Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2015 г. N Ф08-7570/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А32-8040/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2014 по делу N А32-8040/2013 и апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на дополнительное решение от 20.05.2015 по указанному делу
по заявлению Администрации города Сочи
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
третьи лица: ОАО "Кубаньэнерго", ГК "Олимпстрой", Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Шифрина Наталия Александровна, Осипов Александр Александрович, ООО "Маркет-Капитал", ООО "Сервер", Потребительский гаражно-строительный кооператив "Жавгур", Туйсузян Михаил Эдуардович, Онищенко Алварт Хачиковна,
о признании незаконным бездействия, обязании передать земельные участки в муниципальную собственность,
принятые судьей Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - заинтересованное лицо, управление), в котором просило
1. Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче указанных земельных участков из федеральной в муниципальную собственность;
2. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами:
земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402030:23, площадью 603 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Бестужева, 1;
земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1224 площадью 6165 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Н. Имеретинская;
земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420006:221 площадью 97 248 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, пос. Красная Поляна (ориентировочно 2 960 м. по направлению на север от места впадения реки Бешенка в реку Мзымта);
земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420021:1074 площадью 11 320 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, пос. Эсто-Садок;
земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:12 площадью 700 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 186;
земельный участок с кадастровым номером 23:49:040204:56 площадью 609 кв. м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, N 65;
земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202016:271 площадью 1020 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Донская.
Требования мотивированы тем, что управление по обращению администрации должно передать в муниципальную собственность земельные участки, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, в силу отнесения их к землям особо охраняемых природных территорий. Администрация направила заинтересованному лицу соответствующие обращения. Управление участки не передало.
Заявитель отказался от требований в части земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402030:23 и 23:49:0402041:56 (т. 2, л.д. 40).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Кубаньэнерго", ГК "Олимпстрой", Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Шифрина Наталия Александровна, Осипов Александр Александрович, ООО "Маркет-Капитал", ООО "Сервер", Потребительский гаражно-строительный кооператив "Жавгур", Туйсузян Михаил Эдуардович, Онищенко Алварт Хачиковна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2014 прекращено производство по делу в части требований по земельным участкам 23:49:0402030:23 и 23:49:0402041:56. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Решение мотивировано тем, что Федеральный закон N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) вступил в силу 20.12.2008. Из его норм следует, что передача в муниципальную собственность по этому закону производится именно тех земельных участков, право собственности на которые было зарегистрировано за Российской Федерацией в силу нахождения их в границах особо охраняемых природных территорий федерального уровня собственности (иные участки). В пункте 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ указано, что из федеральной собственности в собственность в том числе муниципальных образований передаются земельные участки, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Из представленных в дело выписок из ЕГРП на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420006:221, 23:49:0420021:1074 следует, что право собственности на эти участки зарегистрировано за Российской Федерацией в 2009 году и позднее. То есть эти участки под действие Закона N 244-ФЗ не подпадают и не могут быть переданы в муниципальную собственность по указанным в нем основаниям. Администрация, обратившись в суд с заявлением, в основание своих требований положила именно нарушение закона N 244-ФЗ. Иные основания для передачи участков в муниципальную собственность заявитель не указал. Бездействие управления в этой части закону не противоречит. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:020201:271 зарегистрировано за муниципальным образованием город Сочи 13.04.2013.
Администрация города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2014 отменить в части неудовлетворенных требований. Вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявление администрации в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что спорные участки находятся в границах курорта федерального значения и в силу закона относятся к муниципальной собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу, содержащемся в ходатайстве о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, управление просило оставить решение по делу без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (т. 2, л.д. 112).
07.04.2014 судом первой инстанции было принято определение о рассмотрении вопроса о вынесении дополнительного решения по делу. Определение мотивировано тем, что судом по существу не рассмотрено требование о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:12.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 производство по апелляционной жалобе администрации г. Сочи было приостановлено до вынесения Арбитражным судом Краснодарского края дополнительного решения по делу N А32-8040/2013.
Дополнительным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2015 признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:04020:12 площадью 700 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 186, из федеральной в муниципальную собственность. Управление обязано принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:04020:12 площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 186, из федеральной в муниципальную собственность в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Дополнительное решение мотивировано тем, что в пункте 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ указано, что из федеральной собственности в собственность в том числе муниципальных образований передаются земельные участки, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Согласно выписке из реестра прав от 18.06.2014 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:12 право собственности Российской Федерации зарегистрировано 01.07.2002, т.е. до вступления в силу закона N 244-ФЗ. Из письма Департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи следует, что спорный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта. Департамент имущественных отношений администрации города Сочи письмом от 25.09.2012 N0205/14386 просил руководителя управления передать этот земельный участок в муниципальную собственность. Указанное обращение управлением получено, однако земельный участок в муниципальную собственность не передан.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить дополнительное решение Арбитражного суда Краснодарского края, вынесенное 20.05.2015 по делу N А32-8040/2013, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в случае, если земельный участок расположен за пределами округа санитарной (горно-санитарной) охраны, то оснований для отнесения его к землям курортов не имеется. Между тем, администрацией не представлены доказательства расположения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:12 в пределах санитарных зон. В соответствующем кадастровом паспорте данная информация отсутствует.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу от 07.07.2015 апелляционная жалоба управления принята к производству.
Определением от 16.07.2015 производство по апелляционной жалобе администрации было возобновлено, совместное слушание жалоб отложено на 27.08.2015.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРП на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420006:221, 23:49:0420021:1074 следует, что право собственности на эти участки зарегистрировано за Российской Федерацией в 2009 году и позднее (т. 1, л.д. 22, 24, 29).
Из представленной в дело выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.03.2013 следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:004 002 004:0012 зарегистрировано за Российской Федерацией 01.07.2002 (т. 1, л.д. 165).
Из представленной в дело выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.07.2013 N 52/248/2013-246 следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:020201:271 зарегистрировано за муниципальным образованием город Сочи 13.04.2013 (т. 1, л.д. 158)
Департамент имущественных отношений обращался в управление за передачей указанных в заявлении участков в муниципальную собственность (т. 1, л.д. 10, 18, 23, 27, 41).
На дату вынесения решения по настоящему делу участки в муниципалитет не переданы.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 200 и 201 Кодекса).
Согласно кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420006:221, 23:49:0420021:1074, 23:49:0402004:12, 23:49:0202016:271 расположены в черте муниципального образования город-курорт Сочи (т. 1, л.д. 20-21, 25-26, 30-34, 38-40, 51-55).
Согласно письму Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства от 25.09.2013 земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420021:1074, 23:49:0402004:12, 23:49:0202016:271 расположены в границах второй зоны округа санитарной охраны и находятся на территории курорта федерального значения. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420006:221 расположен в границах третьей зоны округа санитарной охраны курорта (т. 2, л.д. 13).
Принимая обжалуемые решение и дополнительное решение, суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244-ФЗ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является управление.
Учитывая, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:12 зарегистрировано до вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ, принимая во внимание обращение администрации в орган по распоряжению федеральным имуществом, находящийся на территории Краснодарского края, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со стороны территориального управления имело место незаконное бездействие, ввиду чего в данной части требования заявлены правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией не представлены доказательства расположения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:12 в пределах санитарных зон не соответствует действительности. Как указано выше, из письма Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства от 25.09.2013 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:12 расположен в границах второй зоны округа санитарной охраны и находится на территории курорта федерального значения.
Относительно других участков с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420021:1074, 23:49:0202016:271 материалы дела свидетельствуют, что право собственности Российской Федерации на них зарегистрировано после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается. Поэтому отказ суда в удовлетворении заявленных требований в части этих участков, апелляционный суд считает обоснованным.
Указанные выводы подтверждаются судебной практикой по данной категории дел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.03.2015 по делу N А32-22990/2013; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2014 по делу N А32-18550/2013).
Кроме того, судом первой инстанции верно установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:020201:271 принадлежит на праве собственности заявителю. Указанное обстоятельство также исключает удовлетворение заявленных требований.
Таким образом, суд первой инстанции принял правильные решение и дополнительное решение. Доводы апелляционных жалоб основаны на неверном понимании норм материального права заявителями. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения и дополнительного решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2014 по делу N А32-8040/2013 и дополнительное решение от 20.05.2015 по указанному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8040/2013
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2015 г. N Ф08-7570/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по Управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Третье лицо: ГК Олимпстрой, ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовек зимних Олимпийский игр 2014 года, департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ОАО Кубаньэнерго, ОАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ, Онищенко А Х, Онищенко Алварт Хачиковна, ООО "Маркет-Капитал", ООО "СЕРВЕР", Осипов Александр Александрович, Осипова А А, Потребительский гаражно-строительный кооператив "Жавгур", Туйсузян М Э, Туйсузян Михаил Эдуардович, Шифрин Наталья А, Шифрина Наталья Александровна
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7570/15
27.08.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7995/14
20.05.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8040/13
25.03.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8040/13