г. Хабаровск |
|
30 сентября 2015 г. |
А73-870/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кумаевым Д.В.,
при участии в заседании:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жижкуна Владислава
Павловича: Карповой А.Б., представителя по доверенности от 30.04.2015 N 78 АА 8463505;
от Управления архитектуры и землепользования Администрации Хабаровского Муниципального района: Тихоновой О.В., представителя по
доверенности от 31.03.2015 N 9510/1148;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района
на решение от 19 июня 2015 г.
по делу N А73-870/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Пичининой И.Е.,
по иску главы крестьянского фермерского хозяйства Жижкуна Владислава Павловича (ОГРНИП 313784708000726)
к Управлению архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1122720002624, ИНН 2720047246 место нахождения: 680510, Хабаровский край, с. Тополево, ул. Пионерская, 8), администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700858432, ИНН 2720003873; место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 6)
об определении условий договора,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Жижкун Владислав Павлович обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка N 526/14 от 31.07.2014.
Истец просит изложить пункт 3.1 договора в следующей редакции: "стоимость участка составляет 37 149 руб.". В случае отсутствия оснований для установления указанной цены просит изложить пункты 3.1 и 3.2 договора в следующей редакции: " 3.1. Стоимость участка составляет 1 791 440 руб.", "3.2. Сумма, указанная в пункте 3.1. выплачивается продавцу покупателем в течении 6 месяцев после подписания сторонами настоящего договора. Покупатель вносит на расчетный счет продавца по 216 666,67 руб. ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца.
Решением суда от 19 июня 2015 г. исковые требования удовлетворены. Суд решил изложить пункт п. 3.1 договора N 526/14 купли-продажи земельного участка от 31.07.2014 в следующей редакции: "стоимость участка составляет 37 149 руб.". Взыскать с Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в пользу главы крестьянского фермерского хозяйства Жижкун В.П. 4 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Управление архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в иске отказать, поскольку распоряжение главы Хабаровского муниципального района от 17.01.2006 N 7-р о зачислении земельного участка в фонд перераспределения отменено, срок, установленный в постановлении N 2521 от 29.07.2014 для заключения договора истекшим.
В письменном отзыве на жалобу представитель предпринимателя просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления настаивал на приведенных в апелляционной жалобе доводах, представитель главы КФХ Жижкуна В.П. просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Повторно изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.06.2014 по делу N А73-3660/2014 на управление землепользования возложена обязанность о повторном рассмотрении заявления от 07.11.2013 главы крестьянского фермерского хозяйства о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 27:17:329204:7, площадью 122 000 кв.м находится примерно в 1,5 км. по направлению на северо-восток от ориентира с. Гаровка-1, расположен за пределами участка, адрес ориентира: Хабаровский край, Хабаровский район, в районе села Гаровка, в порядке, установленном Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.07.2014 N 2521 принято решение о предоставлении Жижкуну В.П. в собственность указанного земельного участка, управлению землепользования предписано заключить договор купли-продажи.
Стороны договора купли-продажи не пришли к согласию в отношении стоимости выкупаемого земельного участка и даты, по состоянию на которую определена его рыночная стоимость.
Продавец определил рыночную стоимость земельного участка в размере 5 148 000 руб. на основании отчета, выполненного ООО "Дальневосточный независимый центр оценки", по состоянию на 10.07.2014.
Покупатель выкупную стоимость земельного участка сельскохозяйственного назначения просил рассчитать в размере 1 300 000 руб. с предоставлением рассрочки по её уплате в течение 6 месяцев, или исходя из 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на основании пункта 4 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" по состоянию на дату подачи заявления о выкупе участка.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. на дату обращения с заявлением) установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в ред. ФЗ от 28.12.2013 N 446-ФЗ) в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12).
Из положений статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" следует, что именно с момента обращения с надлежащим заявлением между сторонами возникают правоотношения по выкупу земельного участка, и с этого момента у уполномоченного органа возникают соответствующие предусмотренные законом обязанности.
Вступившим в законную силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела, установлено, что истцом при обращении 07.11.2013 были выполнены все требования, предъявляемые законом к форме и содержанию заявления о выкупе земельного участка.
Следовательно, и определять его рыночную стоимость, следует на дату такого обращения, поэтому рыночная стоимость земельного участка, определенная продавцом по состоянию на 10.07.2014, применению не подлежит.
Согласно отчету ООО "Оценка-партнер" рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 12.12.2013 составляет 1 752 673,45 руб. Оценка выполнена с применением сравнительного подхода, при обосновании неприменения иных подходов, результаты оценки рыночной стоимости не оспорены ответчиками.
Вместе с тем, суд установил выкупную цену земельного участка, равной 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 28.12.2013) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
В силу абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законом Хабаровского края от 30.06.2004 N 201 в соответствии с ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлены особенности регулирования отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 8 Закона Хабаровского края от 30.06.2004 N 201 земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в случаях, установленных пунктами 4 и 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, приобретаются в собственность по цене в размере 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Возражая против отнесения спорного земельного участка к фонду перераспределения земель Хабаровского муниципального района, ответчики не подтвердили порядок его формирования на территории муниципального района, его состав.
По информации Управления Росреестра по состоянию на 01.01.2014 фонд перераспределения земель в Хабаровском районе составлял 13 027 га в Хабаровском районе, по информации управления землепользования - 22 788 га земель. Границы указанных земель не установлены.
Проанализировав предоставленную по запросу суда информацию, суд пришел к выводу, что фонд перераспределения земель Хабаровского муниципального района образован, однако отсутствует строгий учет состава фонда перераспределения, в том числе, определения на местности местоположение границ земельных участков.
При этом спорный земельный участок с кадастровым номером 27:17:329204:07 на момент обращения истца в 2013 году с заявлением о его выкупе был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Земельный участок непосредственно граничит с земельными участками с кадастровыми номерами 27:17:329204:88 и 27:17:329204:87, находящимися в собственности Жижкуна В.П. и используемыми КФХ для ведения деятельности.
Ранее названными земельными участками для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства владел Жижкун Павел Минович.
Постановлением Главы муниципального образования Хабаровского района от 20.01.2000 N 18 Жижкуну Павлу Миновичу для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства спорный земельный участок общей площадью 12,2 гектара предоставлялся на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений в Российской Федерации", статей 3.4 Закона Хабаровского края от 26.02.1997 N 5.
С этой целью участок был изъят из земель государственного сельскохозяйственного предприятия "Гаровское" и предоставлен в аренду Жижкуну П.М. сроком на 5 лет для расширения крестьянского (фермерского) хозяйства.
17.01.2006 главой Хабаровского муниципального района Хабаровского края издано распоряжение N 7-р, согласно которому, учитывая, что договор аренды от 12.04.2002 был возобновлен в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании заявления Жижкуна П.М. аренда земельного участка площадью 12,2 га, предоставленного Жижкуну П.М. на основании постановления N 18 от 20.01.2000, прекращен. Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района предписано расторгнуть в установленном порядке договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.04.2002 N 23.
Указанным распоряжением (пункт 4) принято решение о зачислении земельного участка в фонд перераспределения земель Хабаровского района.
Последующее распоряжение главы Хабаровского муниципального района от 09.06.2006 N 392-р об отмене распоряжения главы N 7-р в связи с принятым решением о предоставлении спорного земельного участка площадью 12,2 га производственному сельскохозяйственному кооперативу "Жижкун ДВ и Ко" в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, суд первой инстанции не принял во внимание, поскольку участок после этого никому не передавался, находился во владении Жижкуна П.М.
Согласно выписке из ЕГРП зарегистрированные права в отношении данного земельного участка или какие-либо обременения не зарегистрированы.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ), фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Согласно формулировке ранее действующей (2001-2010 гг.) редакции названной статьи, фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: при добровольном отказе от земельного участка; если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.199 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предусматривалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий; местной администрации организовать продажу земель фонда по конкурсу, передачу в аренду с правом последующего выкупа.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель
Принимая во внимание, что спорный земельный участок был изъят у государственного сельскохозяйственного предприятия, его бесплатная передача в период действия Указа Президента РФ N 323 не была осуществлена, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок поступил в фонд перераспределения земель с момента прекращения главе крестьянского (фермерского) хозяйства Жижкуну П.М. аренды в отношении указанного земельного участка в силу изложенных норм законодательства в области регулирования земельных отношений.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что спорный земельный участок входит в состав фонда перераспределения земель и из него не выбывал, поэтому суд применил положения абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, пункта 8 Закона Хабаровского края от 30.06.2004 N 201.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.12.2012 N 442-пр "О результатах определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения на территории Хабаровского края" установлено значение удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения на территории Хабаровского муниципального района в размере 2,03.
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка, исходя из 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий 247 660 руб. (2,03х122000) составляет 37 149 руб., в связи с чем, требование истца о принятии пункта 3.1 договора в соответствующей редакции подлежит удовлетворению.
Все доводы Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края были предметом рассмотрения по делу и им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 июня 2015 г. по делу N А73-870/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-870/2015
Истец: Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Жижкун Владислав Павлович, Глава КФХ Жижкун Владислав Павлович
Ответчик: Администрация Хабаровского Муниципального района Хабаровского района, Управление архитектуры и землепользования Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управление архитектуры и землепользования Администрции Хабаровского Муниципального района