г. Москва |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А40-188745/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2015 г.
по делу N А40-188745/13,
принятое судьей Козловским В.Э. (шифр судьи 102-1588),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" (423570, Республики Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Первопроходцев, д. 20)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г.Москва, ул. Ильинка, д.9, стр.1
третьи лица: Министерство Финансов Республики Татарстан (420015,Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, д.37)
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (420045,Республика Татарстан,, г. Казань, ул. Николая Ершова, д.31А)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчиков: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие", с учетом уточнении требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в сумме 63 891 415 руб. 14 коп..
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.05.2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2014 года вышеназванные судебные акты отменены, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
При новом рассмотрении, решением суда от 20.03.2015 года в удовлетворении исковых требований ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" отказано.
ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, и ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционных инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является организацией общественного транспорта, осуществляющей регулярные пассажирские перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на платной основе в городе Нижнекамске Республики Татарстан, оказал за период 2010-2011 года услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ), в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов Российской федерации на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 63 891 415 руб. 14 коп..
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст. ст. ст. 3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
С целью реализации данных положений Федерального закона N 122-ФЗ было принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 года N 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан", в соответствии с которым установлены льготы по провозной плате отдельным категориям граждан, в том числе федеральным льготникам. Данная льгота предоставлена в виде права проезда на основании приобретенного месячного социального билета (ЕСПБ).
Кроме изменения порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан, Федеральный закон N 122-ФЗ разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, в том числе, по вопросу социальной поддержки и социально обслуживания ряда категорий граждан.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Согласно статье 26.3.1 Федерального закона N 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 года N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты, предусмотренные Постановлением N 802, предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации до 2010 года, пока в субъектах Российской Федерации формировались условия и принимались нормативные правовые акты для выполнения поставленной перед ними Федеральным законом N 122-ФЗ задачи перехода к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения льготных категорий граждан на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В случае если субъектом Российской Федерации не обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, данному субъекту Российской Федерации межбюджетные трансферты не предоставляются.
С января 2010 года, с учетом урегулирования в субъектах Российской Федерации вопросов обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта федеральным и региональным льготным категориям граждан, с учетом изменений в Федеральном законе N 184-ФЗ, предоставляющих субъектам Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, исходя из своих бюджетных возможностей, финансирование мер социальной поддержки на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета прекращено. Нормативными актами такие обязательства на Российскую Федерацию не возложены.
Как установлено судом, в рамках исполнения Федерального закона N 122-ФЗ и указанных Правил Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 года N 161 утвержден Порядок предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан.
Проездной билет и детский проездной билет предоставляют право совершения проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения для категорий граждан, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, за исключением граждан, указанных в подпункте "т" пункта 3 настоящего Порядка. Пунктом 7 вышеуказанного Порядка определена стоимость ЕСПБ и детского ЕСПБ.
В соответствии с пунктом 10 Порядка, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан размещает заказ на изготовление проездных билетов и детских проездных билетов на бумажном носителе, предусматривая при этом степени защиты, и организует учет реализованных билетов. Средства, вырученные от реализации проездных билетов и детских проездных билетов,
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан направляет на возмещение расходов транспортных организаций, оказавших транспортные услуги гражданам по проездному билету и детскому проездному билету.
Компенсации из бюджета Республики Татарстан транспортным организациям расходов в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по проездному билету, детскому проездному билету предоставляются в соответствии с Методикой расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Министерство финансов Республики Татарстан открывает Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в каждом городе и районе специальные казначейские счета для зачисления выручки от продажи проездных билетов и детских проездных билетов.
В муниципальных районах (городских округах), где транспортные услуги оказывают две и более транспортные организации, средства, полученные от реализации проездных билетов и детских проездных билетов, перечисляются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан транспортным организациям на основании решений о распределении средств, принятых исполнительными комитетами указанных муниципальных образований в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (пункт 12).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией льгот отдельным категориям граждан федерального регистра. Однако, такие вопросы подлежат разрешению в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.07.2015 г. по делу N А40-188745/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-188745/2013
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2014 г. N Ф05-12367/14 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие", ООО НИжнекамское ПАТП
Ответчик: Министерство Финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства Финансов
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12367/14
30.10.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48274/17
17.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12367/14
14.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40450/15
17.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-188745/13
08.12.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12367/14
29.07.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27656/14
19.05.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-188745/13