город Москва |
|
17 сентября 2015 г. |
дело N А40-211114/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства г. Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2015
по делу N А40-211114/14, принятое судьей Мысак Н.Я.
по заявлению ООО "Трастком" (ОГРН 1037719023847, 115184, Москва, Средний Овчинниковский переулок, дом 12)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, Москва, улица Бахрушина, дом 20)
третьи лица - Правительство г. Москвы, ГБУ г. Москвы "Финансово-хозяйственное управление мэрии Москвы" (125032, Москва, улица Тверская, дом 13)
при участии:
от заявителя - Ерофеева А.А. по доверенности от 28.07.2015, Кулешова Н.Н. по доверенности от 22.01.2015;
от заинтересованного лица - Апрелов С.А. по доверенности от 30.12.2014;
от третьих лиц - 1) Апрелов С.А. по доверенности от 17.02.2015, 2) не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2015 признаны недействительными распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 14.05.2014 N 5903 "О дальнейшем использовании нежилых помещений по адресу: Москва, Средний Овчинниковский переулок, дом 12"; распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 10.11.2014 N 18008 "О согласовании ГБУ г. Москвы "ФХУ Мэрии Москвы" совершения сделки по продаже по итогам аукциона в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, Средний Овчинниковский переулок, дом 12, общей площадью 1.214, 6 кв. м.; признан незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы, оформленный в письмах от 11.08.2014 N 33-5-16562/14-(0)-1, от 13.08.2014 N 16556/14-(0)- 1, в реализации преимущественного права ООО "Трастком" на приобретение арендуемых нежилых помещений площадью 929, 1 кв. м. и 285, 5 кв. м., расположенных по адресу: Москва, Средний Овчинниковский переулок, дом 12; на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Трастком" путем совершения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, а именно: в двухмесячный срок с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу обеспечить заключение договоров на проведение оценки рыночной стоимости арендуемых ООО "Трастком" нежилых помещений площадью 285, 5 кв. м. и 929, 1 кв. м., расположенных по адресу: Москва, Средний Овчинниковский переулок, дом 12; в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке рыночной стоимости арендуемых ООО "Трастком" нежилых помещений площадью 285, 5 кв. м. и 929, 1 кв. м., расположенных по адресу: Москва, Средний Овчинниковский переулок, дом 12, принять решение об условиях их приватизации; в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить в адрес ООО "Трастком" проект договора купли - продажи арендуемых нежилых помещений.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Правительство г. Москвы и ГБУ г. Москвы "Финансово-хозяйственное управление мэрии Москвы".
Департамент городского имущества г. Москвы и Правительство г. Москвы не согласились с выводами суда, обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание не явился представитель ГБУ г. Москвы "Финансово-хозяйственное управление мэрии Москвы", информация о времени и месту судебного заседания размещена на официальном сайте суда.
Представители Департамента, правительства и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Трастком" является арендатором нежилых помещений общей площадью 1.214, 6 кв. м., расположенных по адресу: Москва, Средний Овчинниковский переулок, дом 12.
Нежилые помещения площадью 285, 5 кв. м. арендуются обществом на основании договора аренды от 28.08.2003 N 1-798/03, заключенному между Дератаментом городского имущества и ООО "Фелида" (настоящее время ООО "Трастком"), договор заключен сроком действия до 22.12.2022 и зарегистрирован 24.09.2003, о чем в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется соответствующая запись за N 77-01/41-738/2003-256.
Нежилые помещения площадью 929, 1 кв. м. арендуются обществом на основании протокола-соглашения от 02.11.2009 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору аренды от 28.08.2003 N 1-797/03, заключенному между Департаментом городского имущества г. Москвы и ООО "Управляющая компания Трастком". Протокол-соглашение зарегистрировано 01.12.2009, о чем в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется соответствующая запись N 77-77-11/182/2009-826, договор зарегистрирован 24.09.2003, о чем в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется соответствующая запись N 77-01/41-738/2003-390.
23.07.2013 ООО "Трастком", являясь субъектом малого предпринимательства, обратилось в Департамент с заявлением о реализации своего преимущественного права на приобретение арендуемых помещений в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письмом от 19.11.2013 N ДГИ-1-76191/13-2 Департамент сослался на то, что заключенный между Департаментом, ООО "Ренвест" и ООО "Фелида" (в настоящее время ООО "Трастком") протокол-соглашение от 02.11.2009 о переуступке права аренды спорных помещений является недействительной сделкой, по мнению Департамента, перенайм нежилых помещении, находящихся в государственной собственности без проведения процедуры торгов в форме конкурса или аукциона противоречит ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Между тем, данное обстоятельство являлось предметом рассмотрения Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-122639/12-85-582 по иску Департамента городского имущества г. Москвы к ООО "Трастком" о выселении из спорных помещений.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2013 в удовлетворении иска отказано и судом установлено, что ссылка Департамента на недействительность протокола-соглашения от 02.11.2009 о переуступке права аренды, в том числе ввиду не соответствия ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", неправомерна.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А40-122639/12 утверждено заключенное между Департаментом городского имущества г. Москвы и ООО "Трастком" мировое соглашение, по условиям которого стороны договорились исполнять на тех же условиях договор аренды от 28.08.2003 N 1-797/03 нежилого помещения общей площадью 929, 1 кв. м., расположенного по адресу: Москва, Средний Овчинниковский переулок, дом 12, зарегистрированного в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 77-01/41-738/2003-390, протокол-соглашение от 02.11.2009, зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 77-77-11/182/2009-826, согласно которому права и обязанности по договору перешли к ООО "Фелида" (в настоящее время ООО "Трастком").
Учитывая наличие утвержденного арбитражным судом мирового соглашения между заявителем и Департаментом по настоящему делу отказ Департамент противоречит положениям ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части обязательности вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда.
ООО "Трастком" обжалован отказ Департамента, оформленный письмом от 19.11.2013 N ДГИ-1-76191/13-2 в порядке подчиненности.
В ответ на жалобу письмом от 28.03.2014 обществу сообщено, что жалоба рассмотрена и для реализации преимущественного права выкупа обществу необходимо повторно обратиться в службу "одного окна" Департамента.
03.06.2014 ООО "Трастком" обратилось в службу "одного окна" с заявлением о реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений.
Письмом от 13.08.2014 N 33-5-16556/14-(0)-1 обществу отказано в выкупе арендуемых помещений.
В обоснование отказа указано на то, что арендуемое нежилое помещение, расположенное по адресу: Москва, Средний Овчинниковский переулок, дом 12 принадлежит г. Москве и передано на праве оперативного управления ГБУ г. Москвы "Финансово - Хозяйственное управление Мэрии Москвы".
Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 14.05.2014 N 5903 "О дальнейшем использовании нежилых помещений по адресу: Москва, переулок Средний Овчинниковский переулок, дом 12".
Вместе с тем, согласно распоряжению Департамента городского имущества г. Москвы от 10.11.2014 N 18008, ГБУ г. Москвы "ФХУ Мэрии Москвы" поручено организовать проведение аукциона по продаже недвижимого имущества являющееся предметом настоящего спора.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.08.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным ст. 3 Федерального закона от 22.08.2008 N 159-ФЗ требованиям, вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 159-ФЗ).
ООО "Трастком" относится к субъектам малого предпринимательства и отвечает всем условиям, перечисленным в ст. 3 Федерального закона от 22.08.2008 N 159-ФЗ.
Помещения площадью 285, 5 кв. м. арендуются обществом непрерывно с 28.08.2003, помещения площадью 929, 1 кв. м. с 02.11.2009, то есть более 2 лет по состоянию на 1 июля 2013. Арендованные помещения не выбывали из фактического владения и пользования общества; задолженность по арендной плате по указанным договорам аренды отсутствует. Помещения не включены в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального Закона от 22.07.2008 N 159 ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
На основании ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должна содержаться обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Документы и обстоятельства спора, приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2015 по делу N А40-211114/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211114/2014
Истец: ООО "Трастком"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества
Третье лицо: Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы-Правительство Москвы, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЭРИИ МОСКВЫ"
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18641/15
17.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34418/15
05.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-211114/14
14.05.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16863/15