г. Самара |
|
03 сентября 2015 г. |
Дело N А55-5925/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17-24-31.08.2015 в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2015 по делу N А55-5925/2015 (судья Харламов А.Ю.), принятое по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов "СИЛК" (ИНН 6318124584, ОГРН 1036303382873), г.Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, г.Самара, и Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, об оспаривании решений,
в судебном заседании приняли участие:
представители СГООИ "СИЛК" - 17.08.2015 Спекторова И.А. (доверенность от 03.04.2015), 24.08.2015 Спекторов В.М. (доверенность от 03.04.2015), 31.08.2015 Логинова Л.А. (доверенность от 21.04.2015),
представители ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары - 17.08.2015 Коннова Е.Н. (доверенность от 21.01.2015 N 02-2), 17-24-31.08.2015 Свинолобова О.Н. (доверенность от 20.04.2015 N 02-16), 24-31.08.2015 Чернышева Т.С. (доверенность от 19.06.2014 N 02-09/11),
представитель УФНС России по Самарской области - 17-24-31.08.2015 Иванова Т.В. (доверенность от 15.09.2014 N 12-22/0034),
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация инвалидов "СИЛК" (далее - СГООИ "Силк", организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары (далее - ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары, налоговый орган) от 05.09.2014 N 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области) от 11.12.2014 N 03-15/30500 по апелляционной жалобе организации на указанное решение налогового органа.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2015 по делу N А55-5925/2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах УФНС России по Самарской области и ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары просили отменить указанное судебное решение и отказать организации в удовлетворении заявленных требований. По мнению УФНС России по Самарской области и ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
СГООИ "Силк" в отзыве апелляционные жалобы отклонило.
В судебном заседании 17.08.2015 был объявлен перерыв до 24.08.2015, а затем до 31.08.2015; после перерыва судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании представители УФНС России по Самарской области и ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары поддержали апелляционные жалобы по указанным в них основаниям.
Представители СГООИ "Силк" апелляционные жалобы отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, СГООИ "Силк" зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 07.03.2002 (регистрационный номер 3568) в качестве юридического лица как общественная организация инвалидов.
По результатам выездной налоговой проверки СГООИ "Силк" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогам и сборам за период с 01.10.2010 по 31.12.2012 налоговый орган составил акт от 12.05.2014 N 08-19/009дсп, по результатам рассмотрения которого и иных материалов было вынесено решение от 05.09.2014 N 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно этому решению налоговый орган начислил СГООИ "Силк" налог на прибыль организаций в сумме 782968 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 64526538 руб., соответствующие пени, а также привлек ее к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременную уплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 156594 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ за несвоевременную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 4210926 руб., по статье 123 НК РФ за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 720670 руб., по статье 126 НК РФ за несвоевременное предоставление документов в виде штрафа в размере 266600 руб.
Решением УФНС России по Самарской области от 11.12.2014 N 03-15/30500 по апелляционной жалобе организации указанное решение налогового органа было изменено: налог на прибыль за 2011 год уменьшен на 543910 руб., штраф по налогу на прибыль уменьшен на 108782 руб., штраф по статье 126 НК РФ уменьшен на 47400 руб., а также уменьшены пени по налогу на прибыль и убытки, исчисленные по налогу на прибыль: за 2010 год - в сумме 4732926 руб., за 2012 год - в сумме 784484 руб.
Согласно пункту 3 статьи 50, пункту 1 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений запрещено. Данные доходы должны использоваться только для достижения уставных целей.
Названный закон не запрещает общественным объединениям (в том числе, общественным организациям инвалидов) заключать договоры гражданско-правового характера для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям. Запрет на осуществление общественными организациями предпринимательской деятельности в законодательстве отсутствует.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Устава СГООИ "Силк" данная организация является общественным объединением, основанным на членстве граждан Российской Федерации - инвалидов и их законных представителей (одного из родителей, усыновителей, опекуна или попечителя) и созданным для защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов.
Согласно подпункту 1.6 пункта 1 Устава СГООИ "Силк" данная общественная организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению ее уставных целей, ради которых она создана и соответствующим этим целям.
Подпунктом 3.1 пункта 3 Устава СГООИ "Силк" установлено, что организация создана с целью объединения инвалидов для их профессиональной и социальной реабилитации, привлечения инвалидов к коллективным занятиям физкультурой и спортом, раскрытие и развитие творческих способностей инвалидов, формирование в обществе мнения - "инвалид - полноценный член общества".
Пунктом 4 Устава СГООИ "Силк" определены основные задачи и функции организации.
Так, подпунктом 4.10 пункта 4 Устава СГООИ "Силк" предусмотрено участие в создании и финансировании, строительстве (в качестве заказчика), реконструкции, ремонте и благоустройстве реабилитационных и консультативных центров, поликлиник, больниц, содействует оснащению их современным медицинским оборудованием, препаратами и изделиями медицинского назначения. СГООИ "Силк" участвует в строительной деятельности (в качестве заказчика) и благоустройстве территорий с целью создания безбарьерной среды и обеспечения как вновь возводимых, так и существующих объектов техническими приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, способствует медицинской реабилитации, оздоровлению инвалидов и повышению уровня их жизни.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в проверенный налоговый период СГООИ "Силк", как общественная организация инвалидов, правомерно применила льготу, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в связи с чем налоговый орган ошибочно не учел в составе налоговых вычетов суммы налога, отраженные в графе 4 строки 010 раздела 7 налоговой декларации по НДС "Сумма НДС, по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету" (том 3 л.д. 17-32, 43-62, 72-92), а также неправильно применил ставку налога на прибыль.
Вывод налогового органа о неправомерном применении СГООИ "Силк" пониженной ставки налога при исчислении налога на прибыль не соответствует положениям статьи 284 НК РФ и статьи 2 Закона Самарской области от 07.11.2005 N 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет".
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 07.11.2005 N 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет" пониженные ставки налога устанавливаются для определенных в данной статье категорий налогоплательщиков в размере 13,5 % для общественных организаций инвалидов, учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, хозяйственных обществ, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников, доля заработной платы работников-инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 % и расходы, производимые на непосредственное обеспечение нужд инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов, составляют не менее 50 % балансовой прибыли.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в рассматриваемом случае налоговый орган ошибочно применил указанную статью Закона Самарской области от 07.11.2005 N 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет", которая не распространяется на СГООИ "Силк", поскольку у последней отсутствует уставный капитал, данная общественная организация не является учреждением, у нее нет вкладов общественных организаций и нет собственника имущества.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган получил информацию от Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, согласно которой СГООИ "Силк" представлялись предусмотренные законом сведения о деятельности данного юридического лица.
Материалами дела подтверждается, что в период с 2004 года СГООИ "Силк" разрабатывалась и реализовывалась программа по социальной реабилитации инвалидов и осуществлялись связанные с основной деятельностью данной общественной организацией целевые программы.
Так, решением общего собрания членов СГООИ "Силк" от 13.03.2007 была утверждена "Программа социальной реабилитации инвалидов" как программный документ, а также были утверждены целевые программы: "Лечение и отдых". "Труд доступен каждому". "Знай свое право".
Основной задачей целевой программы "Лечение и отдых" было создание СГООИ "Силк" современного центра реабилитации и оздоровления людей с ограниченными возможностями. Начало разработки программы "Лечение и отдых" было связано с получением данных о составе артезианской воды - Алексеевских минеральных сероводородных вод в поселке Алексеевка Кинельского района Самарской области, что позволяло организовать бальнеологическое лечение населения, создание реабилитационного центра для инвалидов, в том числе для инвалидов-колясочников.
Суд первой инстанции установил, что СГООИ "Силк" планировалось комплексное решение такой задачи как организация не только лечебного корпуса, но и оборудование общежития (гостиницы) для проживания больных, то есть создание многофункционального комплекса.
Из сводного отчета "О реализации целевой программы "Лечение и отдых" за 2007 год (том 4 л.д. 39) следует, что в рамках реализации дайной программы были проведены следующие мероприятия: осуществлен выбор места расположения реабилитационного центра и достигнута договоренность с собственниками зданий о предоставлении здания в долгосрочную аренду, проведена уборка территории; выявлены потенциальные источники артезианской воды, насыщенной сероводородом и обладающей лечебным эффектом, проведены переговоры с собственником об использовании скважин с артезианской водой; -получены данные о лечебных свойствах сероводородной воды; проведены мероприятия по расконсервированию скважин.
Кроме того, СГООИ "Силк" были проведены исследование химического состава воды с привлечением Гидрогеологической химической лаборатории ФГУ "Санаторий "Сергиевские минеральные воды".
На конкурсной основе был проведен поиск проектной организации, получены акт технического обследования зданий, предназначенных для реабилитационного центра, проектная и сметная документация.
Общий объем финансирования программы "Лечение и отдых" был определен в 18000000 руб. Источники финансирования программы: 60 % - собственных средств, 40 % - привлеченные средства. Реализовать программу предполагалось до 2011 года.
27.05.2010 годовым общим собранием членов СГООИ "Силк" был Отчет Правления СГООИ "Силк" о мероприятиях, направленных на достижение уставных целей за 2009 год, а также продлен срок реализации программ до 2015 года. На данном годовом общем собрании членов СГООИ "Силк" также было принято решение, что единственным источником финансирования мероприятий, предусмотренных целевыми программами, являются доходы, получаемые СГООИ "Силк" от собственной предпринимательской деятельности, а именно: выручка от продажи продукции собственного производства - кирпича силикатного, асфальта дорожного.
Поскольку строительство реабилитационного центра требовало не только существенных материальных затрат, но и методическую, профессиональную подготовку кадров, в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области организацией были направлены запросы по вопросу разработки рекомендаций, касающихся подготовленного Проекта реабилитационного центра.
Письмом от 27.11.2009 Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области дало СГООИ "Силк" свои рекомендации и сообщило нормативные требования, предъявляемые к такому виду реабилитационных центров (том 6 л.д. 5-7). Письмом от 14.07.2011 Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области дало ответ на запрос СГООИ "Силк" об оказании организационно-методической помощи по созданию реабилитационного центра (том 6 л.д. 3, 4). Письмом от 24.05.2012 Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области на запрос СГООИ "Силк" сообщило о порядке согласования проведенной реконструкции и капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры - реабилитационного центра, комплектации кадрами и оборудования реабилитационного центра (том 6 л.д. 1, 2).
В 2009 году были выполнены инженерно-геологические изыскания по объекту "Реконструкция электроцеха под реабилитационный центр для инвалидов по адресу: Самарская область, пос. Алексеевка, ул. Силикатная дом 7", что подтверждается техническим отчетом, выполненным ООО "Строитель-изыскатель" (том 4 л.д. 40-55).
В процессе выполнения инженерно-геологических изысканий проверялся грунт под фундаментом реконструируемого здания для определения возможности увеличения этажности здания, расширения его площади, коррозийная активность грунтов - для определения возможности использования различных строительных материалов.
В 2010 году до начала основных работ по реконструкции здания электроцеха СГООИ "Силк" было получено экспертное заключение "По обследованию здания электроцеха, расположенного на базе Управления N 5 СГООИ "Силк" по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка, ул. Силикатная дом 7 (том 4 л.д. 56-102), в соответствии с которым основные несущие конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия, находятся в работоспособном состоянии.
В 2010 - 2012 годах СГООИ "Силк" производились работы по устройству подпорной стены по объекту "Здание электроцеха под реабилитационный центр для инвалидов", а также осуществлялась реконструкции зданий электроцеха и инженерного корпуса: выполнен демонтаж старых полов, межэтажных перекрытий, перегородок, ремонт существующей кровли; произведена расчистка строительной площадки от кустарнико-древесной поросли; выполнены наружные работы по будущему зданию стационара - штукатурка и окраска фасада.
Согласно акту экспертного исследования от 20.08.2014, составленному АНО "Центр экспертиз" (том 6 л.д. 57-62), объемы работ по реконструкции здания электроцеха по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка. ул. Силикатная дом 7, указанные в актах выполненных работ, входят в состав работ, предусмотренных Проектом организации строительства (ПОС) и являются подготовительными работами для осуществления реконструкции объекта.
Работы выполнялись по соответствующим договорам подряда, заключенным между СГООИ "Силк" и подрядной организацией - ООО "Панорама", в соответствии с локальными ресурсными сметами, приемка работ оформлялась актами о приемке выполненных работ.
Одновременно выполнялись работы по объекту "Инженерный корпус с общежитием под стационар для инвалидов" по адресу: Самарская область, г. Кинель. пос. Алексеевка, ул. Силикатная 7.
Соответствие локальных смет по выполненным работам существующим нормам и правилам ценообразования в строительстве было проверено территориальным органом ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов".
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими заключениями, полученными СГООИ "Силк": по общежитию под стационар для инвалидов в сумме 1103843 руб. 53 коп., по реабилитационному центру для инвалидов в сумме 2377798 руб. 65 коп., по физкультурно-оздоровительному комплексу для инвалидов в сумме 588626 руб. 66 коп.
Так, в заключении АНО "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" от 27.06.2014 N 299/14 по результатам исследования по выявлению социальной значимости объекта (том 5 л.д. 95-147) сделан вывод о том, что строительство физкультурно-оздоровительного центра является социально важным.
Кроме того, в период 2010 - 2012 годов в СГООИ "Силк" действовали целевые программы "Труд доступен каждому" и "Рука помощи".
Выполнение программы "Рука помощи" осуществлялось на базе Управления N 7 СГООИ "Силк" по адресу: г. Самара, проезд Мальцева дом 2 и заключалось в создании цеха-столовой для обеспечения инвалидов питанием. Еще в 2003 году СГООИ "Силк" был заказан проект в ООО "Проектный институт "Поволжагропромтехпроект" на организацию цеха-столовой по производству полуфабрикатов" (том 6 л.д. 13-28, 78-81). В 2010 году было получено экспертное заключение ООО "Панорама" по обследованию здания администрации, расположенного на территории Управления N 7 по адресу: г. Самара, проезд Мальцева, дом 2 (том 6 л.д. 29-46) и заключение о том, что с учетом проведенных технических мероприятий по устранению неисправностей возможно дальнейшее использование здания.
Работы по данному зданию выполнялись на основании соответствующих договоров подряда, заключенных между СГООИ "Силк" (заказчик) и подрядчиками - индивидуальными предпринимателями Галстян К.Р. и Кузьминым В.В., при этом факт выполненных подрядчиками данными работ подтверждается актами выполненных работ (том 6 л.д. 47-56, л.д. 74-77).
Акт экспертного исследования от 20.08.2014, составленный АНО "Центр экспертиз" (том 6 л.д. 57-73), содержит однозначный вывод о том, что объемы работ, указанные в актах выполненных работ по ремонту помещения цеха-столовой для приготовления полуфабрикатов и обеспечения питанием рабочих мест инвалидов, расположенного в подвале производственного здания по адресу: г. Самара, проезд Мальцева, дом 2, соответствует объемам фактически выполненных работ.
Из сводного отчета Правления СГООИ "Силк" за 2010 год (том 5 л.д. 79-83) следует, что для реализации данного направления уставной деятельности было задействовано около 30 % от численности сотрудников Управления N 7.
Соответствие локальных смет по выполненным работам существующим нормам и правилам ценообразования в строительстве было проверено территориальным органом ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" и нашло свое отражение в соответствующем заключении, в котором указано на то, что сметная стоимость "Ремонт помещений подвала здания администрации под цех-столовую для обеспечения рабочих мест и питанием инвалидов по адресу: г. Самара, проезд Мальцева, дом 2 составляет 2116616 руб. 80 коп. (том 6 л.д. 68-81).
Выполнение СГООИ "Силк" программы "Труд доступен каждому" осуществлялось на базе Управления N 3 СГООИ "Силк" по адресу: г. Самара, Гаражный проезд, дом 2 и было направлено на создание рабочих мест для инвалидов с последующим их обучением и трудоустройством.
Так, в рамках реализации данной Программы был отремонтирован и оборудован цех - швейное производство, созданы условия для труда инвалидов - комнаты отдыха и приема пищи, душевые и раздельные туалеты, швейный зал с увеличенными проходами и дверными проемами, а также была проведена аттестация рабочих мест на соответствие нормам охраны труда и техники безопасности.
Фактическое выполнение данной программы подтверждается отчетом Правления СГООИ "Силк" о мероприятиях, направленных на достижение уставных целей за 2011 год (том 5 л.д. 90-93), а сами работы выполнялись ООО "Панорама", что подтверждается имеющимися в деле актами выполненных работ, в том числе актом выполненных работ от 02.11.2010, являющимся приложением к договору от 10.10.2010 и актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 01.12.2010 N АКТ-52 (том 6 л.д. 95-104).
В акте экспертного исследования от 20.08.2014, составленном АНО "Центр экспертиз" (том 6 л.д. 105-119), содержится однозначный вывод о том, что объемы работ, указанные в актах выполненных работ по ремонту помещения по адресу: г. Самара, проезд Гаражный, дом 2, соответствуют объемам фактически выполненных работ.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал мотивированный вывод о том, что СГООИ "Силк" в целях достижения основных задач и функций, предусмотренных статьей 4 Устава, фактически осуществляла деятельность, предусмотренную основными его положениями, в том числе, предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служило достижению ее основных уставных целей, ради которых она была создана, и соответствующую этим целям, что и предусмотрено пунктом 1.6 статьи 1 Устава СГООИ "Силк".
Из содержания акта проверки от 12.05.2014 N 08-19/009дсп следует, что ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, по сути, не ставит под сомнение осуществление СГООИ "Силк" в проверенный налоговый период реальной хозяйственной деятельности для достижения уставных целей и задач.
Общий объем средств, направленных на уставную деятельность СГООИ "Силк", за период 2010-2012 годов составил 23159075 руб. 77 коп.
Как видно из материалов дела, в проверенный налоговый период СГООИ "Силк" являлась плательщиком налога на прибыль, НДС и НДФЛ.
В соответствии с пунктом 1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N l06н, юридическое лицо самостоятельно устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организации.
Согласно пункту 4 данного Положения учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения и бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности и так далее.
Пунктом 8 указанного Положения установлено, что принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и тому подобное) организации.
Как видно из материалов дела, учетная политика СГООИ "Силк" оформлялась приказами "Об учетной политике СГООИ "Силк".
В 2010 году таким документом являлся Приказ от 10.01.2010 (том 6 л.д. 120-134), в соответствии с подпунктом 7.9 пункта 7 которого затраты по уставной деятельности, направленной на социальную реабилитацию инвалидов, учитывается на счете 22 "Уставная деятельность". Приказом установлен коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность в размере 10 % (счет 26).
Приложением N 1 к данному Приказу является "План счетов СГООИ "Силк", в котором счет 22 определен как "Расходы (уставная деятельность)".
В приложении N 2 к данному Приказу произведен расчет коэффициента отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность в 2010 году.
Для определения коэффициента отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность были использованы следующие методы: затратный метод по используемой площади; сравнительный метод по рабочему времени персонала. При этом в основу затратного метода СГООИ "Силк" были положены затраты на обслуживание, содержание и эксплуатацию помещений, занятых в производстве, и под уставную деятельность. Помещения, используемые для производственных целей и социальных объектов, соответственно номера 3, 5 и 7, находятся в одинаковых условиях: расположены по одним адресам, используют одни инженерные системы и коммуникации, одного года постройки, следовательно, они имеют одинаковые затраты на содержание, техническую эксплуатацию и обслуживание.
Коэффициент отнесения общехозяйственных затрат с использованием затратного метода составляет 16,2 %. Для уточнения указанного коэффициента СГООИ "Силк" был применен сравнительный метод. Коэффициент отнесения общехозяйственных затрат с использованием сравнительного метода составляет 22,9 %.
В соответствии с произведенными СГООИ "Силк" расчетами усредненный коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность составляет (16,2 + 22,9 : 2) = 19,6 %.
С точки зрения рациональности эффективности, деловой разумности, для ведения финансово-хозяйственной деятельности коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность был скорректирован в сторону уменьшения до 10 % и закреплен в учетной политике организации, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П.
Согласно бухгалтерской справке СГООИ "Силк" (том 6 л.д. 135) на уставную деятельность в 2010 году по счету 22 отнесена сумма 13030053 руб., в том числе: 8483276 руб. - общехозяйственные расходы (по счету 26), материалы в сумме 484724 руб., услуги сторонних организаций (счет 60), что подтверждается расшифровкой расходов по уставной деятельности СГООИ "Силк" в 2010 году, анализом счета 22 (том 6 л.д. 137), журналом проводок за 2010 год по счету 22,10 (том 6 л.д. 138- 146).
Судом первой инстанции установлено, что в 2011 году учетная политика СГООИ "Силк" велась в соответствии с Приказом "Об учетной политике СГООИ "Силк" на 2011 год" от 10.01.2010 (том 7 л.д. 1-15).
В соответствии с расчетами, приведенными в приложении N 2 (том 7 л.д. 14, 15) к данному Приказу, коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность СГООИ "Силк" составил 22,7 %, но в учетной политике учтен как 10 %.
Согласно бухгалтерской справке СГООИ "Силк" (том 7 л.д. 16) на уставную деятельность по счету 22 отнесена сумма 6310605 руб., в том числе: по счету 26 - сумма 2731479 руб., услуги сторонних организаций по счету 60 - 3579125 руб., что подтверждается расшифровкой расходов по уставной деятельности СГООИ "Силк" в 2011 году (том 6 л.д. 136, том 7 л.д. 17), анализом счета 22, журналом проводок за 2011 год по счету 22,10 (том 7 л.д. 18).
Услуги сторонних организаций по реализации уставных задач СГООИ "Силк" перечислены выше и подтверждаются актами выполненных работ.
Из материалов дела следует, что на 2012 год учетная политика СГООИ "Силк" была установлена Приказом "Об учетной политике СГООИ "Силк" на 2012 год" от 10.01.2012 (том 7 л.д. 10-33).
В соответствии с расчетами, приведенными в приложении N 2 (том 7 л.д. 32, 33) к данному Приказу, коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность составлял 39,8 %, но в учетной политике учтен как 10 %.
Согласно бухгалтерской справке СГООИ "Силк" (том 7 л.д. 34) на уставную деятельность по счету 22 отнесена сумма 3484317 руб., в том числе: по счету 26 общехозяйственные расходы в сумме 2111225 руб., услуги сторонних организаций (счет 60) в сумме 1368414 руб., материалы в сумме 4678 руб., что подтверждается расшифровкой расходов по уставной деятельности СГООИ "Силк" в 2012 году (том 7 л.д. 35), анализом счета 22 (том 7 л.д. 36), журналом проводок за 2012 год по счету 22,10 (том 7 л.д. 37). Услуги сторонних организаций по реализации уставных задач СГООИ "Силк" перечислены выше и подтверждаются актами выполненных работ.
Из содержания оспариваемого решения налогового органа следует, что были приняты доводы СГООИ "Силк" по вопросу правомерности включения в состав затрат суммы 4359583 руб., относящейся к ремонтным работам, но данные расходы не были исключены из расчета налога на прибыль за период 2010 - 2012 годы.
УФНС России по Самарской области данную ошибку устранило и изложило пункт 4 резолютивной части решения налогового органа в иной редакции, исключив данную сумму из расчета налога на прибыль за проверяемый налоговый период.
Пункт 1.2 оспариваемого решения налоговый орган обосновал тем, что СГООИ "Силк" неправомерно применяет льготы по НДС.
Статьями 143, 146 НК РФ организации признаются плательщиками НДС при осуществлении ими операций, являющихся объектами налогообложения по названному налогу.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: -реализация (в том числе, передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 данной статьи), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе, созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %.
В соответствии со статьей 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В статье 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" указано, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижений уставных целей объединившихся граждан.
Статьей 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрено, что членами общественного объединения, в том числе, общественной организации, являются физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения, в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. При этом члены общественного объединения имеют право и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединениям порядке, указанном в уставе.
Согласно статье 33 Федерального закона 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Судом первой инстанции установлено, что СГООИ "Силк" с момента государственной регистрации является общественной организацией инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, в том числе, в проверяемый налоговый период.
В рамках проведенной выездной налоговой проверки налоговый орган получил информацию от Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, согласно которой СГООИ "Силк" представляла сведения о деятельности в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", что подтверждает наличие следующих обстоятельств: учредители (участники, члены) не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, имущество и денежные средства от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства в течение года не поступали, а поступление имущества и денежных средств в течение года составили менее 3000000 руб.
В оспариваемом решении налогового органа указано, что за период 2010 - 2012 годов СГООИ "Силк" имела доход от предпринимательской деятельности, доходы от некоммерческой деятельности (взносы, пожертвования, благотворительность и другие) отсутствуют. Так, в проверенном налоговом периоде СГООИ "Силк" осуществляла реализацию силикатного кирпича и асфальтобетонных изделий, предоставление персонала - аутстаффинг, при этом данная организация заявила льготу по уплате НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Критерием правомерности применения налоговой льготы в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ является сравнительные данные по среднесписочной численности работающих, в том числе работающих инвалидов, что также подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.09.2010 N 1812/2010.
Между тем налоговый орган не учел среднесписочную численность сотрудников СГООИ "Силк", занятых в целях осуществления именно уставной деятельности данной общественной организации.
Судом первой инстанции установлено, что бухгалтерский учет в СГООИ "Силк" в проверяемый налоговый период велся в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации ПБУ 1/2008", утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
В соответствии с пунктом 8 раздела 2 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующими организационно- распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Из материалов дела следует, что во исполнение Устава СГООИ "Силк" уполномоченным должностным лицом данной организации в рамках реализации уставных целей и задач были изданы Приказы от 10.01.2010 с номерами 1, 2, 3, 4/УД, от 10.01.2011 с номерами 1, 2, 3, 4/УД, от 10.01.2012 с номерами 1, 2, 3, 4/УД, посредством которых определилась численность и перечень работников, занятых в уставной деятельности СГООИ "Силк".
В соответствии с приложением N 2 к Приказам об учетной политике СГООИ "Силк" на 2010 год, на 2011 год и на 2012 год определена численность работников, занятых на реализации уставных задач.
В частности, в приложении к Приказу от 10.01.2010 "Об учетной политике СГООИ "Силк" на 2010 год" указано, что из общей численности по штатному расписанию СГООИ "Силк" (головное и 6 обособленных подразделений - управлений СГООИ "Силк") заняты в реализации уставной деятельности 120 человек.
Материалами дела подтверждается, что в 2010 году численность работников СГООИ "Силк" - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, составила 141 человек, общая численность работников организации составила 689 человек, то есть удельный вес работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к общей численности работников организации в процентном отношении составил 20,2 %. В 2011 году численность работников СГООИ "Силк" - инвалидов и работников, занятых в осуществлении уставной деятельности, составила 101 человек, общая численность работников организации составила 432 человека, то есть удельный вес работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к общей численности работников организации в процентом отношении составил 23,4 %. В 2012 году число работников - инвалидов и работников СГООИ "Силк", занятых в осуществлении уставной деятельности данной организации, составило 43 человека, общая численность работников организации составила 342 человека, то есть удельный вес работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к общей численности работников организации в процентном отношении составил 12,6 %.
Таким образом, налоговые органы неверно исчислили численность инвалидов к общей численности сотрудников данной общественной организации, а именно: в 2010 году - 3 % (21 и 698), в 2011 году - 3 % (13 из 432), в 2012 году - 2.3 % (8 из 342).
В оспариваемом решении налогового органа указано, что СГООИ "Силк" не ведет самостоятельно поиск и трудоустройство инвалидов.
Между тем судом первой инстанции установлено, что подбор персонала, в том числе граждан, имеющих инвалидность, осуществлялся на основании договоров, заключенных с ГУ "Центр занятости населения", поскольку уставной задачей СГООИ "Силк" является организация рабочих мест для граждан, имеющих инвалидность, их интеграция в социальную сферу.
СГООИ "Силк" представила доказательства того, что расходы по швейному цеху (Управление N 3), где трудились инвалиды, за 2011 год составили 1220156 руб. 77 коп., а целевые перечисления ГУ "Центр занятости населения" за данный период составили 297154 руб. 64 коп. Кроме того, в 2012 году расходы СГООИ "Силк" по швейному производству составили 980494 руб. 92 коп., а целевые перечисления ГУ "Центр занятости населения" отсутствовали.
Судом первой инстанции указано, что в СГООИ "Силк" имеются производства с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых не может быть использован труд граждан, имеющих инвалидность, в связи с чем для осуществления деятельности требовались работники, не имеющие инвалидность, которые могли бы производить товары, выполнять работу и оказывать услуги, выручка от которых и составила доход организации.
Расчет налоговым органом удельного веса фонда оплаты труда работающих в СГООИ "Силк" инвалидов в общем фонде оплаты труда работников суд первой инстанции признал ошибочным, поскольку не был учтен фонд оплаты труда работников, занятых в уставной деятельности СГООИ "Силк".
Данные СГООИ "Силк" по фонду оплаты труда нашли свое подтверждение в отчетах организации за 2010, за 2011 и за 2012 годы, представленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также анализом счета N 70 за соответствующий период.
Судом первой инстанции установлено, что в 2010 году фонд оплаты труда работников СГООИ "Силк" - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, составил - 23670000 руб., а фонд оплаты труда по данной общественной организации - 80127000 руб., при этом удельный вес фонда оплаты труда работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к фонду оплаты труда по общественной организации составил 29,5 %.
Так, в 2011 году фонд оплаты труда работников СГООИ "Силк" - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, составил - 17238000 руб., фонд оплаты труда по данной общественной организации - 40 086 000 руб., удельный вес фонда оплаты труда работников - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, к фонду оплаты труда СГООИ "Силк" составил 37,4 %. В 2012 году фонд оплаты труда работников СГООИ "Силк" - инвалидов и работников, занятых в уставной деятельности, составил 6 222 000 руб., фонд оплаты труда по данной общественной организации - 26677000 руб. 00 коп., а удельный вес фонда оплаты труда работников - инвалидов и работников занятых в уставной деятельности СГООИ "Силк", к фонду оплаты труда по общественной организации составил 23,3 %.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом СГООИ "Силк" о том, что налоговый орган ошибочно исчислил соотношение суммы расходов на уставную деятельность СГООИ "Силк" (причем их части) без сопоставления удельного веса самой налоговой льготы.
Из материалов дела следует, что извлечение прибыли не являлось основной деятельностью СГООИ "Силк", поскольку основные показатели, нормирующие затраты и входящие в состав выручки, приходились на энергопотребление, на выплату заработной платы и на приобретение сырья.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о неверном определении ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары и УФНС России по Самарской области соотношения суммы средств, направленных на ведение уставной деятельности организации, с суммой налоговой льготы (в результате использования налоговым органом за основу налогооблагаемой базы по НДС, а не суммы самого налога), что привело к искажению соотношения суммы средств, направленных на уставную деятельность, к сумме налоговой льготы по НДС.
Материалами дела подтверждается реальная уставная деятельность СГООИ "Силк", направленная на социальную защиту и реабилитацию инвалидов, поскольку каждый из сотрудников (работников), помимо основной работы, принимал непосредственное участие в работах, связанной с уставной деятельностью организации.
Суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые решения недействительными в части привлечения СГООИ "Силк" к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное предоставление документов.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также пунктом 1.1 статьи 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что в силу статей 106, 108 и 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
При этом в соответствии со статьей 109 НК РФ отсутствие вины лица является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Поэтому взыскание штрафа без установления виновности лица означает объективное вменение, что противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку в рамках выездной налоговой проверки СГООИ "Силк" в лице своего уполномоченного представителя предприняла меры, направленные на передачу налоговому органу оригиналов всех имеющихся документов, организация не может быть привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, поскольку отсутствует такой необходимый элемент состава правонарушения как вина налогоплательщика.
Таким образом, в вышеуказанной части решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В части оспаривания решений ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары и УФНС России по Самарской области в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа 720670 руб. организация ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни его рассмотрении в суде апелляционной инстанции не представила доводов и доказательств, опровергающих выводы налоговых органов.
В этой связи суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, изменяет обжалованное судебное решение в указанной части в связи с неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ), и отказывает СГООИ "Силк" в удовлетворении заявления о признании оспариваемых решений ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары и УФНС России по Самарской области недействительными в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июня 2015 года по делу N А55-5925/2015 изменить.
Отказать Самарской городской общественной организации инвалидов "СИЛК" в удовлетворении заявления о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары от 05 сентября 2014 года N 08-12/08562 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 11 декабря 2014 года N 03-15/30500 по апелляционной жалобе Самарской городской общественной организации инвалидов "СИЛК" на указанное решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июня 2015 года по делу N А55-5925/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5925/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2017 г. N Ф06-18326/17 настоящее постановление изменено
Истец: Самарская городская общественная организация инвалидов "Силк"
Ответчик: ИФНС по Красноглинскому району г. Самары, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18326/17
07.11.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14719/16
26.08.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5925/15
28.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3552/15
03.09.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10260/15
11.06.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-5925/15