г. Саратов |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А57-5808/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ангстрем" - Трушачкин М.А., действующий по доверенности от 04.09.2015 N 21,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ангстрем", ОГРН 1026401406811, ИНН 6439041276 (г. Балаково Саратовской области)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 05 июня 2015 года по делу N А57-5808/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ангстрем", ОГРН 1026401406811, ИНН 6439041276 (г. Балаково Саратовской области)
заинтересованное лицо: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034 (г. Волгоград),
Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г.Саратов)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ангстрем" (далее заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного инспектора Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление Ростехнадзора, административный орган) N 13/15-2015 от 02.03.2015 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 05 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Ангстрем", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 31 июля 2015 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Волгоград), Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г.Саратов), надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 19.02.2015 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ангстрем" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ООО "Ангстрем" допущены нарушения при эксплуатации опасного производственного объекта
Подробно результаты проверки зафиксированы в Акте проверки N 392 от 19.02.2015 года.
По итогам проверки и на основании выявленных нарушений государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Егоровым Ф.Н. был составлен протокол об административном правонарушении N 13/15-2015 от 19.02.2015 г. и вынесено постановление N 13/15-2015 от 02.03.2015 г. о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Заявитель не согласился с постановлением о назначении административного наказания, и обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов дано в статье 1 Федерального закона N 116-ФЗ как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с названным Законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
Согласно Приложению N 1 к данному Федеральному закону, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые вещества.
По сведениям государственного реестра опасных производственных объектов, общество эксплуатирует опасные производственные объекты - система газопотребления предприятия, которая относится к 3 классу опасности, участок транспортный, что подтверждается свидетельством о регистрации объектов от 15.02.2011 г. N А51-00300.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с осуществлением производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте".
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в пределах своих полномочий, передана обязанность по обеспечению контроля за проведением организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, необходимых мероприятий по реализации Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
На основании Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, установленных Постановлением Правительства РФ N 263, производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасности и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
В ходе проверки административным органом установлены нарушения требований нормативно-технической документации промышленной безопасности, а именно:
1) не предоставлен эксплуатационный паспорт на надземный газопровод низкого давления, что является нарушением пункта 5 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; раздела 6 технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 870"; пункта 5.2.11 ГОСТ Р 54961-2012 "Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация".
2) Не представлен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
3) Руководителем организации не определен порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации, что является нарушением части статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 9 ФНиП N542 от 15.11.2013 года "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; приказа Госстандарта N 5214 от 03.10.2011 г. (ред. от 22.04.2013) "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; пункта 5.2.13 ГОСТ Р 54961-2012 Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация.
4) Не представлен эксплуатационный паспорт на надземный газопровод высокого давления, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 9 ФНиП N 542 от 15.11.2013 года "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; приказа Госстандарта N 5214 от 03.10.2011 г. (ред. от 22.04.2013 г.) "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности сетей газораспределения, и газопотребления"; пункта 5.2.11 ГОСТ Р 54961-2012 Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация;
5) Не представлен эксплуатационный паспорт на пункт редуцирования газа (ГРПШ 10 МС) с приложенными к нему технологическими схемами и режимными картами с параметрами настройки редукционной, защитной и предохранительной арматуры, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 9 ФНиП N 542 от 15.11.2013 года "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; приказа Госстандарта N5214 от 03.10.2011 г. (ред. от 22.04.2013) "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; пункта 5.2.11 ГОСТ Р 54961-2012 Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация.
6) Не представлен эксплуатационный журнал пункта редуцирования газа (ГРПШ 10 МС) установленной формы, с записью результатов проведенных работ по техническому осмотру, техническому обслуживанию и текущему ремонту, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 9 ФНиП N542 от 15.11.2013 года "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; приказа Госстандарта N 5214 от 03.10.2011 г. (ред. от 22.04.2013) "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; пункта 5.2.12 ГОСТ Р 54961-2012 Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация. 7) План мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте, не соответствует требованиям, установленным законодательством (не согласован с профессиональным аварийно-спасательным формированием), что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 20 ФНиП N 542 от 15.11.2013 года "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
8) К производственной инструкции оператора котельной установки не приложены технологические схемы внутреннего газопровода, с указанием технических устройств, продувочных и сбросных газопроводов, мест установки запорной, регулирующей и предохранительной арматуры с нумерацией, соответствующей действительности по месту, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 19 ФНиП N 542 от 15.11.2013 года "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; приказ Госстандарта от 03.10.2011 N 5214 (ред. от 22.04.2013) "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; пункта 5.2.5 ГОСТ Р 54961-2012 Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация.
9) Ответственным за осуществление производственного контроля не осуществляются положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО) - не обеспечивается проведение контроля за соблюдением работниками ОПО требований промышленной безопасности, не проводятся комплексные, целевые и внеплановые проверки состояния промышленной безопасности, что является нарушением части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
10) Положение об организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых ОПО, утвержденное руководителем 15.01.2015, не соответствует требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - устранено в ходе проверки.
11) Не подготовлен отчёт об организации и осуществлении производственного контроля за 2014 год, не представлен план мероприятий на 2015 г., что является нарушением части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
12) Не проведена периодическая аттестация по вопросам промышленной безопасности директора предприятия Моргунова С.С, в соответствии с приказом N 15 от 12.09.2014 являющегося ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, что является нарушением части 1 статьи 9 (абзац 8) Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьи 13 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
13) Не проведена экспертиза промышленной безопасности технического устройства - газорегуляторного пункта шкафного ГРПШ-10-М зав. N 29758, дата изготовления 1998, год ввода в эксплуатацию 1998, фактический срок службы превышает срок эксплуатации 15 лет, установленный производителем. Нарушена часть 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В рассматриваемом случае факт выявленных нарушений зафиксирован в акте проверки от 19.02.2015 г. N 392, протоколе об административном правонарушении N 13/15-2015 от 19.02.2015 г., постановлении N 13/15-2015 о назначении административного наказания от 02.03.2015 г.
Таким образом, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, административным органом полностью доказаны.
Доводы о том, что общество не осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта, являются несостоятельными в силу нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Так в Приложении 1 закреплено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Таким образом, у эксплуатируемого Обществом объекта газопотребления имеются признаки опасного производственного объекта.
Система газопотребления - имущественный производственный и технологический комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и использования газа в качестве топлива в газоиспользующем оборудовании (Постановление Госгортехнадзора России от 18.03.2003 г. N 9 "Об утверждении Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления").
Как было указано выше, у общества имеется Свидетельство о регистрации от 15.02.2011 г. А51-00300 (т. 1 л.д. 106), согласно которому ООО "Ангстрем" эксплуатирует опасные производственные объекты:
1) система газопотребления предприятия - рег. N А51-00300-001,
2) участок транспортный - рег. N А51-00300-002.
В п. 7 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 (ред. От 15.08.2014) "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" указано, что исключение объекта из государственного реестра производится на основании заявления эксплуатирующей его организации на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в случаях:
а) ликвидация объекта или вывода его из эксплуатации;
б) утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
в) предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.
По итогам рассмотрения названного заявления в соответствии с действующим законодательством принимается решение о принятии нового статуса эксплуатируемых объектов как опасных объектов, либо об оставлении действующего статуса опасных производственных объектов. В силу ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ ответственность за идентификацию опасного производственного объекта в качестве такового несет руководитель организации, эксплуатирующей объект.
Обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства обращения в Управление Ростехнадзора с заявлением об изменениях на опасном производственном объекте, в связи с которыми не стало признаков опасности и исключении объекта из реестра ОПО.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в их совокупность и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу, что постановление государственного инспектора Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 13/15-2015 от 02.03.2015 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ангстрем" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является законным и обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителя правомерно отказано.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 05 июня 2015 года по делу N А57-5808/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ангстрем" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5808/2015
Истец: ООО "Ангстрем", ООО "Ангстрем" директор Моргунов Сергей Станиславович
Ответчик: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3569/15
11.09.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7966/15
14.07.2015 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7126/15
05.06.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5808/15