г. Хабаровск |
|
02 ноября 2015 г. |
А73-11199/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю": Морозова М.А., представитель по доверенности от 05.06.2014 N 2939;
от общества с ограниченной ответственностью "Акрополь": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
на определение от 07.09.2015
о возвращении искового заявления
по делу N А73-11199/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Тищенко А.П.
по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
к обществу с ограниченной ответственностью "Акрополь"
о взыскании 600 407 руб. 62 коп.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (ОГРН 1022700857376 ИНН 2720022717, далее - ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Акрополь" о взыскании 600 407 руб. 62 коп.
Определением от 10.08.2015 исковое заявление было оставлено без движения, в связи с несоблюдением требований пунктов 1, 2, 9 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истцу предложено устранить недостатки и представить в суд в срок не позднее 04.09.2015 следующие документы:
подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины с отметкой банка о списании либо обоснованное ходатайство о зачете государственной пошлины;
доказательства направления ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у ответчика отсутствуют;
выписку из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения ответчика, полученную не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца с иском либо иные документы, подтверждающие наличие этих сведений или отсутствие таковых, которые удостоверены надлежащим образом.
Требования определения от 10.08.2015 были исполнены лишь частично, истцом в установленный в определении суда срок не представлены доказательства, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.
Определением от 07.09.2015 исковое заявление возвращено ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю по причине неустранения обстоятельств, послуживших основаниями для оставления искового заявления без движения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. Согласно позиции заявителя жалобы, Учреждение обращалось в арбитражный суд за защитой государственных интересов, ввиду чего должно быть освобождено от уплаты государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полностью поддержала.
Заслушав представителя Учреждения, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
Однако согласно правовой позиции, изложенной в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Из изложенного усматривается, что для возникновения права на льготу требуется единовременное выполнение двух условий: инициирование арбитражного процесса с целью защиты публичных интересов, закрепленное законодательством; выполнение государственным или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю является юридическим лицом с организационно-правовой формой "казенное учреждение".
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
Как указано в пункте 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю является учреждением, основной целью деятельности которого является исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы (пункт 2.1 Устава).
Таким образом, Учреждение выполняет функции государственного органа только в сфере исполнения уголовных наказаний.
В настоящем деле предметом иска является требование о взыскании задолженности за выполненные работы по производству и поставке ритуальных изделий и оказании услуг перевозки данных изделий, выполненных с применением труда заключенных лиц.
При этом само по себе то обстоятельство, что ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю создано для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы для реализации которого, в том числе, осуществляется привлечение осужденных к труду, доходы от которого в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, не наделяет казенное учреждение статусом органа государственной власти и не означает, что последнее выполняет функции государственного органа в упомянутой сфере.
Материалами дела не подтверждается и наличие второго условия для возникновения права на льготу - выступления стороны в споре в защиту публичных интересов, поскольку целью участия истца в настоящем деле является защита своих собственных интересов как стороны гражданско-правовой сделки, что не является аналогом защиты публичных интересов.
В силу изложенного, поскольку правовые основания для освобождения ФКУ ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд отсутствуют, доводы истца о незаконном возложении на него такой обязанности являются несостоятельными.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно возвратил иск Учреждению применительно к пункту 4 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Оснований для безусловной отмены оспоренного в апелляционном порядке судебного акта не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а дополнительное решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.09.2015 по делу N А73-11199/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11199/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", ФКУ "ИК N13 УФСИН России по Хабаровскому краю"
Ответчик: ООО "Акрополь"
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6119/15
14.12.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6129/15
02.11.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5929/15
12.10.2015 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5771/15
07.09.2015 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-11199/15