г. Самара |
|
28 октября 2015 г. |
А55-18327/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
при участии:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - до перерыва: представителя Вирт О.И. (доверенность N 428 от 30.12.2014), после перерыва представитель не явился, извещено,
от открытого акционерного общества "Авиаагрегат" - до перерыва: представителей Горожанкина А.Б. (доверенность N 92/31 от 22.10.2014), Медведева Р.Г., доверенность от 22.09.2015 года N 64, после перерыва представителя Горожанкина А.Б. (доверенность N 92/31 от 22.10.2014),
от Администрации городского округа Самара - до и после перерыва: представитель не явился, извещена,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - до и после перерыва: представитель не явился, извещен,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - до и после перерыва: представитель не явился, извещено,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - до и после перерыва: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, открытого акционерного общества "Авиаагрегат"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2015 года по делу N А55-18327/2014 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению открытого акционерного общества "Авиаагрегат", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиаагрегат" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения предмета заявленных требований (том 3 л.д. 58-60) о признании незаконным Решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо от 30.06.2014 об отказе в предоставлении в собственность общества земельного участка с кадастровым номером - 63:01:0253005:22, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода, площадью 38 070,00 м2, фактически занимаемого производственной базой; об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области предоставить в собственность общества земельный участок с кадастровым номером - 63:01:0253005:22, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода, площадью 34 183,00 м2, фактически занимаемый производственной базой; а также об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области направить в адрес общества проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по выкупной цене в размере 5 % кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 11 декабря 2013 года N 746 и при согласовании условий договора заключить с обществом соответствующий договор купли-продажи земельного участка (том 1 л.д. 5-16).
В рамках настоящего дела суд, с учетом принятого Самарской Губернской Думой 25 декабря 2014 года Закона Самарской области от 29 декабря 2014 года N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятого Самарской Губернской Думой 24 февраля 2015 года Закона Самарской области 26 февраля 2015 года N 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, в порядке, предусмотренном статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве 2-го заинтересованного лица - Администрацию городского округа Самара (далее - Администрация, заинтересованное лицо 2).
К участию в деле судом первой инстанции были привлечены в качестве третьих лиц Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2015 года требования удовлетворены, признано незаконным Решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность открытому акционерному обществу "Авиаагрегат" земельного участка с кадастровым номером - 63:01:0253005:22, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода, площадью 38 070,00 м2, фактически занимаемого производственной базой, оформленное уведомлением от 30 июня 2014 года исходящий номер 12-1/1309/14. Министерству имущественных отношений Самарской области вменено в обязанность в установленном Законом порядке передать в Администрацию городского округа Самары заявление открытого акционерного общества "Авиаагрегат" от 05 июня 2014 года "О предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством", с приложениями к нему. Администрации городского округа Самары вменено в обязанность устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Авиаагрегат" путем решения в установленном законом порядке вопроса о предоставлении в собственность открытого акционерного общества "Авиаагрегат" земельного участка с кадастровым номером - 63:01:0253005:22, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода, площадью 38 070,00 м2, фактически занимаемого производственной базой, на основании заявления открытого акционерного общества "Авиаагрегат" от 05 июня 2014 года "О предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством" и приложенных к нему документов.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой, с учетом письменных пояснений от 17.09.2015, просит суд апелляционной инстанции изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2015 года по делу N А55-18327/2014 в части и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме. Податель жалобы указывает на несогласие с выводами суда относительно способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, полагая, что указанный судом первой инстанции способ не обеспечит надлежащую защиту прав заявителя.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции обратилось с апелляционной жалобой Министерство имущественных отношений Самарской области, которое просит суд, с учетом письменных пояснений от 13.10.2015, отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2015 года по делу N А55-18327/2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В апелляционной жалобе Министерство указывает на правомерность и законность оспариваемого отказа в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:22 поскольку не проводилось межевание указанного участка, его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В пояснениях от 13.10.2015 Министерство указывает на уточнение 16.07.2015 (после принятия оспариваемого отказа от 30.06.2015) местоположения границ участка и внесение в государственный кадастр соответствующих сведений, в результате которого площадь земельного участка изменилась (уменьшилась).
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу Министерства, в котором общество просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2015 года по делу N А55-18327/2014 изменить согласно заявленным в апелляционной жалобе требованиям, апелляционную жалобу Министерства оставить без удовлетворения.
В материалы дела также поступил отзыв третьего лица, Департамента управления имуществом городского округа Самара, который просит суд апелляционной инстанции удовлетворить апелляционную жалобу Министерства, решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2015 года по делу N А55-18327/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В материалы дела также поступили письменные пояснения заявителя от 19.10.2015 по делу, в которых ОАО "Авиаагрегат" указало не несогласие с доводами Министерства, изложенными в письменных пояснениях от 13.10.2015.
В судебном заседании представители заявителя апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, просил суд апелляционной инстанции удовлетворить апелляционную жалобу заинтересованного лица.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание 19.10.2015 не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 19.10.2015 до 21.10.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствовавшие в судебном заседании до перерыва, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и исходит при этом из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 05.06.2014 года ОАО "Авиаагрегат", являющееся собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0253005:22 и арендатором указанного земельного участка (договор аренды 27.02.1998 N 30259), обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением ( т.2 л.д.40) с приложением необходимых документов о предоставлении в собственность указанного земельного участка фактически занимаемого производственной базой.
По результатам рассмотрения заявления ОАО "Авиаагрегат" от 05 июня 2014 года и приложенных к нему документов, Министерство имущественных отношений Самарской области приняло решение об отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером - 63:01:0253005:22, что нашло свое отражение в письменном Уведомлении от 30 июня 2014 года исходящий номер 12-1/1309/14 "Об отказе в предоставлении земельного участка" (том 2 л.д. 31-33).
Из содержания данного Уведомления от 30 июня 2014 года исходящий номер 12-1/1309/14 "Об отказе в предоставлении земельного участка" следует, что отказ в предоставлении ОАО "Авиаагрегат" обоснован Министерством имущественных отношений Самарской области следующим обстоятельством - земельный участок с кадастровым номером - 63:01:0253005:22, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода, площадью 38 070,00 м2, фактически занимаемый производственной базой, имеет ориентировочную площадь, границы его не установлены в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Авиаагрегат" в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На момент обращения Общества в Министерство имущественных отношений Самарской области рассматриваемые отношения регулировались ранее действовавшей редакцией Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения в период возникновения и развития спорных правоотношений устанавливался Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Заявителем были представлены необходимые и достаточные документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Ответчиком о замечаниях к представленным документам и к их комплектности заявителю не сообщалось.
В обоснование наличие права на приобретение указанного земельного участка в собственность заявителем были представлены ответчику и в материалы настоящего дела соответствующие доказательства.
Как следует из материалов дела, между Фондом имущества Самарской области и АООТ "Авиаагрегат" был заключен Договор передачи имущества в собственность акционерного общества от 25 января 1996 года N 14, согласно подпункту 1.1 пункта 1 которого, Фонд имущества Самарской области, обладая правомочиями собственника и учредителя акционерного общества, передает АООТ "Авиаагрегат" в качестве уставного капитала государственное имущество на сумму 100 470 000 руб. 00 коп.
На основании Договора от 25 января 1996 года N 14 Фондом имущества Самарской области было оформлено и выдано АООТ "Авиаагрегат" Свидетельство от 25 января 1996 года N 1085 "О собственности" на имущество Самарского государственного предприятия "Авиаагрегат".
07 декабря 1993 года Главой города Самары было принято Постановление N 1728 "О предоставлении земельных участков в аренду юридическим лицам, арендующим здания. Сооружения и помещения", согласно пункту 1 которого, было поставлено предоставить юридическим лицам, арендующим здания, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, в аренду земельные участки, на которых они расположены (том 2 л.д. 14).
Данный нормативный правовой акт не был официально опубликован в порядке, установленном Законом, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2013 года по делу N А55-32785/2012.
18 июля 1995 года Главой города Самары было принято Постановление от 18 июля 1995 года N 943 "О внесении дополнений в Постановление Администрации г. Самары от 07 декабря 1993 года N 1728 "О предоставлении земельных участков в аренду юридическим лицам, арендующим здания, сооружения и помещения", согласно которому, в императивном порядке было постановлено:
-предоставить предприятиям, изменившим организационно-правовую форму в аренду сроком на 5ть лет земельные участки, ранее предоставленные им в постоянное пользование или в аренду (пункт 3);
-предприятиям, указанным в пункте 3, заключить договоры аренды на земельные участки после корректировки акта отвода в Управлении главного архитектора и сдачи Свидетельств "О праве постоянного пользования землей", договоров аренды, Госактов (пункт 4) (том 2 л.д. 16).
Указанный нормативный правовой акт не был официально опубликован в порядке, установленном Законом, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 14 мая 2013 года по делу N А55-32785/2012.
Во исполнение императивных норм, содержащихся в Постановлении Главы города Самары от 18 июля 1995 года N 943, а также во избежание возникновения для заявителя негативных правовых последствий за неисполнение данного нормативного правового акта, АООТ "Авиаагрегат" в установленном Законом порядке осуществило сдачу раннее выданного ему Свидетельства от 29 апреля 1993 года N 69204 "О праве постоянного пользования" на фактически занимаемый производственной базой земельный участок в Кировском районе на территории Авиационного завода площадью 3,807 га и заключение с арендодателем - Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству" по поручению Администрации города Самары Договора от 27 февраля 1998 года N 30259 "Аренды земельного участка (без права) выкупа в собственность" (том 2 л.д. 20, 21).
Договор аренды земельного участка от 27 февраля 1998 года N 30259 был заключен по поручению органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться землей в границах муниципального образования, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органом государственной власти, на который была возложена обязанность по регистрации и оформлению документов о правах на земельные участки, а следовательно, не подлежал государственной регистрации.
Подпунктом 1.1 пункта 1 данного гражданско-правового договора предусмотрено, что договор заключен сроком по 04 апреля 2000 года и поскольку его стороны не заявили о прекращении действия договора, в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор от 27 февраля 1998 года N 30259 "Аренды земельного участка (без права) выкупа в собственность" считался возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Учитывая, что государственная собственность на земельный участок площадью 38 070 м2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Псковская, территория Авиационного завода, не разграничена, а также учитывая, что Договор аренды земельного участка от 27 февраля 1998 года N 30259 заключен Комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству г. Самары по поручению органа местного самоуправления - Администрации города Самары, полномочия арендодателя по указанному Договору перешли к Комитету по управлению имуществом города Самары, а затем к Министерству имущественных отношений Самарской области на основании Закона в силу перераспределения полномочий по управлению государственным имуществом.
Данные обстоятельства были установлены судами при рассмотрении дела N А55-616/2014, а также дел N А55-25608/2012, N А55-21695/2013.
Кроме того, из постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2012 года по делу N А55-19966/2011 (оставлено без изменений постановлением ФАС Поволжского округа от 26 апреля 2012 года по делу N А55-19966/2011) следует, что земельный участок кадастровый номер 201 площадью 38 070 м2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Псковская на территории Авиационного завода, использовался ответчиком (ОАО "Авиаагрегат") до заключения Договора аренды земельного участка для производственной базы и на момент его заключения находился в его фактическом владении, _ поэтому отсутствие акта приема-передачи земельного участка не может свидетельствовать о не передаче данного земельного участка ответчику (ОАО "Авиаагрегат").
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ АООТ "Авиаагрегат" 12 ноября 2002 года было реорганизовано в форме преобразования в ОАО "Авиаагрегат" (том 1 л.д. 146).
ОАО "Авиаагрегат" является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
-нежилого здания, назначение - нежилое здание, этажность - 4, общая площадь - 28 968,4 м2, кадастровый номер - 63:01:0253005:973;
-нежилого здания, назначение - нежилое здание, этажность - 1, общая площадь - 197 м2, кадастровый номер - 63:01:0253005:1014, сто подтверждается Свидетельствами "О государственной регистрации права", соответственно: от 20 декабря 2013 года серия 63-АЛ N 083078 и от 05 февраля 2014 года серия 63-АМ N 039098 (том 1 л.д. 58, л.д. 58 оборотная сторона).
Данные принадлежащие ОАО "Авиаагрегат" на праве собственности объекты недвижимости (строения, здания. Сооружения) фактически располагаются на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0253005:22, с местонахождением: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода, что подтверждается Кадастровыми паспортами "Здания, сооружения, объекта незавершенного строительства", соответственно: от 23 октября 2013 года N 63-00-102/13-557002 и от 22 июля 2013 года N 63-00-102/13-350759 (том 1 л.д. 59, л.д. 59 оборотная сторона).
Земельный участок площадью - 38 070,00 м2, с местонахождением: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода был сформирован и поставлен на кадастровый учет - 25 июля 2006 года, с присвоением ему кадастрового номера - 63:01:0253005:22, что подтверждается Кадастровым паспортом земельного участка от 04 декабря 2013 года N 63-00-102/13-653132 (том 1 л.д. 151, том 2 л.д. 34).
В пунктах, 9, 10 и 13 данного Кадастрового паспорта земельного участка указано соответственно:
-категория земель - "земли населенных пунктов";
-разрешенное использование земельного участка - "фактически занимаемый земельный участок производственной базой";
-правообладатель - "Авиаагрегат".
Министерство указывает, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, ссылаясь на сведения Кадастрового паспорта земельного участка от 04 декабря 2013 года N 63-00-102/13-653132 где в пункте 14 указано, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
В соответствии с пунктом 71 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года N 35, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана.
При отсутствии сведений о координатах характерных точек границ земельного участка в кадастровом паспорте земельного участка указывается: "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2008 года N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 14 данного нормативного правового акта кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Согласно Уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 28 мая 2014 года N 01/017/2014-102 на земельный участок с кадастровым номером - 63:01:0253005:22, с местонахождением: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода, правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования, аресты (запрещения) - отсутствуют (том 2 л.д. 37).
Одновременно с заявлением от 05.06.2014 о предоставлении земельного участка в собственность ОАО "Авиаагрегат" в качестве приложений к нему представило в Министерство имущественных отношений Самарской области пакет необходимых и надлежащим образом оформленных документов, перечень которых был определен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475, что подтверждается Распиской от 05 июня 2014 года регистрационный номер 12-1/1309/14 (том 2 л.д. 41).
Кроме того, судом установлено, что 25 июня 2014 года ОАО "Авиаагрегат" обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области, с Заявлением регистрационный номер 63-0-1-22/3201/2014-7012 по вопросу "изменения площади и (или) изменения описания местоположения границ земельного участка" с кадастровым номером - 63:01:0253005:22, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода (том 3 л.д. 4, 5), что также подтверждается имеющимся в данном деле Межевым планом (том 3 л.д. 22-26), по результатам рассмотрения которого, данным уполномоченным органом было принято Решение от 16 июля 2014 года N 63-00-119/14-143159 "Об учете изменений объекта недвижимости _" относительно данного земельного участка (том 3 л.д. 50).
Так, 09 июня 2014 года по заказу ОАО "Авиаагрегат" Муниципальным предприятием городского округа Самары "ГЗЦ" был изготовлен Межевой план на земельный участок с кадастровым номером - 63:01:0253005:22, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, на территории Авиационного завода. Данный Межевой план был подготовлен в результате кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади испрашиваемого ОАО "Авиаагрегат" в собственность земельного участка, поскольку 17 августа 2004 года площадь вышеуказанного земельного участка изменилась и составила 34 183 м2, то есть, уменьшилась на 3 887 м2. Уменьшение площади данного земельного участка произошло в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером - 63:01:0253005:9 и постановкой его на кадастровый учет, а уже 01 июня 2012 года на земельный участок с кадастровым номером - 63:01:0253005:9 было зарегистрировано право собственности ОАО "Авиакор".
По общему правилу для того, чтобы земельный участок мог быть передан по договору купли-продажи, необходимо провести его межевание и кадастровый учет.
В случае государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса российской Федерации). Затем заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ, то есть, межевание и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" признает те участки, на которые у лица возникло право до введения его в действие (до 01 марта 2008 года), ранее учтенными земельными участками, то есть, приравнивает их к тем, которые поставлены на кадастровый учет по правилам данного нормативного правового акта.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный до вступления в силу данного Закона или в переходный период по вступлении в силу данного закона, а также проект границ, утвержденный в установленном Законом порядке в вышеуказанные сроки, признается юридически действительным.
Как было установлено судом, испрашиваемый ОАО "Авиаагрегат" в собственность земельный участок был поставлен на кадастровый учет - 25 июля 2006 года, как ранее учтенный, то есть, до 01 марта 2008 года, что не отрицается Министерством имущественных отношений Самарской области.
Как установлено судом заявителем были представлены необходимые и достаточные документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Аналогичное положение содержится в Приказе Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 и в Постановлении Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, в редакции от 13 апреля 2012 года.
Таким образом, требование Министерства имущественных отношений Самарской области по представлению Обществом иных документов, дополнительно к уже представленным им является незаконным.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя со ссылкой на представленные в материалы настоящего дела документы пояснял суду, что испрашиваемый ОАО "Авиаагрегат" в собственность земельный участок является сформированным и имеет установленные границы, что подтверждается Актом отвода данного земельного участка, а также наличием Плана границ, согласованным с органами Горкомзема Кировского района г. Самары и Управлением главного архитектора г. Самары. Ранее данный земельный участок был предоставлен заявителю в бессрочное пользование на основании Постановления администрации г. Самары от 23 января 1993 года N 136, что удостоверено Свидетельством от 29 апреля 1993 года N 69204 "О праве бессрочного пользования земельным участком".
Обстоятельство сформированности спорного земельного участка и установления его границ подтверждается и выводами, содержащимися в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2012 года по делу N А55-19966/2011, в котором указано, что "спор по поводу границ арендуемого земельного участка отсутствует, в договоре имеется указание, что арендуемый земельный участок за кадастровым номером 201 находится на территории авиационного завода и договор внесен в базу данных 18 марта 1998 года, о чем имеется штамп в договоре".
Следовательно, границы испрашиваемого ОАО "Авиаагрегат" в собственность земельного участка установлены и это обстоятельство известно Министерству имущественных отношений Самарской области, как бывшему арендодателю данного земельного участка на основании Договора от 27 февраля 1998 года N 30259 "Аренды земельного участка" (Уведомлением от 10 декабря 2013 года N 12-18868 Министерство имущественных отношений Самарской области уведомило ОАО "Авиаагрегат" о расторжении с 01 марта 2014 года данного гражданско-правового договора).
Представитель Общества указывал на то, что Министерство имущественных отношений Самарской области обладало информацией о дате предоставления спорного земельного участка и наличии отвода данного земельного участка, поскольку в пакете документов, представленном ОАО "Авиаагрегат" с заявлением от 05 июня 2014 года о предоставлении в собственность земельного участка, одновременно содержалось Постановление Администрации г. Самары от 25 января 1993 года N 136, в пункте 3 которого, предписывалось Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам г. Самары совместно с Управлением главного архитектора произвести отвод земельного участка в натуре с выдачей соответствующего акта.
Впоследствии данное требование было выполнено, поскольку согласно подпункту 1.3 пункта 1 Договора от 27 февраля 1998 года N 30259 "Аренды земельного участка", который имеется в распоряжении Министерства имущественных отношений Самарской области, бывшим арендодателем в натуре предъявлены, нанесенные на прилагаемом к данному Договору Плане земельного участка и идентифицированы арендатором в натуре (на местности):
-поворотные точки территориальных границ участка;
границы (оси) сервитутов, расположенных на землях соседних участков, права ограниченного пользования, на которые распространяются на арендатора;
-границы (оси) сервитутов, расположенных на арендованном участке, ограничивающих права арендатора;
-границы зон различного назначения, установленные на участке.
Таким образом, к моменту обращения ОАО "Авиаагрегат" с заявлением от 05 июня 2014 года в Министерство имущественных отношений Самарской области данному уполномоченному органу было известно об установлении границ спорного земельного участка.
Существующая судебно-арбитражная практика при подобных обстоятельствах идет по пути признания факта установления границ земельного участка, что свидетельствует о неправомерности отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставление в собственность заявителю указанного выше земельного участка исходя из того обстоятельства, что данный участок не был сформирован, в частности - постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 марта 2014 по делу N А55-4836/2013, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2012 года N Ф09-8071/12 по делу N А60-52963/2011.
Сформированность спорного земельного участка доказывается также наличием самого Договора аренды земельного участка от 27 февраля 1998 года N 30259, в рамках которого, в качестве арендодателя выступало именно Министерство имущественных отношений Самарской области. Так, содержание подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 указанного гражданско-правового договора указывают на установленность границ спорного земельного участка, как объекта аренды, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент его заключения.
Судом правомерно признана несостоятельной ссылка представителя Министерства имущественных отношений Самарской области на положения статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку, границы спорного земельного участка установлены согласно выданного компетентным органом Акта отвода земельного участка в соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса РСФСР и пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 13 июня 2008 года N 66-ФЗ.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 03 июня 2014 по делу N А55-17789/2013.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае следует признать, что границы спорного земельного участка являются сформированными в соответствии с земельным законодательством, действующим на момент отвода испрашиваемого земельного участка.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельных участков, в котором отсутствует такое основание как "отсутствие межевания и установления границ испрашиваемого земельного участка".
В свою очередь, указанная правовая норма Земельного кодекса Российской Федерации содержит прямой запрет на отказ в предоставлении в собственность земельных участков по основаниям отличным от перечисленных в данном перечне.
Анализ положений ст.28, ст. 36 ГК РФ (в редакции, действующей на момент обращения Общества с заявлением и его рассмотрения ответчиком) позволяет сделать вывод что "отсутствие межевания и установления границ испрашиваемого земельного участка" не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Принимая во внимание вышеизложенное, обжалуемый отказ ответчика правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Доводы апелляционной жалобы Министерства и пояснения, представленные суду апелляционной инстанции, не могут быть приняты во внимание. Действующее на момент принятия оспариваемого отказа законодательством таких оснований для отказа в предоставлении земельного участка как отсутствие межевания и установления границ испрашиваемого земельного участка, не предусматривало. Спорный земельный участок площадью 38 070,00 м2 поставлен на кадастровый учет 25 июля 2006 года, как ранее учтенный. Судом установлено, что границы спорного земельного участка являлись сформированными в соответствии с земельным законодательством, действующим на момент отвода испрашиваемого земельного участка. При таких обстоятельствах, дальнейшее уточнение границ участка в соответствии с фактическим землепользованием, не может влиять на вопрос наличия у заявителя, являющегося собственником, расположенных на указанном земельном участке объектов недвижимости, права на получение земельного участка в собственность и с учетом того, что уточненные сведения внесены в кадастр (июль 2014 года), они подлежали отражению в договоре купли-продажи земельного участка, что согласуется с положениями ст. 36, 37 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период и не противоречит положениям ст. 39.16, 39.17 и ст.39.20 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей в настоящее время.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы заявителя, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Незаконность обжалуемого отказа ответчика от 30.06.2014 года в предоставлении заявителю земельного участка 63:01:0253005:22 установлена судом и подтверждена материалами настоящего дела. Иных оснований для отказа в предоставлении заявителю в собственность земельного участка 63:01:0253005:22, нежели указанных в оспариваемом отказе, ни ответчиком, ни иными лицами, участвующими в деле не указывалось и судом не установлено. Учитывая, что на Администрацию г.о. Самара как полномочный в настоящее время (после 01.03.2015 года) орган по разрешению подобного рода вопросов предоставления земельных участков судом первой инстанции возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем решения в установленном порядке вопроса о предоставлении указанного земельного участка, то решение Администрацией г.о. Самара данного вопроса о предоставлении в собственность ОАО "Авиаагрегат" земельного участка с кадастровым номером - 63:01:0253005:22 должно быть направлено на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, обеспечить надлежащую их защиту и не приводить к появлению новых судебных споров.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина с Министерства имущественных отношений Самарской области в рассматриваемом случае не взимается.
Заявителем при обращении в суд апелляционной инстанции была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что по рассматриваемому спору уплате подлежит государственная пошлина в размере 1 500 рублей. В силу изложенного, на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению судом апелляционной инстанции подателю жалобы из средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2015 года по делу N А55-18327/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Авиаагрегат" (ОГРН 1026301708575, ИНН 6319031396), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 4045 от 25.06.2015 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18327/2014
Истец: АО "АВИААГРЕГАТ", ОАО "АВИААГРЕГАТ"
Ответчик: Администрация городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области