г. Томск |
|
8 октября 2015 г. |
Дело N А45-10398/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Скачковой О. А., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Елгина В. П. по дов. от 12.12.2014,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в лице Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.07.2015 по делу N А45-10398/2015 (судья Попова И. В.) по заявлению Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в лице Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Новосибирска к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании недействительным представления от 30.04.2015 N 51-07/05-13/1830,
УСТАНОВИЛ:
Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление в лице Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Новосибирска (далее - таможенное управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - Управление финансово-бюджетного надзора) о признании недействительным представления от 30.04.2015 N 51-07/05-13/1830.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом таможенное управление в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы таможенное управление указывает на отсутствие вины во вменяемых нарушениях, а также на то, что все необходимые реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", в актах о приемке-передаче от 05.03.2013 N 9, от 28.03.2013 N 1, от 27.02.2013 N 25 имеются.
Управление финансово-бюджетного надзора в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения; явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель таможенного управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя таможенного управления, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.07.2015 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением финансово-бюджетного надзора в отношении таможенного управления проведена выездная проверка использования средств федерального бюджета в 2014 году.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- израсходованы средства федерального бюджета на оплату денежных обязательств по возмещению расходов на обеспечение в служебных целях проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщений за 2013 год, подлежащие оплате за счет лимитов бюджетных обязательств 2013 года, без отражения кредиторской задолженности по расчетам с сотрудниками по состоянию на 01.01.2014 года;
- приняты к учету три криминалистические лаборатории, не принадлежащие таможенному управлению, без документального подтверждения передачи, что привело к завышению данных строки 013 "Основные средства, в том числе иное движимое имущество" баланса по состоянию на 01.01.2015 года.
Указанные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 03.04.2015.
На основании пункта 2 статьи 269.2 БК РФ, пункта 68 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 Управлением финансово-бюджетного надзора таможенному управлению выдано представление с требованием рассмотреть информацию об указанном в настоящем Представлении о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующие бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий таких нарушений в срок не позднее 30 дней с даты получения Представления.
Не согласившись с указанным представлением, таможенное управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования заявителя, указав, что оспариваемое представление соответствует закону и не нарушает его прав и законных интересов.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, являясь органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, вправе осуществлять контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ и пунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, предусмотрено, что при установлении нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должностные лица названного органа составляют и выдают представления и (или) предписания.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для вынесения оспариваемого представления послужил вывод Управления финансово-бюджетного надзора о том, что израсходованы средства федерального бюджета на оплату денежных обязательств по возмещению расходов на обеспечение в служебных целях проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщений за 2013 год, подлежащие оплате за счет лимитов бюджетных обязательств 2013 года, без отражения кредиторской задолженности по расчетам с сотрудниками по состоянию на 01.01.2014.
Согласно материалам дела, в общий отдел ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск авансовые отчеты на возмещение расходов на обеспечение в служебных целях проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного служащих и сотрудников представлены в феврале 2014 (даты авансовых отчетов 03.02.2014, 04.02.2014), что подтверждается отсутствием кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2014 по расчетам на обеспечение в служебных целях проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного служащих и сотрудников ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска за декабрь 2013 года.
Пунктом 14 распоряжения Федеральной таможенной службы Российской Федерации 18.10.2004 N 60-р "О Временных методических рекомендациях по обеспечению проездными документами" предусмотрено, что авансовые отчеты за декабрь текущего года должностные лица представляют в финансовое подразделение таможенного органа до 31 декабря, возмещение расходов по которым финансовое подразделение производит до указанного срока.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 N 89 "О порядке обеспечения проездными документами сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" предусмотрено финансирование расходов, связанных с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 N 89, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17.09.2004 N 483 "О порядке обеспечения проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации" предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией постановления Правительства РФ от 17.09.2004 N 483, начиная с 2005 года производятся в пределах средств, предусмотренных на содержание Федеральной таможенной службы в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
По данным бюджетного учета расчеты со служащими и сотрудниками ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск по возмещению расходов проезда во всех видах транспорта отражены в январе, феврале 2014 года.
Таким образом, возмещение расходов на обеспечение в служебных целях проездные документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородной и местного служащих и сотрудников ЭКС - филиала ЦЭКТУ г.Новосибирск, произведенных в декабре 2013 года и подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году, осуществлены за счет лимитов бюджетных обязательств 2014 года без отражения кредиторской задолженности, что противоречит абзацу 3 статьи 162 БК РФ, предусматривающему осуществление расходов в текущем финансовом году на погашение неисполненных бюджетных обязательств предшествующего года, которая подтверждается кредиторской задолженностью, в соответствии с пунктом 310 Инструкции по применения Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция).
Согласно пункту 310 Инструкции операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, обязательств бюджетного, автономного учреждения (далее - обязательства учреждения), принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).
В силу пункта 1 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 162 БК РФ таможенное управление осуществляет принятие и исполнение бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что таможенным управлением неправомерно произведены расходы в 2014 году по оплате принятых бюджетных обязательств без отражения кредиторской задолженности по расчетам с сотрудниками на 01.01.2014 года в сумме 2 226,00 руб., на обеспечение которых в 2014 году лимиты бюджетных обязательств не предоставлены.
Довод апеллянта о том, что срок сдачи годовой отчетности в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, и на момент представления в налоговый орган годовой отчетности кредиторской задолженности не было, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не влияет на необходимость соблюдения требований вышеуказанных норм права.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" несостоятельна в связи с тем, что указанный документ утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Отклоняется и довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не мотивированно выделена сумма 2 226 руб. из общей суммы выделенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку названная сумма отражена в пункте 1 оспариваемого представления.
Также основанием для вынесения оспариваемого представления послужил вывод Управления финансово-бюджетного надзора о том, что таможенным управлением приняты к учету три криминалистические лаборатории, ему не принадлежащие, без документального подтверждения передачи, что привело к завышению данных строки 013 "Основные средства, в том числе иное движимое имущество" баланса по состоянию на 01.01.2015.
Как следует из актов о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) от 05.03.2013 N 9, от 28.03.2013 N 1, от 27.02.2013 N 25, произведена передача трех автомобилей Chevrolet СС4500 (криминалистических лабораторий) от Сибирского таможенного управления, Алтайской таможни, Омской таможни Центральному экспертно - криминалистическому таможенному управлению, указанному в реквизите "Организация-получатель". Заявитель - филиал ЦЭКТУ г.Новосибирск в качестве получателя в данных актах не указан.
Пункту 4.1 Положения об учетной политике, утвержденного для целей бухгалтерского учета приказом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 29.05.2014 N 200 установлено, что бухгалтерский учет нефинансовых активов в ЭКС - филиале ЦЭКТУ г. Новосибирск ведётся в соответствии с Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об учетной политике, утвержденного для целей бухгалтерского учёта приказом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 29.05.2014 N 200, бухгалтерский учет в экспертно-криминалистических службах - региональных филиалах Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ведется общим отделом.
Как установлено судом первой инстанции, факт получения 3-х автомобилей Chevrolet СС4500 (криминалистических лабораторий) Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением подтвержден Извещениями (ф. 0504805) по операциям приемки-передачи от 06.03.2013 N 33, от 09.04.2013 N 8, от 27.02.2013 N2. В качестве получателя указано не ЭКС-филиал ЦЭКТУ г. Новосибирск, а ЦЭКТУ.
Передача движимого имущества (независимо от стоимости) Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению от таможенных органов осуществлена по балансовой стоимости объектов учёта с одновременной передачей (принятием к учёту), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового учёта амортизации на основании распоряжения Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 24.12.2012 N 367-р "О передаче автомобилей на баланс Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления", согласно пункту 2 которого предусмотрено принятие на баланс Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением автомобилей Chevrolet СС4500, с проведением регистрации автомобилей по месту нахождения.
Акты о приеме-передаче объекта основных средств (ф.0306001) с баланса Центрального экспертного криминалистического таможенного управления с одновременной передачей (принятием к учету) на баланс филиала (ф. 0504805) не представлены.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии документального подтверждения факта получения трех криминалистических лабораторий на учет филиала, что привело к завышению показателей баланса по состоянию на 01.01.2015 (ф. 0503130) по строке 013 "Основные средства, в том числе иное движимое имущество" на сумму 11 700 000 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не является юридическим лицом, а является филиалом и, следовательно, не может быть указан в актах приема-передачи в качестве получателя, отклонятся судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как поясняет сам заявитель в апелляционной жалобе, пунктом 20 Положения об ЭКС - филиале ЦЭКТУ г. Новосибирск- утвержденного приказом ЦЭКТУ от 27.06.2005 N 46 "О совершенствовании структуры ЦЭКТУ" (в редакции приказа ЦЭКТУ от 29.12.2012 N 553), действовавшего на момент передачи имущества, определено, что ЭКС - филиал ЦЭКТУ г. Новосибирск имеет отдельный баланс, лицевые счета в органах федерального казначейства Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
На основании доверенностей от 10.08.2012 N N 12-11/437, 12-11/442 заявитель уполномочен ставить на баланс основные средства, товарно-материальные средства, прочее имущество. Полномочия по принятию и постановке на баланс подтверждаются также выданными ЦЭКТУ доверенностями от 21.02.2013 N 12-11/519, от 26.03.2013 N12-11/531.
Из изложенного следует, что заявитель уполномочен ставить на баланс основные средства, товарно-материальные средства, прочее имущество, а, следовательно, может быть указан в актах приема-передачи (в том числе и от 05.03.2013 N 9, от 28.03.2013 N 1, от 27.02.2013 N 25) в качестве получателя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не установил доказанность обстоятельств, не принимаются апелляционным судом, поскольку обстоятельства дела установлены судом на основе оценки представленных доказательств в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования таможенного управления.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.07.2015 по делу N А45-10398/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10398/2015
Истец: Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление, в лице Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Новосибирска
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области