г. Москва |
|
9 октября 2015 г. |
Дело N А40-185065/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.10.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи М.С. Сафроновой, судей А.С. Маслова, Г.Н. Поповой, при ведении протокола помощником судьи Д.В. Гришкиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГБУ "Жилищник района Ховрино" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 по делу N А40-185065/14, принятое судьей О.Ю. Паршуковой, по заявлению ГБУ "Жилищник района Ховрино" (ИНН 7743894047) к ИФНС России N 43 по г. Москве о признании недействительным решения
в судебное заседание явились:
от ГБУ "Жилищник района Ховрино" - Кузнецов Е.И. по дов. от 15.12.2014,
от ИФНС России N 43 по г. Москве - Ипатова Ю.А. по дов. от 18.06.2015,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ "Жилищник района Ховрино" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 43 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 11.07.2013 N 03-02/9924/0012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 03-02/874/0012 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением суда от 23.06.2014 требования заявителя удовлетворены частично.
Налогоплательщик не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить требования в полном объеме.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогоплательщика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд ее удовлетворить.
Представитель инспекции возражал против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их необоснованность, наличие судебной арбитражной практики по аналогичным спорам с этим же налогоплательщикам, просил проверить законность решения суда в полном объеме.
Законность и обоснованность решения суда Девятым арбитражным апелляционным судом проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ в полном объеме.
Выслушав стороны, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения по ней, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2012 г., в которой общество заявило к вычету НДС в сумме 25 531 456 руб., а 1 881 730 руб. - к возмещению из бюджета.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 11.07.2013 N 03-02/9924/0012, которым обществу отказано в привлечении к ответственности, доначислен НДС в размере 1 421 097 руб., и решение N 03-02/874/0012, согласно которому обществу отказано в применении налогового вычета по НДС в размере 25 531 456 руб. и возмещении НДС в размере 1 881 730 руб.
Заявитель, не согласившись с указанными решениями инспекции, обратился в УФНС России по г. Москве с жалобой, рассмотрев которую вышестоящий налоговый орган решением от 11.08.2014 N 21-19/078635@ оставил ее без удовлетворения.
Как установлено инспекцией и не оспаривается заявителем, в книгу продаж за 2 квартал 2012 г. налогоплательщиком включены суммы с реализации, не облагаемой НДС: начисление - тех. обсл., начисление - ХВ, начисление - отопление ГВС в размере 54 421 756, 26 руб.
Согласно доводам заявителя в книге продаж за 2 квартал 2012 г., в столбце 9 "Продажи, освобождаемые от налога" по строкам "Начисление- тех. обсл.", "Начисление - ХВС", "Начисление - отопление ГВС" информативно отражены суммы поступивших выпадающих доходов, льгот по оплате коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан (ветеранам, инвалидам и т.д.), что следует из данных бухгалтерского учета, представленных в материалы дела. Выпадающие доходы (льготы) предоставляются Государственным учреждением города Москвы Городской центр жилищных субсидий в виде субсидий в связи с применением льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан.
Таким образом, налогоплательщиком одновременно осуществлялись операции как подлежащие налогообложению, так и операции, не подлежащие налогообложению. Данный факт также подтверждается книгой продаж, в которой в графе 56 сумма НДС налогоплательщиком не отражена и соответственно не исчислена.
Также в книгу продаж за 2 квартал 2012 г. включены счета-фактуры, в соответствии с пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по которым не подлежат налогообложению НДС и которые ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Ховрино" должно учитывать в графе "Продажи, освобождаемые от налога" и отражать в 7 разделе налоговой декларации, в размере 123 492 383 руб.
Дата и номер счета-фактуры |
Всего продаж включая НДС |
Сумма НДС, освобождаемая от налога |
Операции |
36/04 от 30.04.2012 |
7 142 259,41 |
7 142 259,41 |
Начисление ХВС |
37/04 от 30.04.2012 |
21 755 899,78 |
21 755 899,78 |
Начисление отоп.ГВС |
38/04 от 30.04.2012 |
11 297 196,66 |
11 297 196,66 |
Начисление -тех.обсл |
19/05 от 31.05.2012 |
7 955 083,03 |
7 955 083,03 |
Начисление ХВС |
20/05 от 31.05.2012 |
22 551 261,76 |
22 551 261,76 |
Начисление отоп.ГВС |
21/05 от 31.05.2012 |
11 374 299,89 |
11 374 299,89 |
Начисление -тех.обсл |
35/06 от 30.06.2012 |
7 787 418,29 |
7 787 418,29 |
Начисление ХВС |
36/06 от 30.06.2012 |
11 404 721,50 |
11 404 721,50 |
Начисление - тех.обсл |
37/06 от 30.06.2012 |
22 224 242,36 |
22 224 242,36 |
Начисление отоп.ГВС |
ИТОГОГОГ |
ГО |
123 492 383 |
|
В книге продаж заявитель отразил следующие показатели:
Дата и номер счета-фактуры |
Всего продаж включая НДС |
сумма НДС |
операции |
39/04 от 30.04.2012 |
503 819 944 |
Не отражена |
Начисление отоп. ГВС |
14/05 от 31.05.2012 |
1 776 453, 71 |
Не отражена |
Начисление -тех.обсл |
15/05 от 31.05.2012 |
1 4355 96, 01 |
Не отражена |
Начисление ХВС |
31/06 от 30.06.2012 |
1 778 149, 59 |
Не отражена |
Начисление ХВС |
32/06 от 30.06.2012 |
1 359 864, 22 |
Не отражена |
Начисление -тех.обсл |
Правомерен довод инспекции о том, что из данной таблицы следует, что налогоплательщик по одним счетам-фактурам НДС в книге продаж отражал, а по другим, с точно такими же операциями, не отражал. Таким образом, заявитель сам подтверждает, что данные операции не подлежат налогообложению. В связи с этим в разделе 7 налоговой декларации организация должна отражать операции в размере 177 914 139,26 руб. (123 492 383 руб+54 421 756,26 руб.). Пунктом 1 статьи 143 НК РФ установлено, что плательщиками НДС признаются, в частности, организации. Как следует из положений пункта 1 статьи 146 НК РФ, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями данной статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Пунктом 4 статьи 170 НК РФ также установлено, что налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению
НДС.
В проверяемом периоде организация одновременно осуществляла операции, подлежащие налогообложению (выполнение работы по содержанию и ремонту жилищного фонда, оказание коммунальных услуг в размере 7 894 985.72 руб. НДС 18% 1421097 руб.) и операции, освобождаемые от налогообложения НДС (реализация услуг по снабжению электроэнергией и водоснабжению в размере 177 914 139.26 руб.). Таким образом, ГУП г.Москвы ДЕЗ района "Ховрино" обязано раздельно учитывать суммы "входного" НДС по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и необлагаемых операциях.
По требованию от 26.11.2012 N 16/57945/доп. заявителем представлены положение об учетной политике для целей налогообложения на 2012 г. Документы, подтверждающие ведение раздельного учета (бухгалтерская справка, аналитический учет), не представлены.
При анализе положения об учетной политике для целей налогообложения на 2012 г. инспекцией установлено, что у ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Ховрино" в проверяемом периоде предусмотрено ведение раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению операций.
Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Ховрино" не ведет раздельный учет, в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.
Таким образом, заявитель не вправе предъявлять к налоговому вычету суммы налога на добавленную стоимость в размере 25 531 456 руб. за 2 квартал 2012 г.
Налогоплательщик с данным выводом инспекции не согласился, указывает, что налоговый орган располагал информацией о применении организацией отказа от льгот по пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
В соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых гражданам управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.
В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Отказ от льготы возможен в отношении всех сделок, осуществляемых в рамках льготируемого вида деятельности. Выборочное применение освобождения от НДС не допускается. Также недопустим отказ от льготы в зависимости от того, кто является покупателем соответствующих товаров (работ, услуг) - юридическое лицо или физическое.
Инспекцией выставлено требование от 15.02.2013 N 70788 (т.1 л.д.60) о предоставлении копии уведомления об отказе от освобождения от налогообложения по НДС операций, предусмотренных пп. 29, пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ за период с 2010 по 2013 гг. (с подтверждением о получении ИФНС N 43 по г. Москве). Данное требование получено нарочно представителем организации по доверенности Бикбовым М.М. 15.02.2013.
В ответ на требование налогоплательщиком представлено письмо от 15.03.2013 N 149 (т.1 л.д.61), в соответствии с которым организация отказывается от применения освобождения от НДС, которое предусмотрено пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Документы, подтверждающие отказ налогоплательщика от применения освобождения от НДС, предусмотренное пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ за период с 2010 г. по 2012 г. отсутствуют.
Таким образом, в нарушение требований п. 5 ст. 149 НК РФ в установленный срок заявителем не представлено в адрес инспекции заявление об отказе от освобождения от налогообложения операций, предусмотренных ч. 3 ст. 149 НК РФ на 2011 год.
Заявитель указывает, что имеет право на налоговые вычеты по НДС и при отсутствии заявления об отказе от льгот в связи с исчислением суммы НДС в счетах-фактурах и фактической ее уплатой.
Однако, выставление счетов-фактур с НДС не свидетельствует о том, что налогоплательщик отказался от освобождения таких операций от налогообложения, так как пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрен способ отказа от льготы (путем подачи заявления).
Данная позиция отражена в постановлениях ФАС Московского округа от 28.05.2014 по делу N А40-139691/13, от 22.07.2014 по делу N А40-132506/2013.
Пунктом 4 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст.149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Указанный раздельный учет заявителем в спорный период не велся, что налогоплательщиком и не оспаривается.
Также заявителем не исчислен налог с реализации в размере 54 421 756, 26 руб. за "Начисление - тех. обсл.", "Начисление - ХВС", "Начисление - отопление ГВС".
Удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным решения налогового органа в части отказа в применении налоговых вычетов по НДС в размере 3 572 668 руб. в связи с непредставлением документов (п. 2.3.1 решения N 03-02/9924/0012), суд первой инстанции исходил из того, что соответствующие документы налогоплательщиком представлены в УФНС России по г. Москве с апелляционной жалобой, а также в материалы дела.
При этом анализ представленных документов судом не произведен, выводы о том, почему суд согласился с утверждением налогоплательщика о наличии у него права на вычеты, в решении суда отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы инспекции об отсутствии оснований для признания недействительным решения налогового органа в части отказа в применении налоговых вычетов по НДС в размере 3 572 668 руб. являются обоснованными.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщика за период 2 квартал 2012 г. инспекцией выставлено требование о представлении документов (информации) от 11.06.2013 N доп 16/79052 (т. 1 л. д. 91).
Налогоплательщиком 11.07.2013 представлен ответ о том, что им представлены пояснения в возражениях на акт проверки. Дополнительных документов налогоплательщик не представил.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом инспекции о том, что представленные налогоплательщиком в материалы дела счета-фактуры имеют существенные расхождения с книгой покупок (т. 2 л.д. 4).
Свои доводы инспекция правомерно обосновывает приведенной в отзыве на апелляционную жалобу таблице:
Контрагент/счет-фактура |
Сумма в счет-фактуре (руб.) |
Сумма в книге покупок (руб.) |
МГУП "Мосводоканал" / N 206829/08 от 30.04.2012 (т.2 л.д.12) | ||
Стоимость товаров (работ, услуг) с налогом всего |
696 170,45 |
2 508 642,52 |
Сумма налога, предъявляемая покупателю |
106 195,50 |
382 674,28 |
МГУП "Мосводоканал" / N 281512/08 от 31.05.2012 г. (т.2 л.д.14) | ||
Стоимость товаров (работ, услуг) с налогом всего |
341 697.96 |
408 934.03 |
Сумма налога, предъявляемая покупателю |
52 123.41 |
62 379.76 |
ООО "ФРИЗ" / N 2287 от 30.06.2012 г. (т.2 л.д.15) | ||
Стоимость товаров (работ, услуг) с налогом всего |
92 760.35 |
109 457.21 |
Сумма налога, предъявляемая покупателю |
14 149.88 |
16 696.86 |
Счет-фактура МГУП "Мосводоканал" от 30.04.2012 N 206200/08 не представлена; ООО "Авента" не представлен акт выполненных работ за март 2012 г.
Таким образом, в суд представлены счета-фактуры, которые не отражены в книге покупок. Счета-фактуры, отраженные в книге покупок и в решении, в суд не представлены. Аналогичная ситуация имеет место в отношении ООО "Яна и Я" (счет-фактура N 9 от 18.04.2010, N 46 от 23.04.2012) и ООО "Петровский парк" (счета-фактуры N 3 от 31.03.2012, N 6 от 31.05.2012).
Налогоплательщиком не представлены в ходе проверки счета-фактуры, акты выполненных работ.
Инспекцией направлялось поручение об истребовании документов в ИФНС России N 43 по г. Москве от 23.10.2012 в отношении ООО "Яна и Я". Получен ответ за N 71839 от 19.11.2012, согласно которому в книге продаж ООО "Яна и Я" за 2 квартал 2012 г. не отражены и не представлены счета-фактуры N 9 и N 46.
В отношении подрядной организации ООО "Петровский парк": счета-фактуры от 30.04.2012 N 5 с суммой НДС 486508,53 руб., 3 от 31.03.2012 с суммой НДС 420 220, 13 руб., 6 от 31.05.2012 с суммой НДС 449880,76 руб., 11 от 30.06.2012 с суммой НДС 468194, 64 руб., итого 1 824 804 руб. В материалы дела представлены счета-фактуры от 31.03.2012 N 3 с суммой НДС 473 552, 95 руб., от 31.05.2012 N 8 с суммой НДС 449 880, 76 руб., от 30.04.2012 N 5 с суммой НДС 486 508, 53 руб.
Инспекцией направлялось поручение об истребовании документов в ИФНС России N 43 по г. Москве от 23.10.2012 в ООО "Петровский парк". Получен ответ от 23.10.2012 за N 21-12/41078, согласно которому телефон, указанный в юридическом деле организации, не отвечает; руководитель по требованию в налоговые органы не явился; организация по юридическом адресу не находится (акт установления нахождения органов управления юридических лиц в здании по адресу: г. Москва, Бескудниковский б-р,д. 10 корп. 5 от 11.03.2011); документы, подтверждающие факт реализации товаров (работ, услуг), не представлены.
Таким образом, не представлены счета-фактуры N 6 от 31.05.2012, N 46 от 23.04.2012, N 11 от 30.06.2012.
Суммы, указанные в представленных счетах фактурах, актах и книге покупок не совпадают, соотнести их не представляется возможным.
Камеральная налоговая проверка налогоплательщика по указанному периоду окончена 24.12.2012. Дополнительные документы представлены налогоплательщиком 04.08.2014. В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, оно письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" под налоговой выгодой - понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещения налога из бюджета.
Налогоплательщик обязан подтвердить налоговые вычеты документами, перечисленными в ст. ст. 169, 171 - 172 НК РФ, в отсутствие этих документов налогоплательщик не вправе принимать суммы налога к вычету.
Исходя из ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость, документов, подтверждающих уплату
сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, названных в п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.
В соответствии со ст. ст. 171,172 НК РФ обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.
Налогоплательщиком данная обязанность не исполнена.
Согласно пункту 4 статьи 140 НК РФ документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 НК РФ, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
Обществом не представлено пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление документов в ходе проверки.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях ФАС Московского округа от 01.07.2014 по делу N А40-122601/2013, Десятого апелляционного суда от 08.04.2014 по делу N А41-3500/13) такие обстоятельства могут трактоваться судами как противодействие налоговому контролю в виде неисполнения требований налогового органа и несообщение сведений о месте нахождения документов.
Также согласно пункту 3 постановления Пленума от 18.12.2007 N 65 в случае выявления факта несоблюдения налогоплательщиком процедуры (в том числе признания неуважительными причин непредставления налогоплательщиком необходимых документов в налоговый орган) при рассмотрении его заявления о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС (бездействия налогового органа) суд отказывает в удовлетворении такого заявления, имея в виду, что законность подобного решения (бездействия) оценивается судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения (в период бездействия).
Таким образом, инспекция вправе не учитывать дополнительные документы, представленные налогоплательщиком после окончания проведения камеральной налоговой проверки.
Налогоплательщиком представлены счета-фактуры от 30.04.2012 N 4, НДС в сумме 18 416, 04 руб., от 30.05.2012 N 5 НДС в сумме 18 416, 04 руб., от 30.06.2012 N 6 (ОАО "РЭУ-14 района "Ховрино", ИНН 7743625580/774301001); от 30.04.2012 N 5 (ООО "Петровский Парк", ИНН 7713680841/771301001) НДС в сумме 486 508, 53 руб., от 30.04.2012 N 5, от 31.05.2012 N 391 (ООО "Свет Жилсервис", 7714776970/771401001), НДС в сумме 479 508, 53 руб., 479 492, 37 руб., от 30.04.2012 N 4, от 31.05.2012 N 5, от 30.06.2012 N 6 на суммы 941 877, 92 руб. каждая (ООО "АВЕНТА", ИНН 7719688100/771901001). Итого 4 307 959 руб.
В актах выполненных работ по перечисленным счетам-фактурам, представленным на камеральную налоговую проверку, по эксплуатации ж/ф по ГУП г. Москвы ДЕЗ "Ховрино" в наименовании работ и услуг указаны "Содержание аппарата управления": Заработная плата, начисление на з/пл и прочие расходы; "Содержание обслуживающего персонала": Заработная плата рабочих по санитарному обслуживанию домовладений; Начисление на з/пл; "Текущий ремонт жилого фонда": Заработная плата, материалы, начисления на з/пл и прочие расходы.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами инспекции о том, что представленные на камеральную налоговую проверку первичные документы не позволяют установить существо, объем, стоимость, единицу измерения, а также другие характеристики выполненных работ по эксплуатации ж/ф, а следовательно, подтвердить их экономическую обоснованность и документальное подтверждение.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 ст. 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Тем самым первичными документами, подтверждающими право налогоплательщика на предъявление налога к вычету являются: счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ и документы о принятии товаров (работ, услуг) к учету, соответствующие требованиям законодательства (акты, товарные накладные и др.).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни. Указанный закон вступил в силу 01.01.2013. То есть ведение бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности до вступления в силу Закона N 402-ФЗ осуществлялось Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Таким образом, до 1 января 2013 г. согласно п. 1 ст. 9 Закон N 129-ФЗ первичный документ составлялся по каждой хозяйственной операции.
Из Закона N 129-ФЗ следует, что хозяйственными операциями признаются все операции, осуществляемые организациями в процессе деятельности.
Согласно п.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Из положений ст. 171 НК РФ следует, что применение налоговых вычетов производится при наличии реального осуществления хозяйственных операций, подтвержденного достоверными документами, соответствующим требованиям законодательства. В силу прямого указания п.2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5,5.1 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещении.
Счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования к порядку составления счетов-фактур относится не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет либо возмещению из бюджета, вычет сумм налога, начисленных контрагентами.
Кроме того, в постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда), а также в постановлении Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ), постановлении Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а (по учету материалов) содержатся необходимые формы актов выполненных работ, которые представлены налогоплательщиком на камеральную налоговую проверку.
В соответствии с представленными договорами ОАО "РЭУ-14 района "Ховрино", ООО "Петровский парк" (N 03/11 от 01.09.2011), ООО "Авента" (N 04/11 от 01.08.2011) и ООО "Светжилсервис" (N 02/11 от 01.08.2011) (подрядчики) обязались выполнять для учреждения работы по техническому обслуживанию, текущему ремонту и содержанию жилого фонда на указанных в договорах конкретных участках.
Разделом 2 договоров на подрядчиков, в частности, возложены обязанности: вести учет выполнения всех работ по договору, финансовую и бухгалтерскую документацию (п. 2.2.5); предоставлять заказчику в сроки, установленные планом-графиком, акты выполненных работ по текущему ремонту и подготовке жилищного фонда и его инженерного оборудования к сезонным условиям эксплуатации (п. 2.2.10.); предоставлять исходные данные на все виды ремонта для заказа проектно-сметной документации и составления титульных списков (п. 2.2.15); обеспечить выполнение работ в соответствии с проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами, графиком производства работ (п. 2.2.24.).
Стоимость работ определена в твердых суммах в пунктах 4.1. договоров. Окончательный расчет между сторонами производится после подписания акта выполненных работ, представленного подрядчиком (п. 4.2. договоров).
Согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом: организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работ с нанимателями и арендаторами;
техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт;
санитарное содержание: уборка место общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (абз. 4 раздела II Правил).
Пунктом 2.3 Правил закреплена организация и планирование текущего ремонта.
Согласно пункту 2.3.1, организация текущего ремонта жилых зданий должна производится в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.
Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 1 указанных договоров.
Включенные в него виды работ относятся к строительным видам деятельности для осуществления которых организация должна иметь допуск СРО. Организация ОАО "РЭУ-14 района "Ховрино", ООО "Петровский Парк", ООО "Авента", "Светжилсервис" не состоят ни в одной из саморегулируемых организаций, имеющих право на выдачу допуска на осуществление строительных работ.
Опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта, разрабатывается и согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда в установленные сроки (п. 2.3.6 Правил).
Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда (п. 2.3.8 Правил).
Таким образом, представленные заявителем акты не соответствуют требованиям ст.ст. 171, 172 НК РФ и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" вследствие отсутствия в них обязательных реквизитов: содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении. При этом иные представленные учреждением документы указанной неполноты актов не восполняют, не позволяют оценить их достоверность, реальность выполненных работ (оказанных услуг), их качественные и количественные характеристики.
Вместо этих обязательных реквизитов в актах отражены некие плановые и фактические показатели: по содержанию аппарата управления, по расходам на содержание служащих и специалистов, рабочих (заработная плата), начисления на заработную плату, прочие расходы, расходы по санитарному обслуживанию домовладений, по содержанию придомовой территории, по текущему ремонту жилого фонда, материалами, прочим расходам и т.п.
Заявителем не представлены налоговому органу в ходе проверки какие-либо другие первичные документы, раскрывающие конкретные хозяйственные операции и измерители этих операций в натуральном и денежном выражении, и на основании которых составлены эти акты.
Между тем, исходя из приведенным выше условий раздела 2 договоров такие документы должны были составляться, и учет выполненных работ должен был также вестись.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты лишь при соблюдении ряда условий, предусмотренных статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: товары (работы, услуги) должны приобретаться для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с Кодексом; приобретенные товары (работы, услуги) должны быть приняты налогоплательщиком к учету; налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
При этом согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона о бухучета первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Следовательно, перечисленные требования Закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.
В соответствии с позицией, изложенной в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы".
Данные выводы подтверждаются судебной практикой (постановления ФАС Московского округа от 08.08.2013 по делу N А40-95766/11, ФАС Уральского округа от 28.11.2011 N Ф09-6952/11 по делу N А50-4014/2011).
В постановлении ФАС Московского округа от 16.04.2012 по делу N А40-88554/11 суд пришел к выводу о нереальности хозяйственной операции, в частности, на основании того, что акты оказанных услуг не раскрывают их содержание и содержат лишь ссылку на договор поручения. Отчет об оказании услуг не детализирован, отсутствуют данные о фактически оказанных услугах, их объеме и характере, а также сроках их выполнения.
В постановлении ФАС Поволжского Округа от 06.02.2008 по делу N А12-9076/07 указано, что первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов содержание хозяйственной операции и измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении. Отсутствие обязательных к заполнению реквизитов не позволяет установить существо, объем, стоимость, единицу измерения, а также другие характеристики погашаемых обязательств.
В постановлении ФАС Уральского округа от 22.03.2012 N Ф09-483/12 по делу N А60-14843/2011 суд пришел к выводу о том, что общество не подтвердило реальность хозяйственной операции, в частности, потому что некоторые акты выполненных работ ни по форме, ни по содержанию не соответствуют унифицированной форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100. Ряд актов не содержат графы "позиция по смете", расшифровки подписей представителей генподрядчика и субподрядчика, присутствовавших при приемке выполненных работ; в них не указаны
содержание данных работ, строительная техника, привлекаемая для их выполнения, и др.
Таким образом, применение форм первичных документов указанным в вышеперечисленных постановления Госкомстата России является обязательным для всех налогоплательщиков, а в случае отсутствия таковых, должны обладать обязательными реквизитами (п.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ), позволяющими установить существо, объем, стоимость, единицу измерения, а также другие характеристики выполненных работ.
Согласно представленным заявителем актам приема выполненных работ по эксплуатации жилищного фонда, заявленные расходы состоят из двух компонентов: расходы по техническое обслуживанию жилищного фонда включающие в себя техническое обслуживание и содержание жилищного фонда, и текущему ремонту жилищного фонда. Заявленные расходы в актах не детализированы.
Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме проводится на основании решения общего собрания собственников помещений, принимаемого большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в собрании собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4.1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. 18 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность").
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (абз. 4 раздела II Правил).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п. 17 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Правил N 170, организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.
Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7.
Включенные в него виды работ относятся к строительным видам деятельности для осуществления которых организация должна иметь допуск СРО. ЗАО "СК -Ремонт 777" не состоит ни в одной из саморегулируемьгх организаций, имеющих право на выдачу допуска на осуществление строительных работ.
Продолжительность текущего ремонта следует определять по нормам на каждый вид ремонтных работ конструкций и оборудования (пункт 2.3.2 Правил N 170).
Опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта, разрабатывается и согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда в установленные сроки ( пункт 2.3.6 Правил N 170 ).
План (график) текущего и капитального ремонта должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения.
План (график) должен быть согласован с теплоснабжающей организацией и утвержден органом местного самоуправления (пункт 5.2.8).
Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда (пункт 2.3.8 Правил N 170).
В соответствии с вышеизложенным, текущий ремонт в домах является планируемым и включается в годовой план текущего ремонта. Таким образом, заявленные в акте приема, выполненных работ по эксплуатации жилищного фонда расходы по текущему ремонту жилищного фонда должны были быть запланированы и должны были осуществляться в определенных заранее многоквартирных домах, текущий ремонт которых должен быть согласован с собственниками жилых помещений в данных многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (начало действия редакции 09.10.2010).
Настоящий документ устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (п. 1 Стандарта).
Согласно п. 3 указанного Стандарта (в редакции, действующей в рассматриваемый период) раскрытию подлежит следующая информация: общая информация об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 9 Стандарта).
Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) (пункт 13 Стандарта).
Организация обязана раскрывать финансовую информацию по выполненным работам и оказанным услугам по каждому многоквартирному дому, находящемуся на эксплуатации в Управляющей организации.
Также методикой Правительства Москвы от 03.09.2004 "Формирования сметы доходов и расходов по эксплуатации жилищного фонда" устанавливающей единые принципы формирования жилищными предприятиями сметы доходов и расходов по эксплуатации жилищного фонда.
Расходы службы заказчика по обеспечению содержания жилищного фонда складываются из затрат по оплате работ и услуг по содержанию, санитарной очистке и текущему ремонту домов и их инженерного оборудования, придомовой территории, выполняемых в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, выполнению функций по управлению, расходов на выплату налогов и других расходов и отчислений, связанных с хозяйственной деятельностью служб заказчика по эксплуатации жилищного фонда. ("Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (Общероссийским строительным каталогом (СК-1) настоящим Правилам присвоен номер МДК 2-03.2003) и распоряжение Мэра города Москвы от 05.07.1997 N 568-РМ)
Согласно данной методике одним из основных документов, определяющих деятельность управляющей организации (далее - служба заказчика), обеспечивающей выполнение работ по эксплуатации жилищного фонда, является хозяйственно-финансовый план. Хозяйственно-финансовый план службы заказчика по эксплуатации жилищного фонда состоит из сметы доходов и расходов по эксплуатации жилищного фонда (приложение к настоящей Методике, листы 1, 1а, 16) и расшифровок к ней (приложение к настоящей Методике, листы 2-13). Лист 8 - Расшифровка затрат по текущему ремонту жилищного фонда.(расшифровка по видам работ) Лист 9- задание по текущему ремонту жилых домов на определенный год (с указанием вида работ, стоимости, срока выполнения, субподрядчика, адреса объекта).
Смета включает в себя следующие позиции:
содержание домохозяйства - отражаются объемы работ, связанные с содержанием домовладений; расходы эксплуатационных организаций по содержанию и ремонту жилищного фонда; вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов -вывоз и обезвреживание крупногабаритного мусора механизированная уборка территории домовладений обслуживание зеленых насаждений -расходы по договору финансирования ТСЖ; прочие расходы по эксплуатации и содержанию жилищного фонда;
текущий ремонт жилищного фонда (п.2 сметы) - по статье "Текущий ремонт жилищного фонда" (стр. 100) в смете хозфинплана планируются расходы по договорам службы заказчика со специализированными подрядными организациями по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерного оборудования дома.
Сводные плановые объемы работ по текущему ремонту жилищного фонда и инженерного оборудования приводятся в прилагаемой в смете хозфинплана расшифровке затрат по текущему ремонту жилищного фонда (лист 8 приложения к настоящей Методике). Данная расшифровка составляется на основе прямых договоров между службой заказчика со специализированными подрядными и эксплуатационными организациями.
Расшифровка расходов по статье "Текущий ремонт жилищного фонда" приводится в зависимости от вида обслуживаемого инженерного оборудования (стр. 100а, 100б, 100в, 100г, 100д, 100е, 100ж, 100з, 100и), в том числе, пассажирские лифты, ОДС, диспетчерское оборудование" (стр. 100а); напольные бытовые электроплиты" (стр. 1006); внутриквартальные коллекторы (стр. 100в); внутриквартальные сети водоудаления (водовыпуски, пристенные и сопутствующие дренажи, водостоки)" (стр. 100г); системы дымоудаления и противопожарной автоматики" (стр. 100д); ЦТГГ (стр. 100е); аварийные работы" (стр. 100ж); системы видеонаблюдения" (стр. 100з); прочие затраты" (стр. 100и).
По статье "Расходы по реализации программы "Мой двор, мой подъезд" (стр. 190, 190а, 190а-1, 190а-2, 1906) в смете хозфинплана показываются расходы жилищных предприятий по приведению в порядок подъездов жилых домов, проведению охранных мероприятий и комплексному благоустройству дворовых территорий. Перечень и объемы работ по реализации программы в части выполнения работ по эксплуатации жилищного фонда приводятся в расшифровках к смете доходов и расходов жилищной организации (приложение к настоящей Методике, листы 11, 12).
Из анализа данной методики видно, что для формирования сметы доходов и расходов заказчику необходима подробная информация о характере, видах работ, их стоимости, без данной информации невозможно формирование сметы.
Указанные нормы также корреспондируют с постановлением от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", а именно:
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов), (п. 18.)
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома, (п.31.)
Указанные в пунктах 31-34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных
с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, (п.35).
Обслуживание и эксплуатация жилищного фонда является сложным многостадийным процессом, включающим в себя взаимосвязанные взаимоотношения собственников, управляющих компаний, подрядных организаций. На всех стадиях процесса предусмотрено подробное отражение сведений об объемах, характере, перечне, стоимости услуг и работ. Отражение и предоставление конечным потребителям подробных сведений о стоимости, объемах, тарифах, характере, перечне работ и т.д. является обязанностью всех участников данного процесса.
Акты, представленные заявителем, отражают только заработную плату обслуживающего персонала и рабочих, в них отсутствует информация о характере, перечне, виде работ, объемах, периодичности проведения работ. Также невозможно установить, на каком конкретно объекте проводились работы, факт их проведения. В акте есть указание только на номер участка, однако участок включает в себя порядка 50 объектов. В свою очередь эти объекты являются жилищным фондом ТСЖ, ЖСК, УК и т.д., у всех у них свои объемы работ, виды и характер. Обоснованно утверждение инспекции о том, что данные акты нельзя расценить как акты выполнения работ, по существу, это отчеты по объемам выплаченной заработной платы.
Из изложенного следует, что заявитель обязан составлять документы, раскрывающие хозяйственные операции и измерители этих операций.
Аналогичные обстоятельства установлены решениями Арбитражного суда г.Москвы по делам N N А40-185069/14, А40-106428/14-140-286, А40-106439/14-140-287, А40-106435/14-75-309, А40-106438/14, А40-106442/14 между теми же сторонами.
Согласно представленным заявителем актам приема выполненных работ по эксплуатации жилищного фонда заявленные расходы состоят из двух компонентов: расходы по техническому обслуживанию жилищного фонда и текущему ремонту жилищного фонда.
Заявитель указывает, что в материалы дела представлены отчеты о выполненных работах, содержащие детализированную расшифровку работ (услуг) с указанием стоимости и объемов, то есть раскрывающие содержание хозяйственных операций и отражающие измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении. Однако из анализа указанных документов следует, что, несмотря на то, что итоговые суммы расходов в актах и отчетах совпадают, в отчетах о выполненных работах и актах приема выполненных работ по эксплуатации жилищного фонда имеется расхождение заявленных сумм по всем спорным контрагентам:
Контрагент |
Сумма в акте (руб.) |
Сумма в отчете (руб.) |
ООО "Петровский Парк" Апрель 2012 (т.2 л.д.93 - т.2 л.д.67) | ||
Техническое обслуживание |
1 540 929.42 |
1 391 433.77 |
Текущий ремонт жилищного фонда |
1 648 404.26 |
1 797 899.91 |
ИТОГО: |
3 189 333.68 |
3 189 333.68 |
ООО "Петровский Парк" Май 2012 (т.2 л.д.95 - т.2 л.д.69) | ||
Техническое обслуживание |
1 398 375.19 |
1 259 447.39 |
Текущий ремонт жилищного фонда |
1550 843.12 |
1 689 770.92 |
ИТОГО: |
2 949 218.31 |
2 949 218.31 |
ОАО "РЭУ-14 района "Ховрино" Май 2012 (т.2 л.д.107 -т.2 л.д.83) | ||
Техническое обслуживание |
71 513.12 |
66 111.19 |
Текущий ремонт жилищного фонда |
49 214.23 |
54 616.16 |
ИТОГО: |
120 727.35 |
120 727.35 |
ООО "АВЕНТА" Апрель 2012 (т.2 л.д.35 -т.2 л.д.107) | ||
Техническое обслуживание |
3 102 850 |
2 788 615 |
Текущий ремонт жилищного фонда |
3 071 682.61 |
3 385 918.04 |
ИТОГО: |
6 174 533.04 |
6 174 533.04 |
Условиями для обоснования права на налоговый вычет налогоплательщиком не соблюдены.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015 по делу N А40-185065/14 изменить.
Отменить решение суда в части удовлетворения требования ГБУ "Жилищник района Ховрино" о признании недействительным решения ИФНС России N 43 по г. Москве от 11.07.2013 N 03-02/9924/0012 в части признания необоснованным применения налоговых вычетов по НДС в сумме 3 572 668 руб.
ГБУ "Жилищник района Ховрино" отказать в удовлетворении требования о признании недействительным решения ИФНС России N 43 по г. Москве от 11.07.2013 N 03-02/9924/0012 в части признания необоснованным применения налоговых вычетов по НДС в сумме 3 572 668 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
А.С. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-185065/2014
Истец: ГБУ "Жилищник района Ховрино", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ХОВРИНО"
Ответчик: ИФНС России N 43 по г. Москве, ИФНС России N43 по г. Москве