г. Тула |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А09-9603/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой И.С., при участии от третьего лица - государственной жилищной инспекции Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202743937, ИНН 3201005325) - Звягинцевой В.В. (доверенность от 02.07.2015), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Домовой" (г. Брянск, ОГРН 1143256007905, ИНН 3257018037), заинтересованного лица - правительства Брянской области (г. Брянск), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем-видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционные жалобы государственной жилищной инспекции Брянской области и правительства Брянской области на определение Арбитражного суда Брянской области об обеспечении заявления от 03.08.2015 по делу N А09-9603/201 (судья Малюгов И.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Домовой" (далее - ООО "Домовой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к правительству Брянской области о признании недействительным протокола N 10 от 23.06.2015 заседания комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Брянской области в части отказа ООО "Домовой" в выдаче лицензии (п. 1.26 Протокола).
Одновременно ООО "Домовой" в порядке статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия протокола N 10 от 23.06.2015 заседания комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Брянской области в части отказа ООО "Домовой" в выдаче лицензии (п. 1.26 Протокола), до рассмотрения настоящего дела по существу и вступления решения суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 03.08.2015 заявление общества о принятии обеспечительных мер удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что определение принято судом первой инстанции в отсутствие доказательств, подтверждающих доводы ходатайства. По мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено, что заявитель не представил доказательства нарушения его прав по управлению многоквартирными домами.
Правительство Брянской области в своей апелляционной жалобе также просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что заявителем не представлено доказательств того, что непринятие обеспечительных мер сможет сделать невозможным исполнение судебного акта или причинение значительного ущерба обществу.
ООО "Домовой" отзыв на апелляционные жалобы не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что определение суда первой инстанции не подлежит отмене исходя из следующего.
Согласно статье 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
При применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В пункте 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 N 390-О указано, что по своей правовой природе обеспечительные меры в арбитражном процессе носят временный характер. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и на основе принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.
По смыслу положений статей 90, 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 55 от 12.10.2006 оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора, разумности и обоснованности применения обеспечительных мер, а также того, насколько данные обеспечительные меры связаны с предметом заявленного требования, соразмерны ему и каким образом они обеспечат фактическую реализацию целей мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
В обоснование заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия протокола N 10 от 23.06.2015 заседания Комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Брянской области в части отказа в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Домовой" лицензии общество указало, что расторжение собственниками многоквартирных домов, обслуживаемых обществом с ограниченной ответственностью "Домовой", договоров на управление многоквартирными домами с ООО "Домовой" и избрание новой управляющей компании может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований, причинит обществу значительный материальный ущерб, при этом общество фактически прекратит свою хозяйственную деятельность, а также может затруднить исполнение судебного акта.
Удовлетворяя заявленное обществом ходатайство, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что принятие в данном случае обеспечительных мер в виде приостановления действия протокола заседания Комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Брянской области до вступления в законную силу судебного акта по данному делу позволит обеспечить баланс публичных интересов государства и частных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что принимаемые с целью предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры направлены в данном случае на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами, связаны с предметом спора, соразмерны заявленным требованиям, позволят восстановить права заявителя в случае удовлетворения заявления.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что апеллянтом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие в рассматриваемом случае оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для принятия заявленных обеспечительных мер.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает достаточных правовых оснований для отмены определения суда первой инстанции от 03.08.2015 и отклоняет доводы инспекции и правительства о его незаконности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области об обеспечении заявления от 03.08.2015 по делу N А09-9603/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9603/2015
Истец: ООО "Домовой"
Ответчик: Правительство Брянской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8159/15
21.12.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4689/15
30.10.2015 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9603/15
12.10.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5852/15