г. Москва |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А40-166224/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Сазоновой Е.А.,
Судей: Яремчук Л.А., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоренко С.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Закрытого акционерного общества "Ярославская транспортная компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2015 г.
по делу N А40-166224/13, принятое судьей О.В. Анциферовой (шифр судьи 61-854),
по иску Закрытого акционерного общества "Ярославская транспортная компания"
(ОГРН 1027600513940, 150066, г. Ярославль, ул. Пожарского, д.19)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г.Москва, ул. Ильинка, д.9, стр.1)
о взыскании денежных средств,
при участии:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности 07.11.2014 г.
от ответчика: не явился извещен
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Закрытое акционерное общество "Ярославская транспортная компания" с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании о взыскании 33 996 491,50 убытков.
Определением от 23.12.2013 к участию в деле привлечены в качестве соответчиков "Ярославская область" в лице Департамента финансов Ярославской области, Публично-правовое образование Городской округ "Город Ярославль" в лице Департамента финансов мэрии г.Ярославль, на дату 13.08.2014 года требования к. Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области составляли 23 869 051,12 руб.; к публично-правовому образованию Городской округ "Город Ярославль" в лице Департамента финансов мэрии 45 973 091,50 руб. требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации на дату 13.08.2014 г. составляют 15 629 626 руб. 88 коп., указанное уточнение иска принято судом 27.05.2014 г. в порядке ст.49 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 13.08.2014 года требования к Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области составляли 23 869 051,12 руб.; к публично-правовому образованию Городской округ "Город Ярославль" в лице Департамента финансов мэрии 45 973 091,50 руб. выделены в отдельное производство, делу присвоен новый номер А40-130517/14-61-1039, дело передано по подсудности в Арбитражный суд Ярославской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2014 года, оставленное без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41997/2014 от 17.10.2014 года исковые требования истца о взыскании удовлетворены в части, а именно с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Закрытого акционерного общества "Ярославская транспортная компания" взысканы убытки в размере 1 994 700 руб. 76 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 667 руб. 51 коп.
В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2015 года, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2014 года, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41997/2014 от 17.10.2014 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении истцом заявлены требования о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина РФ 15 629 626,88 руб. суммы убытков
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.06.2015 г. по делу N А40-166224/13 в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что в 2010 году истец осуществлял перевозку пассажиров автобусами на городских маршрутах г.Ярославля, в том числе предоставлял право льготного проезда пассажирам-льготникам, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, на основании льготных проездных билетов.
В обоснование своей позиции истец ссылается в отношении 2010 года - на положения постановления Администрации Ярославской области от 19.12.2006 N 331 "О порядке организации проезда отдельных категорий граждан", постановление мэра г. Ярославля от 27.06.2008 N 1858 "О системе проездных билетов долговременного пользования в городском пассажирском транспорте".
Истец указывает, что данными нормативными правовыми актами органами власти была установлена мера социальной поддержки по проезду на общественном транспорте для граждан льготных категорий в Ярославской области в виде проезда по единому льготному проездному билету, имеющему меньшую стоимость.
Истец считает, что его расходы на перевозку таких пассажиров были компенсированы не в полном объеме, тем самым истцу причинены убытки.
В связи с чем, истцом заявлены убытки от одного вида перевозок - городского проезда автобусным транспортом в размере 15 629 626,88 руб.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив в совокупности все представленные в материалы доказательства, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований исходя из следующего.
Согласно части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Выручка предприятия формируется за счёт провозной платы, которая определяется на основании тарифов, утверждаемых в установленном порядке (пункт 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, льготы по проезду на основании единого льготного проездного билета на территории г. Ярославля установлены постановлением мэра г. Ярославля от 27.06.2008 N 1858 "О системе проездных билетов долговременного пользования в городском пассажирском транспорте" и решением муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".
В целях реализации полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области Законом Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з утвержден Социальный кодекс Ярославской области, вступивший в силу с 01.01.2009.
Статьей 58 Социального кодекса Ярославской области предусмотрено предоставление социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области отдельным категориям граждан предоставляется социальная услуга по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в городском автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) постоянно на всей территории Ярославской области.
Указанная услуга предоставляется ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, ветеранам труда Ярославской области, реабилитированным лицам, гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам, сопровождающим в поездке инвалида, которому установлена I группа инвалидности, или ребенка-инвалида, почетным донорам, гражданам, имеющим право на дополнительную социальную поддержку.
Порядок предоставления социальных услуг во исполнение положений статьи 58 Социального кодекса установлен приказом Департамента дорожного хозяйства Ярославской области 19.10.2009 N 173 "Об утверждении порядка предоставления отдельным категориям граждан социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования на территории Ярославской области".Как указано в пункте 4.2. Порядка предоставления отдельным категориям граждан социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования на территории Ярославской области проезд граждан в транспортном средстве городского сообщения на территории Ярославской области оформляется разовыми проездными билетами.
Компенсация недополученных доходов в связи с предоставлением социальных услуг по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования организациям, осуществляющим пассажирские перевозки, осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.12.2009 N 1190-Предоставление льготного месячного проездного билета, дающего право на неограниченное количество поездок, не было предусмотрено.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, сдаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Как правильно установил суд первой инстанции, в рамках указанной нормы органами местного самоуправления установлены дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан в виде права на приобретение льготного месячного проездного билета (постановление мэра г. Ярославля от 27.06.2008 N 1858).
Рассматриваемый единый льготный месячный проездной билет действовал исключительно на территории городя Ярославля.
Финансирование дополнительных мер социальной поддержки, установленных органами местного самоуправления, не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1, 2.71 решения Муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" ветераны, инвалиды, а также граждане, которым в соответствии с нормативными правовыми актами Ярославской области предоставляются отдельные виды социальных услуг, имеют право на дополнительные меры социальной поддержки, в том числе на право приобретения единого льготного проездного билета, за счет средств городского бюджета.
Порядок предоставления хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров городским автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (кроме перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок), субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельными категориями граждан утвержден постановлением Мэрии города Ярославля 03.02.2009 N 195. Пунктами 1.1. и 1.3. указанного постановления также установлено, что субсидия предоставляется за счет средств городского бюджета.
Апелляционная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции, о том, что указанная мера социальной поддержки была установлена городом Ярославль как муниципальным образованием.
Суд первой инстанции правомерно установил, что истцом в сумму убытков включены расходы истца по дополнительным мерам поддержки льготных категорий граждан, введенным муниципальными органами власти, которые Российская Федерация и Ярославская область не обязаны компенсировать транспортному предприятию.
Более того, апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что расчет истца не подтверждает реальный размер убытков, поскольку при наличии установленного законодательно порядка возмещения выпадающих расходов (в данном случае на уровне муниципального образования), при отсутствии доказательств признания нормативных правовых актов органов местного самоуправления, основания для применения расчетного метода у истца отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере.
Что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, 25.01.2011 N 9621/10, 25.07.2011 N 5481/11.
Исследовав указанные фактические обстоятельства, учитывая, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, а размер убытков, определенный расчетным способом не правомерен, Арбитражный суд г. Москвы обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы заявителя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Судебная коллегия полагает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвержден факт причинения ему убытков и их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
Вместе с тем, соответствующими нормативными актами субъекта предусмотрена формула расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, имеющих право на льготы при оплате проезда.
А отсутствие у Истца доказательств иных убытков по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой.
Обязательства субъекта в соответствии с вышеуказанной методикой выполнены в полном объеме. Средства бюджета доведены до Истца.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2015 г. по делу N А40-166224/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Ярославская транспортная компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Сазонова Е.А. |
Судьи |
Яремчук Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166224/2013
Истец: ЗАО "Ярославская транспортная компания", ЗАО ЯТК
Ответчик: Город Ярославль в лице Департамента финансов Мэрии города Ярославля, Департамент финансов мэрии, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ, Ярославская область в лице Департамента финансов Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16639/14
09.03.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4900/16
18.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16639/14
10.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34416/15
19.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-166224/13
05.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16639/14
17.10.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41997/14
18.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-166224/13