г. Владивосток |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А24-1572/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.А. Бессчасной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр охраны труда",
апелляционное производство N 05АП-7326/2015, 05АП-8756/2015
на решение от 20.07.2015
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-1572/2015 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства
по заявлению краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр охраны труда" (ИНН 4101067094, ОГРН 1024101030095, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.11.2002) о признании недействительным решения государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 4100001358, ОГРН 1024101024012, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.11.2002) о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 10.04.2015 N 80 н/с,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное автономное учреждение "Камчатский центр охраны труда" (далее - заявитель, учреждение, КГУ "Камчатский центр охраны труда") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС, Фонд) от 10.04.2015 N 80н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное заявление учреждения было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 20.07.2015 суд частично удовлетворил заявленные требования - признал обжалуемое решение Отделения ФСС недействительным, как несоответствующее законодательству Российской Федерации о страховых взносах, в части включения в страховую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний денежных средств в сумме 31 896 рублей, выплаченных работникам в качестве подарков ко дню рождения и праздникам, а также в части штрафа, недоимки и пени, приходящихся на данную сумму. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом было отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства вынесенное судом решение о признании недействительным решения от 10.04.2015 N 80н/с в части включения в страховую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний денежных средств в сумме 31 896 руб., выплаченных работникам в качестве подарков ко дню рождения и праздникам, а также в части штрафа, недоимки и пени, приходящихся на данную сумму, Фонд просит решение суда в этой части изменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных учреждением требований.
В апелляционной жалобе Фонд указал, что выплаты ко дням рождения и к праздникам работникам учреждения в общей сумме 31 896 руб. производились в соответствии с пунктом 3.7 раздела 3 "Доплаты" Положения об охране труда и премирования работников КГУ "Камчатский центр охраны труда", как доплаты стимулирующего характера.
Кроме того, в соответствии с приказом о поощрении от 07.03.2013 N 14 денежные суммы в связи с праздником 8 Марта были выплачены в качестве премий. При этом согласно разделу 6 указанного Положения премирование работников производится в зависимости от вклада в работу.
Таким образом, спорные выплаты в виде денежных подарков и премий, по мнению Фонда, являются элементами оплаты труда и подлежат обложению страховыми взносами.
Заявитель в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы Фонда возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным в обжалуемой Фондом части, просит его апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
КГУ "Камчатский центр охраны труда" также обжаловал решение суда первой инстанции от 20.07.2015 в части отказа в удовлетворении заявленных им требований в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что выплаты, произведенные им исполнителям в рамках гражданско-правовых договоров, не являются оплатой труда работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также не выплачивались исполнителям в порядке, предусмотренном статьей 136 ТК РФ.
Согласно жалобе, исполнители по указанным договорам не состояли в штате учреждения, в большинстве имели постоянное место работы, а услуги учреждению по договорам оказывали в свободное от работы и удобное для них время, при этом выполняли только тот объем работы, который необходим заявителю. Кроме того, штатное расписание не предусматривает должности исполнителей по трудовым договорам.
Согласно жалобе, предусмотренное договорами условие о необходимости соблюдения положений и требований локальных документов учреждения по организации и ведению учебного процесса включено для удобства физических лиц и обучающихся. Кроме того с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами, действующими в организации, исполнители не были ознакомлены под роспись. Вознаграждение за оказанные услуги выплачивалось исполнителям после подписания акта приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг).
На основании заявленных в апелляционной жалобе доводов (с учетом уточнения к апелляционной жалобе) общество просит решение суда первой инстанции в части признания решения Фонда от 10.04.2015 N 80н/с недействительным в части включения в страховую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний денежных средств в сумме 31 896 рублей, выплаченных работникам в качестве подарков ко дню рождения и праздникам, а также в части штрафа, недоимки и пеней, приходящихся на данную сумму, оставить без изменения, а в остальной части решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
Фонд в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы заявителя возразил, решение суда первой инстанции в обжалуемой заявителем части считает законным и обоснованным.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Должностными лицами Фонда проведена документарная выездная проверка КГУ "Камчатский центр охраны труда" по вопросам начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки установлены факты исключения учреждением в проверяемом периоде из облагаемой страховыми взносами базы денежных выплат, произведенных в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений (денежные средства в качестве подарков ко дню рождения и к праздникам, вознаграждения по итогам работы за квартал работающим по договорам) в сумме 1 066 380 рублей, а также выплат по договорам возмездного оказания услуг, имеющим признаки срочных трудовых договоров, на общую сумму 2 771 444 рублей.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки 10.04.2015 заместитель управляющего Государственным учреждением - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принял решение N 80н/с о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 1 531,18 рублей.
Кроме того, указанным решением учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 3810,17 рублей и пени в размере 693,38 рублей.
Не согласившись с указанным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о признании этого решения недействительным.
20.07.2015 вынесен обжалуемый судебный акт.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из содержания оспариваемого решения Фонда N 80н/с от 10.04.2015 и акта проверки N 34 н/с от 10.03.2015, учреждением в проверяемом периоде не были включены в облагаемую страховыми взносами базу денежные средства, выплаченные по договорам возмездного оказания услуг, имеющим признаки срочных трудовых договоров, в сумме 2 771 444 рубля, выплаченные исполнителям вознаграждения по итогам работы за квартал на общую сумму 1 033 484 рублей, а также денежные средства, выплаченные работникам в качестве подарков ко дням рождения и к праздникам на общую сумму 31 896 рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Этим же пунктом статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 указанного Федерального закона.
Таким образом, в базу для начисления страховых взносов включаются все выплаты, начисляемые страхователем в рамках трудовых отношений, за исключением выплат, перечисленных в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
Согласно этому же пункту неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
При этом само по себе наименование договора, как правильно указал суд первой инстанции, не может служить достаточным основанием для причисления его к трудовому или гражданско-правовому договору, основное значение имеет смысл договора и содержание.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57-62 данного Кодекса.
Согласно статье 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Руководствуясь указанными выше определениями, коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что при работе по трудовому договору правовой регламентации подлежит сам процесс труда и условия его применения, в отличие от этого в гражданском правоотношении процесс труда и условия его применения находятся за пределами обязательственного правоотношения.
Выполнение работ по трудовому договору предполагает, что работник выполняет работы определенного рода, а не разовые задания; работник включен в производственную деятельность организации; выполняет обязанности в соответствии со штатным расписанием либо по определенной профессии или специальности; в процессе труда работник выполняет распоряжения работодателя.
Договор возмездного оказания услуг содержит некоторые похожие условия с трудовым договором, поскольку предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им иной определенной деятельности (статья 779 ГК РФ), которая, как правило, не сопровождается созданием овеществленного результата. Кроме того, согласно статье 780 ГК РФ, исполнитель по общему правилу обязан оказать услуги лично.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период времени учреждением были заключены договоры на оказание услуг внештатными преподавателями, оказания услуг в области бухгалтерского учета, возмездного оказания услуг по комплектации групп и организации обучения.
Проанализировав содержание и условия вышеуказанных договоров, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, Фонда том, что фактически эти договоры имеют природу трудовых договоров.
Так, предметом данных договоров является выполнение физическими лицами (исполнителями) различных трудовых функций, в том числе: проведение занятий и консультаций, чтение лекций, проведение текущего контроля, тестирования и аттестации по дисциплине "Охрана труда", оказание основных услуг в области бухгалтерского учета, оказание услуг по комплектации групп и организации проведения обучения по дисциплине "Охрана труда".
Из материалов дела, следует, и не оспаривается заявителем, что выполнение работы физическими лицами производились лично, в соответствии с учебно-тематическим планом и расписаниями занятий. При этом исполнители принимали на себя обязанности по соблюдению положений и требований локальных документов учреждения по организации и ведению учебного процесса.
В свою очередь, учреждение приняло на себя обязательства по созданию исполнителям условий для ведения учебного процесса, обеспечению возможности пользоваться учебными, методическими, информационными и нормативными материалами и техническими средствами.
Из материалов дела следует, что спорные договоры имеют систематический характер, регулярно заключаются с одними и теми же исполнителями в течение длительного времени. Вознаграждение за труд выплачивалось исполнителям ежемесячно в соответствии с табелем учета часов.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности учреждения является "Образование для взрослых и прочие виды образования".
В соответствии со статьей 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, в том числе, с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой, а также для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.
Руководствуясь вышеизложенным, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вышеуказанные договоры возмездного оказания услуг, заключенные учреждением, имеют признаки срочных трудовых договоров, предусмотренных статьей 59 ТК РФ, так как их условиями является выполнение исполнителями конкретных трудовых функций, связанных с основной производственной деятельностью учреждения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части 4 статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что должностными лицами Фонда на основании полного и всестороннего исследования вышеуказанных договоров сделаны правильные выводы о том, что они фактически регулировали трудовые отношения. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном занижении заявителем облагаемой базы для начисления страховых взносов за 2012-2014 годы на сумму выплат по указанным договорам.
Рассмотрев выводы суда первой инстанции относительно включения Фондом в облагаемую страховыми взносами базу денежных средств, выплаченных учреждением работникам в качестве подарков ко дням рождения и к праздникам, а также выплаченного вознаграждения по итогам работы за квартал, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно указанного выше, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ в базу для начисления страховых взносов включаются все выплаты и вознаграждения, начисляемые страхователем застрахованным лицам в рамках трудовых отношений, за исключением выплат, перечисленных в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Статья 20.2 указанного Федерального закона устанавливает виды выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Согласно пункту 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
- с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
- с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
- с увольнением работников, за исключением: компенсации за неиспользованный отпуск; суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;
- с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
- с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
- с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
- с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями:
- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
- работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
- работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка
Также не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (подпункт 12 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ).
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Суд первой инстанции правильно указал, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками, в том числе на основании трудового договора, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Из вышеуказанных норм Федерального закона N 125-ФЗ и ТК РФ следует, что не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты, перечисленные в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, а также выплаты социального характера. При этом стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть выплаты, которые зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, в базу для начисления страховых взносов включаются.
О социальных выплатах в пункте 1 статьи 129 ТК РФ не упоминается, но они указаны в последующих пунктах этой статьи.
В данной статье указано, что тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428 "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" утверждены рекомендации по заполнению отчетности.
В пункте 90 указаний определено, что в выплаты социального характера включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных фондов). К выплатам социального характера, в частности, относятся:
- выходное пособие при расторжении трудового договора, выходное пособие в случае прекращения трудового договора, вследствие нарушения правил заключения трудового договора не по вине работника;
- суммы, начисленные при увольнении работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;
- дополнительная компенсация работникам при расторжении трудового договора без предупреждения об увольнении за два месяца при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников; компенсация при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации и т.п.;
- единовременные пособия (выплаты, вознаграждения) при выходе на пенсию, единовременные пособия увольняемым работникам;
- доплаты (надбавки) к пенсиям работающим пенсионерам за счет средств организации;
- страховые премии (страховые взносы), уплаченные организацией по договорам личного, имущественного и иного добровольного страхования в пользу работников (кроме обязательного государственного страхования работников);
- страховые премии (страховые взносы), уплаченные организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников и членов их семей;
- расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам (кроме расходов на обязательные медицинские осмотры, обследования);
- оплата путевок (компенсации) работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия (кроме выданных за счет средств государственных внебюджетных фондов);
- оплата абонементов в группы здоровья, занятий в спортивных секциях, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы;
- оплата подписки на газеты, журналы, оплата услуг связи в личных целях;
- возмещение платы работников за содержание детей в дошкольных учреждениях;
- стоимость подарков и билетов на зрелищные мероприятия детям работников за счет средств организации;
- суммы, выплаченные за счет средств организации, в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением их здоровья (кроме сумм страховых взносов в ПФР, ФСС России, ФФОМС, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также сумм пособий и других выплат за счет средств государственных внебюджетных фондов, страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
- компенсация работникам морального вреда, определяемая соглашением сторон трудового договора или судом, за счет средств организации;
- оплата стоимости проездных документов;
- оплата (полностью или частично) стоимости проезда работников и членов их семей;
- оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно (включая оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей);
- материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на медикаменты, рождение ребенка, погребение и т.п.;
- расходы на платное обучение работников, не связанное с производственной необходимостью, расходы на платное обучение членов семей работников (кроме расходов (включая стипендии) на подготовку и переподготовку работников, обучающихся в образовательных учреждениях, связанных с производственной необходимостью, на основе договоров между организацией и образовательным учреждением, получившим государственную аккредитацию (имеющим государственную лицензию), а также оплаты проезда обучающихся работников к месту нахождения образовательного учреждения и обратно; стипендии по ученическому договору на профессиональное обучение);
- компенсационная выплата лицам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и вышедшим на работу ранее установленного срока;
- суммы выходных пособий, начисленных с задержкой уволенным работникам (по тому виду деятельности, где работал уволенный работник);
- суммы материальной помощи членам профсоюза, начисленные профсоюзной организацией и показываемые в отчете профсоюзной организации;
- суммы материальной помощи лицам несписочного состава.
Из вышеизложенного следует, что к выплатам социального характера можно отнести такие целевые выплаты, которые направлены на удовлетворение потребностей работника в дополнительной социальной защите, например, перечисления работодателем денежных средств, выделяемых на материальную помощь работникам (при рождении ребенка, смерти близкого родственника, иных сложных семейных обстоятельствах), оплату отдыха, лечения носящие компенсационный характер.
Из содержания оспариваемого решения и акта проверки N 34 н/с от 10.03.2015 следует, что учреждением в проверяемом периоде не были включены в облагаемую страховыми взносами базу выплаченные исполнителям вознаграждения по итогам работы за квартал на общую сумму 1 033 484 рублей, а также денежные средства, выплаченные работникам в качестве подарков, на общую сумму 31 896 рублей.
Согласно статье 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Как следует из имеющегося в материалах электронного дела "Положения об оплате труда и премированию работников Краевого государственного учреждения "Камчатский центр охраны труда" с 01 января 2011 года", утвержденного директором учреждения 11.01.2011, заявитель предусмотрел возможность осуществления выплат социального характера своим работникам и возможность их премирования.
Так, согласно указанному Положению за счет прибыли работникам предприятия могут быть предусмотрены выплаты, размер которых определяется директором КГУ "Камчатский центр охраны труда", в том числе, к юбилейным датам, ко дню рождения (часть 5 Положения "Выплаты социального характера").
Согласно части 6 указанного Положения ежеквартально, ежемесячно в зависимости от возможностей учреждения за высокие производственные результаты всем работникам КГУ "Камчатский центр охраны труда" выплачивается премия.
Пунктом 3.7 "Положения об оплате труда и премированию работников Краевого государственного учреждения "Камчатский центр охраны труда" с 01 января 2013 года", утвержденного директором учреждения 09.01.2013, также предусмотрено, что сотрудникам учреждения могут быть предусмотрены выплаты, размер которых определяется руководителем КГУ "Камчатский центр охраны труда", в том числе, к юбилейным датам, ко дню рождения.
Частью 6 указанного Положения от 09.01.2013 предусмотрено, что ежеквартально, ежемесячно в зависимости от возможностей учреждения за высокие производственные результаты всем работникам КГУ "Камчатский центр охраны труда" выплачивается премия.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 71 АПК РФ). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (части 4, 5 АПК РФ).
Рассмотрев и оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку денежное вознаграждение в размере 1 033 484 рублей, выплаченное учреждением исполнителям по итогам работы за квартал, в силу своего характера и условий вышеуказанных Положений об оплате труда и премированию, является стимулирующим, зависит от результатов труда и, следовательно, представляет собой одну из форм оплаты труда, то Фонд правомерно отнес данные выплаты к выплатам, произведенным в рамках трудовых отношений и включил их в облагаемую страховыми взносами базу.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства в общей сумме 31 896 рублей, выплаченные работникам в качестве подарков к дням рождения и к праздникам, по своему характеру являются социальными, так как не зависят от результатов труда, от сложности, качества, количества и условий выполнения работы, не связаны с выполнением работниками конкретных трудовых функций, в связи с чем указанные выплаты необоснованно включены Фондом в облагаемую страховыми взносами базу, коллегия признает ошибочными.
В соответствии с "Положением об оплате труда и премированию работников Краевого государственного учреждения "Камчатский центр охраны труда" с 01 января 2011 года", утвержденного директором учреждения 11.01.2011, выплаты работникам к юбилейным датам и ко дню рождения отнесены заявителем к социальным выплатам.
Однако, согласно "Положению об оплате труда и премированию работников Краевого государственного учреждения "Камчатский центр охраны труда" с 01 января 2013 года", утвержденному директором учреждения 09.01.2013, указанные выплаты к социальным выплатам уже не относятся.
При этом, как было указано выше по тексту настоящего постановления к выплатам социального характера можно отнести такие целевые выплаты, которые направлены на удовлетворение потребностей работника в дополнительной социальной защите, носящие компенсационный характер, например, перечисления работодателем денежных средств, выделяемых на материальную помощь работникам (при рождении ребенка, смерти близкого родственника, иных сложных семейных обстоятельствах), оплату отдыха, лечения.
Исходя из данного определения, выплаты, произведенные работодателем работникам к юбилейным датам ко дню рождения и к праздникам нельзя отнести к социальным выплатам, поскольку они не направлены на удовлетворение потребностей работника в дополнительной социальной защите и не носят компенсационного характера.
Таким образом, несмотря на то, что выплаты работникам к юбилейным датам и ко дню рождения были указаны учреждением в "Положении об оплате труда и премированию работников Краевого государственного учреждения "Камчатский центр охраны труда" с 01 января 2011 года", утвержденном директором учреждения 11.01.2011, в качестве социальных выплат, по существу к социальным выплатам они не относятся в силу указанных обстоятельств.
К компенсационным выплатам, перечень которых установлен в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, и является исчерпывающим, выплаты работникам к юбилейным датам и ко дню рождения также не относятся.
При этом, рассмотрев имеющиеся в материалах дела приказы КГУ "Камчатский центр охраны труда", на основании которых заявителем осуществлялись указанные выплаты, суд апелляционной инстанции установил, что в наименовании приказов о выплате денежных средств работникам в качестве подарков ко дню рождения указано "О поощрении", как следует из штатного расписания учреждения за 2013, 2014 годы, его штат составляют 6 сотрудников, однако, как следует из приказов учреждения, имеющихся в материалах дела, денежные средства в качестве подарков ко дню рождения в 2013 году были выплачены четырем сотрудникам, и в 2014 году - также только четырем сотрудником.
Кроме того, "Положениями об оплате труда и премированию работников Краевого государственного учреждения "Камчатский центр охраны труда" от 11.01.2011 и от 09.01.2013 предусмотрено, что размеры выплат работникам к юбилейным датам и дням рождения определяются директором учреждения. Единый для всех работников размер данных выплат указанными Положениями не установлен.
Таким образом, размер производимых выплат работникам к праздникам и дням рождения, а также их выдача связаны с трудовым вкладом каждого работника.
Руководствуясь положениями статей 15, 16, 56, 57, 129, 135, 191 ТК РФ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, коллегия приходит к выводу о том, что денежные средства в общей сумме 31 896 рублей, выплаченные работникам в качестве подарков ко дню рождения и к праздникам, напрямую связаны с выполнением работником своих трудовых обязанностей и носят стимулирующий характер (относятся к поощрительным выплатам). Таким образом, указанные выплаты в силу указания статьи 129 ТК РФ являются элементом оплаты труда работника, получаемой им в рамках трудовых отношений.
Как было указано выше, данные выплаты не относятся к социальным выплатам, кроме того, они не поименованы в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ в качестве выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Учитывая вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что денежные средства в общей сумме 31 896 рублей, выплаченные заявителем работникам в качестве подарков ко дням рождения и к праздникам правомерно включены Фондом в облагаемую страховыми взносами базу.
Вышеизложенное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 215/3 по делу N А64-1493/2012, а также правовой позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 10.04.2015 N Ф03-396/2015 по делу N А73-10656/2014.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.04.2015 N 80н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является законным и обоснованным, а требования КГУ "Камчатский центр охраны труда" о признании этого решения недействительным не подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу Государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
В данном случае КГУ "Камчатский центр охраны труда" не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции. Апелляционная жалобы учреждения не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения в обжалуемой учреждением части, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с этим доводы заявителя признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой заявителем части.
Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что в резолютивной части обжалуемого решения суд первой инстанции, частично удовлетворив заявленные учреждением требования и признав оспариваемое решение недействительным в части, не указал на то, что в остальной части требования заявителя удовлетворению не подлежат, суд апелляционной инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции по настоящему делу отменяет в полном объеме.
Как следует из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы по настоящему делу КГУ "Камчатский центр охраны труда" была уплачена государственная пошлина по платежному поручению N 412 от 29.07.2015 в размере 2000 рублей. Учитывая положения пунктов 3, 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в размере 500 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату учреждению на основании положений статьи 333.40 данного Кодекса.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.07.2015 по делу N А24-1572/2015 отменить.
В удовлетворении требований краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр охраны труда" о признании недействительным решения государственного учреждения - Камчатского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.04.2015 N 80н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отказать.
Возвратить краевому государственному автономному учреждению "Камчатский центр охраны труда" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 (Пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 412 от 29.07.2015 за подачу апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1572/2015
Истец: Краевое государственное автономное учреждение "Камчатский центр охраны труда"
Ответчик: ГУ - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации