г. Самара |
|
08 сентября 2015 г. |
А49-8094/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области - Меренков С.В. (доверенность от 12.01.2015 г. N 08-35/002), Вологина Л.А. (доверенность от 16.01.2015 г. N 08-35/028),
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" - не явился, извещен,
от Министерства здравоохранения Пензенской области - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью ГК "Надежда-Фарм" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября 2015 года апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 апреля 2015 года по делу N А49-8094/2014 (судья Лаврова И.А.),
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница"
третьи лица:
Министерство здравоохранения Пензенской области,
общество с ограниченной ответственностью ГК "Надежда-Фарм",
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница", с учетом уменьшения цены иска, средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в общей сумме 2.212.720 руб. 47 коп., штрафа в сумме 266.506 руб. 83 коп. и пени в сумме 58415 руб. 82 коп.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе территориальный фонд просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представители подателя жалобы доводы в ней изложенные поддержали.
Представители ответчика и третьих лиц в заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных Государственным бюджетным учреждением "Пачелмская центральная районная больница" за период с 01 июля 2011 года по 31 декабря 2013 года.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 06 марта 2014 года, в котором зафиксированы нарушения, допущенные медицинской организацией, выразившиеся в нецелевом использовании средств ОМС в сумме 2239849 руб. 61 коп. (том 1, л.д. 14-74).
24 марта 2014 года и 17 июля 2017 года ТФОМС Пензенской области направил ответчику, как правопреемнику ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" (том 1, л.д. 85-87, 127-128, том 2, л.д. 46-53), требования о возврате в бюджет ТФОМС Пензенской области денежных средств в сумме 2239849 руб. 61 коп., использованных не по целевому назначению, в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления требования, а также об уплате штрафа и пени в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (том 1, л.д. 75-82).
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
При принятии решения об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств и доводов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключённых в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключённому договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон N 326-ФЗ, определяя в статьях 38, 39 функции каждого участника обязательного медицинского страхования, предусматривает оказание медицинскими учреждениями медицинской помощи в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть определён порядок контроля за использованием страховых средств. В частности, в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанности медицинской организации по представлению отчётности об использовании средств ОМС, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, и иной отчётности в порядке, установленном Федеральным фондом.
Ответственность за ненадлежащее исполнение условий договора медицинская организация несёт в соответствии со статьями 39, 41 Закона N 326-ФЗ. В силу пункта 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Как следует из пункта 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений.
Денежные средства обязательного медицинского страхования получены в рамках договоров со страховыми медицинскими организациями, фонд участником заключенных учреждением договоров со страховыми медицинскими организациями не является.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Указом предусмотрено (пункт 4), что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что ни Законом N 326-ФЗ, ни Указом N 1095 территориальным фондам обязательного медицинского страхования не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, полученных в рамках договоров со страховыми медицинскими организациями и использованных не по целевому назначению.
Территориальные фонды ОМС имеют право предъявлять медицинской организации соответствующие требования, а также предписания об устранении нарушений и о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, однако данные правомочия не означают права территориальных фондов ОМС на предъявление соответствующих исков при неисполнении медицинскими организациями требований и предписаний.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами ОМС, утверждённого Приказом ФФОМС от 16 апреля 2012 года N 73, Территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (с приложением расчёта размера пеней).
В случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Указанным Положением также не предусмотрено право территориальных фондов ОМС при выявлении нецелевого использования средств ОМС на предъявление исков в суд о взыскании таких средств с медицинских организаций.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что ТФОМС не располагает ни правами, ни полномочиями, ни основаниями к предъявлению требований восстановления денежных средств на счетах ОМС, а также возврату их на счёт ТФОМС.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеприведенными выводами.
Согласно положениям ст.147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона об обязательном медицинском страховании территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании).
Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
При этом право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонд и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.
Аналогичные выводы содержатся в определении ВС РФ от 14 августа 2015 г. по делу N 305-ЭС15-2234.
С учетом уточнения требований (уменьшения их размера), истец просит взыскать с ответчика 2537643 руб. 12 коп., в том числе:
- 272048 руб. 18 коп. - средства ОМС, использованные на оплату труда с начислениями на неё медицинских работников, не имеющих сертификата специалиста, и, соответственно, не имеющих права оказывать медицинскую помощь,
- 35120 руб. 15 коп. - средства ОМС, использованные на оплату труда главного врача (январь 2012 года) по трудовому договору от 06 июня 2011 года, прекратившему действие 31 декабря 2011 года, с начислением на заработную плату выплат за стаж, повышающего коэффициента по занимаемой должности и доплаты за совмещение должностей, не предусмотренных условиями договора,
- 149738 руб. 96 коп. - средства ОМС, направленные на оплату труда работников без подтверждающих документов,
- 27129 руб. 14 коп. - средства ОМС, направленные на оплату и списание ГСМ с нарушением п. 5 раздела II распоряжения Минтранса России от 14 марта 208 года N 23-р и по нормам не соответствующим сезонному периоду,
- 3109 руб. 37 коп. - средства ОМС, направленные на оплату и списание ГСМ по зимним нормам расхода в апреле 2013 года,
- 453 руб. 60 коп. - средства ОМС, направленные на мягкий инвентарь в зубопротезный кабинет, в то время как зубопротезирование, как вид медицинской помощи, предоставляемой бесплатно за счёт средств ОМС не предусмотрено,
- 3300 руб. 00 коп. - средства ОМС, направленные на приобретение антибактериального мыла, которое не входит в список расходных материалов по программе Модернизации по повышению доступности амбулаторной помощи, - 1721821 руб. 07 коп. - средства ОМС, направленные на оплату медикаментов по сделке между ГБУЗ "Пачелмская ЦРБ" и ООО ГК "Надежда-Фарм", которую документально медицинская организация подтвердить не смогла,
- 266506 руб. 83 коп. - сумма штрафа в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации",
- 58415 руб. 82 коп. - сумма пени в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Ответчиком не представлено отзыва на апелляционную жалобу, а также обоснованных возражений, по тем выводам, к которым пришли сотрудники территориального фонда медицинского страхования, проводившие проверку в отношении учреждения здравоохранения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение как искового заявления, так и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на ответчика по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 апреля 2015 года по делу N А49-8094/2014 отменить. Принять новый судебный акт. Требования удовлетворить. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в общей сумме 2.212.720 руб. 47 коп., штраф в сумме 266.506 руб. 83 коп. и пени в сумме 58.415 руб. 82 коп.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Нижнеломовская межрайонная больница" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 35.688 руб. 21 коп. за рассмотрение искового заявления и 3.000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8094/2014
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области, Территориальный фонд ОМС Пензенской области
Ответчик: ГБУЗ "Нижнеломовская межрайонная больница", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НИЖНЕЛОМОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Пензенской области, ООО "Надежда-Фарм", ООО ГК "Надежда-Фарм"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18602/15
11.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18602/15
11.01.2016 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-8094/14
14.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3608/15
08.09.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7447/15
17.04.2015 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-8094/14