г. Саратов |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А12-26520/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Журовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Волокитина Александра Васильевича (Волгоградская область, Ольховский район, х. Новоольховка, ОГРН 308345315700024, ИНН 342200781366)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2015 года по делу N А12-26520/2015 (судья Наумова М.Ю.),
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 32А, ОГРН 1023403851261, ИНН 3445005859),
о привлечении индивидуального предпринимателя Волокитина Александра Васильевича (Волгоградская область, Ольховский район, х. Новоольховка, ОГРН 308345315700024, ИНН 342200781366) к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Волокитина Александра Васильевича (далее - ИП ВолокитинА.В.) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены. ИП Волокитин А.В. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
ИП Волокитин А.В. не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 87 78724 2, N410031 87 78723 5. Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 25 августа 2015 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ИП Волокитин А.В. на основании лицензии от 11.10.2013 АСС-34-036793 осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя (т.1 л.д.21).
На основании распоряжения от 05.05.2015 N 550 Управлением в ходе проведения совместных рейдовых мероприятий с УГИБДД МВД России по Волгоградской области 28 мая 2015 года в 15 час 25 мин, по адресу: г. Волгоград ул. Балонина, 9, при проверке автомобиля марки Мерседес-Бенц государственный номер А472СА/134, принадлежащего на основании свидетельства о регистрации транспортного средства Литвиновой Т.В., согласно предъявленного водителем Литвиновым К.Н. путевого листа от 28.05.2015 N 937, выданного ИП Волокитиным А.В., при осуществлении перевозки пассажиров по маршруту N 610 "Волгоград-Ольховка", выявлены нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Так, выявлены нарушения во внешнем оформлении транспортного средства: автомобиль не оборудован задним указателем маршрута; передний указатель маршрута регулярных перевозок расположен в нижней части лобового стекла, а также отсутствует указатель маршрута регулярных перевозок на правой стороне кузова по ходу транспортного средства (наименование начального, конечного остановочных пунктов); не указано полное или краткое наименование перевозчика над лобовым стеклом и по правой стороне кузова по ходу транспортного средства, что является нарушением подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение); пунктов 29, 30, 32, 33, 36 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозки пассажиров и багажа).
Кроме того, административным органом установлено, что внутри транспортного средства не размещена следующая информация: фамилия водителя; наименование, адрес, фамилия перевозчика; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок, нет указателей аварийных выходов и правил пользования аварийных выходами, правил пользования транспортным средством или выписка их таких правил; указателя мест для пассажиров с детьми и инвалидов (нарушение подпункта "и" пункта 4 Положения, пункта 37 Правил перевозки пассажиров и багажа).
Водитель не обеспечен расписанием (графиком) движения на обслуживаемом маршруте, схемой опасных участков на обслуживаемом маршруте, что свидетельствует о нарушении подпункта "и" пункта 4 Положения, Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации".
В нарушение подпункта "и" пункта 4 Положения, пунктов 7, 13, 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 Управлением выявлено ненадлежащее оформление путевого листа, а именно: в отметке о проведении предрейсового медицинского осмотра нет расшифровки подписи медицинского работника (имя, отчество); спидометр не заверен подписью механика, в сведениях о водителе нет расшифровки имени, отчества.
Также, 28 мая 2015 года в 14 час 40 мин. по адресу: г. Волгоград ул. Балонина, 9, Управлением при проверке автомобиля марки Фиат (государственный номер А800СК/134) принадлежащего на основании свидетельства о регистрации транспортного средства Сухорукову В.А., согласно предъявленного водителем Толстовым М.А. путевого листа от 28.05.2015 N 109, выданного ИП Волокитиным А.В., при осуществлении перевозки пассажиров по маршруту N 609 "Волгоград-Ольховка", выявлены следующие нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией): передний указатель маршрута регулярных перевозок расположен в нижней части лобового стекла, а также отсутствует указатель маршрута регулярных перевозок на правой стороне кузова по ходу ТС, где указано наименование начального, конечного остановочных пунктов; не указано полное или краткое наименование перевозчика над лобовым стеклом и по правой стороне кузова по ходу транспортного средства, что свидетельствует о нарушении подпункта "и" пункта 4 Положения, пунктов 29, 30, 36 Правил перевозки пассажиров и багажа.
Кроме того, административным органом установлено ненадлежащее оформление путевого листа, а именно: в отметке о проведении предрейсового медицинского осмотра нет расшифровки подписи медицинского работника (имя, отчество); спидометр не заверен подписью механика, в сведениях о водителе нет расшифровки имени, отчества, что свидетельствует о нарушении подпункта "и" пункта 4 Положения, пунктов 7, 13, 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152.
Указанные нарушения квалифицированы Управлением по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
10 июня 2015 года административным органом в присутствии ИП Волокитина А.В. составлен протокол N 014420 об административном правонарушении (т.1 л.д.11-13).
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришёл к выводу о наличии в действиях ИП Волокитина А.В. состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При этом согласно примечанию к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Условия, на которых предпринимателю разрешено заниматься перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, содержатся в Положении.
В соответствии с пунктом 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащённых в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 Положения о лицензировании, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
В силу части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно подпункту "и" пункта 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является, в частности, соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Пунктами 29 и 30 Правил перевозки пассажиров и багажа установлено, что транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
Из пунктов 32 и 33 Правил перевозки пассажиров и багажа следует, что на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов. На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 36 Правил перевозки пассажиров и багажа над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
В силу пункта 37 Правил перевозки пассажиров и багажа внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа; указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; указатели мест расположения огнетушителей; указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Выявленные нарушения подтверждаются маршрутным листом (т.1 л.д.16), рапортами от 28.05.2015 N 106, 107 (т.1 л.д.17-18), путевыми листами от 28.05.2015 N 937, N 109 (т.1 л.д.31,38) протоколом по делу об административном правонарушении от 10.06.2015 N 014420 и не отрицались предпринимателем при составлении протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.11-13).
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что ИП ВолокитинА.В. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований, поскольку решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.10.2014 по делу N А12-35084/2014 предприниматель привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 ИП Волокитин А.В. привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы ИП Волокитина А.В., что выявленные нарушения не относятся к категории грубых нарушений лицензионных требований, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права, поскольку, как указано выше, судами установлено совершение предпринимателем нарушений, подпадающих под определение грубых.
Таким образом, вина ИП Волокитина А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Апелляционным судом проверен порядок привлечения к административной ответственности, установленный действующим административным законодательством. Нарушений не выявлено.
При определении меры наказания судом первой инстанции учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 3.4, 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому не имеется оснований считать назначенное наказание несправедливым и не соразмерным совершённому правонарушению.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2015 по делу N А12-26520/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26520/2015
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Волгоградской области, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Ответчик: Волокитин Александр Васильевич, ИП Волокитин А. В.