 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, закон, смягчающий или устраняющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие, ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
При этом как следует из положений пункта 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 года N 4-П императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Таким образом, спорные изменения обладают обратной силой и подлежат применению в связи с тем, что улучшают положение учреждения, поскольку уменьшают размер штрафных санкций; размер штрафных санкций подлежит определению исходя из 10 % суммы средств, использованных не по целевому назначению.
Следовательно, требование ТФОМС Республики Тыва о взыскании с учреждения штрафа в размере 243 612 рублей 07 копеек подлежит удовлетворению.
В части взыскания с учреждения на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ суммы пени суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласно приведенной норме средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 26 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73, возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) на основании акта проверки в порядке, определенном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
Акт проверки составлен 20.11.2012 и вручен представителю учреждения 20.11.2012, срок оплаты в акте указан до 04.12.2012, следовательно, соответствующие суммы пени подлежали начислению с 05.12.2012.
При расчете суммы пени суд апелляционной инстанции учел, что ставка рефинансирования в соответствии с решением Совета директоров Банка России начиная с 14 сентября 2012 года установлена в размере 8,25 процента годовых, а 16.09.2013 учреждение произвело уплату 20 000 рублей. Следовательно, размер пени до 16.09.2013 подлежит расчету исходя из суммы средств 2 456 120 рублей 67 копеек, после - 2 436 120 рублей 67 копеек.
Таким образом, размер процентов, рассчитанных до обращения заявителя с требованием в арбитражный суд (27.02.2015), является следующим: ((2 456 120 рублей 67 копеек х ((0, 0825/360)/300)) х 285 дней) + ((2 436 120 рублей 67 копеек ((0,0825/360)/300)) х 530 дней) = 1529 рублей 75 копеек.
При таких условиях суд апелляционной инстанции полагает, что требование ТФОМС Республики Тыва о взыскании с учреждения пени в размере 675 рублей 43 копейки подлежит удовлетворению.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
Рассмотренные судом требования по своей природе являются имущественными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 36 402 рубля.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 32 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении заявлением в арбитражный суд и подаче апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктами 5, 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственная пошлина в таком случае подлежит взысканию в доход бюджета с ответчика.
В этой связи государственная пошлина за обращение с заявлением в арбитражный суд (36 402 рубля) и подачу апелляционной жалобы (3000 рублей) в размере 39 402 рублей на основании положений подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с учреждения как ответчика по делу.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "28" мая 2015 года по делу N А69-453/2015 отменить. Принять новый судебный акт. Заявленное требование удовлетворить.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр" (ИНН 1714002301, ОГРН 1021700689801) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва (ИНН 1701007327, ОГРН 1071701000810) 2 436 120 рублей 67 копеек средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 243 612 рублей 07 копеек штрафа, 675 рублей 43 копейки пени.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Улуг-Хемский межкожуунный медицинский центр" (ИНН 1714002301, ОГРН 1021700689801) в доход федерального бюджета 39 402 рубля государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-453/2015
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "УЛУГ-ХЕМСКИЙ МЕЖКОЖУУННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР"