город Москва |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А40-123717/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей: Кораблевой М.С., Тихонова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимофеевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.08.2015,
по делу N А40-123717/14 (142-1038), принятое судьей Филиной Е.Ю.,
по иску ООО "Грейстроун" (ОГРН 1067746812320)
к ответчикам: 1) ФГБУ "ФКП Росреестра"; 2) Правительству Москвы;
3) Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
об установлении кадастровой стоимости нежилого здания,
при участии в судебном заседании:
от истца: Михальченко А.А. по дов. от 21.09.2015; Тимофеева Е.А. по дов. 21.09.2015
от ответчиков: не явились, извещены;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Грэйстоун" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" (ОГРН 1027700485757), Управлению Росреестра по Москве (ОГРН 1097746680822) и Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507) (далее - ответчики) об установлении кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 5019,2 кв.м., кадастровый номер 77:01:0002007:1022, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 32, стр. 1 по состоянию на 01.01.2013 в размере его рыночной стоимости 1 009 122 000 руб. (с учетом НДС), а также, об обязании внести соответствующие изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости вышеуказанного объекта (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.08.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 14.08.2015, Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят указанное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2014 серия 77-АО 714657 истцу принадлежат на праве собственности здание общей площадью 5019,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 32, стр. 1.
По заказу Правительства Москвы была проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства города Москвы, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве".
Результаты внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2013 (п. 1 Постановления).
Согласно кадастровому паспорту от 25.06.2014 N 77/501/14-621120, выданному ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве", кадастровая стоимость здания, принадлежащего на праве собственности истцу, по состоянию на 01.01.2014 составляет 1 589 832 252,5 руб.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 г. N 772- ПП здание по адресу: город Москва, улица Бахрушина, дом 32, строение 1, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год в соответствии с п. 1 ст. 1 прим. 1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Истец в обоснование исковых требований указал, что кадастровая стоимость здания, утвержденная на 01.01.2013 и вступившая в силу с 01.01.2014 превышает рыночную стоимость здания на ту же дату практически в 2 раза, в результате чего нарушаются права истца, как собственника объекта недвижимого имущества, и как плательщика налога на имущество организаций, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 78.2 НК РФ, что влечет значительное и необоснованное увеличение налоговых платежей.
Согласно отчету N 172/14 от 30.04.2014 об определении рыночной стоимости нежилого здания общей площадью 5 019,2 кв.м., расположенное по адресу г. Москва, ул. Бахрушина, дом 32, строение 1, кадастровый N77:01:0002007:1022, выполненному ООО "ФандОценка" по заданию истца для целей установления кадастровой стоимости объекта оценки в размере его рыночной стоимости, рыночная стоимость спорного строения по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 886 013 000 руб.
Саморегулируемой организацией оценщиков Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", экспертом Крайнюченко В.Г. выдано положительное экспертное заключение N 1973/2014 от 09.06.2014 на вышеуказанный отчет оценщика, подготовленный по заданию истца.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве, рассмотрено заявление ООО "Грэйстоун" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости (здание, кадастровый номер: 77:01:0002007:1022, адрес: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 32, стр. 1) в размере 886 013 000 руб. по состоянию на 01.01.2013 в отчете об оценке от 30.04.2014 N 172/14, составленном оценщиком Кузьминой Н.В. Заявителем также представлено в комиссию положительное экспертное заключение N 1973/2014 от 09.06.2014, составленное экспертом Крайнюченко В.Г.
В результате рассмотрения заявления комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 1 589 832 252,50 руб. по состоянию на 01.01.2013, указанной в отчете об определении кадастровой стоимости от 23.10.2013 N 679г, составляет более 30 %, а именно 44 %. Итоговое решение комиссии - отклонить заявление, поскольку представленный истцом на рассмотрение комиссии отчет об оценке не соответствует принципу проверяемости, предусмотренному п. 4 Федерального стандарта оценки N 3 (ФСО N 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254.
Не согласившись с решением комиссии, ссылаясь на то, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости объекта капитального строительства нарушают права истца, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Как следует из положений ст.ст. 375-378.2 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество организаций и порядок ее определения устанавливается посредством использования понятия кадастровой стоимости капитального строительства, которым определяется объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Считая, что кадастровая стоимость недвижимого имущества, внесенная Государственный кадастр недвижимости, превышает его рыночную стоимость, истец обратился с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Закон о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу ст. 3 Закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Суд первой инстанции принял во внимание, что из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 28.06.2011 N 913/11 следует, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В силу ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
На основании ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Следовательно, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
В ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Как указано выше, истцом представлен отчет N 172/14 от 30.04.2014 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Щипковский пер., д.20, рыночная стоимость принадлежащего истцу объекта капитального строительства по состоянию на 01.01.2013 составила: 886 013 000 руб. без учета НДС.
В рамках рассмотрения настоящего спора определением суда от 20.05.2015 назначена судебная экспертиза с постановкой перед экспертом следующего вопроса: какова рыночная стоимость объекта недвижимости общей площадью 5019,2 кв.м., кадастровый номер 77:01:0002007:1022, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 32, стр. 1, по состоянию на 01.01.2013?
Проведение оценочной экспертизы было поручено эксперту ООО "ЭКСПЕРТ СЕРВИС ПЛЮС" Осыка Валентине Сергеевне.
Согласно экспертному заключению, проведенному экспертом ООО "ЭКСПЕРТ СЕРВИС ПЛЮС" Осыка Валентиной Сергеевной, рыночная стоимость объекта недвижимости общей площадью 5019,2 кв.м., кадастровый номер 77:01:0002007:1022, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 32, стр. 1, по состоянию на 01.01.2013 составляет 1 009 122 000 руб.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы истца, суд первой инстанции правомерно посчитал, что требование истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания общей площадью 5019,2 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002007:1022, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 32, стр. 1 по состоянию на 01.01.2013 в размере его рыночной стоимости 1 009 122 000 руб., являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.08.2015 по делу N А40-123717/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123717/2014
Истец: ООО "Грейстроун", ООО "Грэйстоун"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр) по г. Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра ", ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра
Третье лицо: ДГИ Г МОСКВЫ, Департамент городского имущества города Москвы, АНО "Центр независимых экспертиз "ЮРИДЭКС", ООО А-Финанс Групп
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37736/16
14.10.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37736/16
01.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19000/15
26.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44389/15
14.08.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-123717/14