Требование: о взыскании долга и пени по уплате налогов
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции изменено
г. Саратов |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А57-18426/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" Анисимовой О.О., действующей на основании доверенности от 29.09.2015 N 8/8-2598, представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова Лукаш А.В., действующей на основании доверенности от 07.09.2015 N 04-06/010306,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 июля 2015 года по делу N А57-18426/2013 (судья Калинина А.В.)
по иску инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова (410005, г. Саратов, ул. Железнодорожная, д. 61/69, ОГРН 1046405041880, ИНН 6452907243)
к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" (410056, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 59, ОГРН 1126454003312, ИНН 6454122522)
о взыскании задолженности по пени в сумме 5 845 475 руб.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова, налоговый орган, инспекция) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" (далее - учреждение, ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области, налогоплательщик) задолженности по пени в сумме 5 845 475 руб.
Решением суда первой инстанции от 20 июля 2015 года требования заявителя удовлетворены. Суд взыскал с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области пени в сумме 5 845 475 руб.
ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований инспекции.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанное лицо считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налога на прибыль организаций за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 10.01.2013 N 1/10.
11.02.2013 по результатам рассмотрения акт и других материалов налоговой проверки инспекцией принято решение N 8/10 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым учреждению доначислен налог на прибыль в сумме 157 102 740 руб., начислены пени в сумме 29 211 367,51 руб.
В связи с неисполнением ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области обязанности по уплате доначисленных налога на прибыль и пени ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в адрес налогоплательщика выставлены требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 04.04.2013 N 19343 на общую сумму 186 314 107,51 руб., в том числе налог - 157 102 740 руб., пени - 29 211 367,51 руб.
03.06.2013 инспекцией в адрес учреждения выставлены требование N 12567 на задолженность по пени сумме 1 720 275,59 руб., требование N 12568 на задолженность по пени в сумме 14 645 311,11 руб., начисленные на недоимку, выявленную по результатам выездной налоговой проверки.
Налогоплательщиком требования от 04.04.2013 N 19343, от 03.06.2013 N 12567, от 03.06.2013 N 12568 в установленные сроки не исполнены, в связи с чем ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения имеющейся задолженности.
Впоследствии налоговый орган уточнил заявленные требования, указав, что в связи с добровольной оплатой учреждением задолженности в части, а также в связи с принятием Арбитражным судом Саратовской области решения от 25.02.2014 по делу N А57-24965/2012, решения от 26.12.2013 N А57-754/2013, решения от 16.01.2014 N А57-755/2013, решения от 09.04.2014 N А57-5576/2013, просит взыскать с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области задолженность по пени в сумме 5 845 738,43 руб. за период с февраля, марта, ноября, июня 2012 года по июнь 2013 года - декабрь 2014 года на основании требований от 03.06.2013 N 12567, от 03.06.2013 N 12568 (т. 1, л.д. 111-115, т. 2, л.д. 5-23).
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований налогового органа.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В пункте 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Согласно пункту 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Подпунктами 9, 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налоговых органов взыскивать недоимки, пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а также право предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному в статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание налога с организации производится во внесудебном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2, пункту 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с организации, которой открыт лицевой счёт, взыскание налога, пени и штрафа производится в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Таким образом, взыскание с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области задолженности по пени может быть произведено только на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что срок обращения с заявлением о взыскании задолженности инспекцией не пропущен.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании, в том числе проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что требования от 03.06.2013 N 12567, от 03.06.2013 N 12568 об уплате пени выставлены налогоплательщику за период с августа 2012 года, что подтверждается расчетами, являющимися приложениями к требованиям (т. 1, л.д. 63-66, 74-77).
При указанных обстоятельствах оснований для взыскания с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области задолженности по пени за период с декабря 2011 года, февраля, марта, июня 2012 года по июль 2012 года не имеется.
Исходя из представленного ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова, сумма пени, заявленная налоговым органом ко взысканию за указанный период, составляет 599 081,61 руб.
Кроме того, апелляционной коллегией установлено, что в производстве Арбитражного суда Саратовской области находились дела N А57-10820/2013, N А57-756/2013, N А57-12980/2012, N А57-5577/2014, N А57-757/2013, N А57-21662/2012, N А57-548/2013, N А57-14343/2013, N А57-9350/2012, в рамках которых с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области по заявлениям Межрайонной ИФНС России N 3 по Саратовской области, Межрайонной ИФНС России N 11 по Саратовской области, Межрайонной ИФНС России N 13 по Саратовской области, ИНФС России по Октябрьскому району г. Саратова, Межрайонной ИФНС России N 6 по Саратовской области, Межрайонной ИФНС России N 5 по Саратовской области, Межрайонной ИФНС России N 12 по Саратовской области в доход бюджета взыскана недоимка по налогу на прибыль, пени и штрафы за спорный период.
Расчет пени в сумме 5 845 475 руб. в заявлении об уточнении требований произведен налоговым органом с учетом оплаты учреждением задолженности по основному долгу.
Судом апелляционной инстанции установлено, что исполнение судебных актов по делам N А57-10820/2013, N А57-756/2013, N А57-12980/2012, N А57-5577/2014, N А57-757/2013, N А57-21662/2012, N А57-548/2013, N А57-14343/2013, N А57-9350/2012 приостанавливалось судом первой инстанции по ходатайству учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.
На период предоставления отсрочки исполнения решения начисление пени является неправомерным, поскольку отсрочка исполнения решения является законным основанием для неисполнения решения на срок, установленный судом.
Из материалов дела следует, что определениями Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2013, от 27.02.2014 по делу N А57-10820/2012 исполнение решения отсрочено на период с 04.10.2013 по 01.03.2014, с 27.02.2014 по 01.02.2015 соответственно.
Сумма пени, начисленная ИФНС России по Октябрьскому району по г. Саратову за период с 04.10.2013 по декабрь 2014 года, составляет 714 503,14 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 05.11.2014 по делу N А57-456/2013 исполнение решения отсрочено на период с 05.11.2014 по 01.08.2015.
Сумма пени, начисленная ИФНС России по Октябрьскому району по г. Саратову за период с 05.11.2014 по декабрь 2014 года, составляет 2 915,31 руб.
Определениями Арбитражного суда Саратовской области от 06.05.2013, от 01.08.2013, от 30.09.2013, от 26.02.2014 по делу N А57-12980/2012 исполнение решения суда отсрочено на период с 06.05.2013 по 01.08.2013, с 01.08.2013 по 01.10.2013, от 30.09.2013 по 01.03.2014, с 26.02.2014 по 01.02.2015 соответственно.
Сумма пени, начисленная ИФНС России по Октябрьскому району по г. Саратову за период с 06.05.2013 по декабрь 2014 года, составляет 561 024,53 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 10.11.2014 по делу N А57-5577/2014 исполнение решения отсрочено на период с 10.11.2014 по 01.08.2015.
Сумма пени, начисленная ИФНС России по Октябрьскому району по г. Саратову за период с 10.11.2014 по декабрь 2014 года, составляет 3 258,2 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.11.2013 по делу N А57-757/2013 исполнение решения отсрочено на период с 12.11.2013 по 01.03.2014.
Сумма пени, начисленная ИФНС России по Октябрьскому району по г. Саратову за период с 12.11.2013 по 01.03.2014, составляет 12 410,87 руб.
Определениями Арбитражного суда Саратовской области от 26.09.2013, от 14.10.2014 по делу N А57-21662/2012 исполнение решения отсрочено на период с 26.09.2013 по 01.03.2014, с 14.10.2014 по 01.07.2015 соответственно.
За указанные периоды пени учреждению на соответствующую сумму задолженности не начислялись.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 07.11.2013 по делу N А57-548/2013 исполнение решения отсрочено на период с 07.11.2013 по 01.03.2014.
За указанный период пени учреждению на соответствующую сумму задолженности не начислялись.
Определениями Арбитражного суда Саратовской области от 12.11.2013, от 27.02.2014 по делу N А57-14343/2012 исполнение решения отсрочено на период с 12.11.2013 по 01.03.2014, с 27.02.2014 по 01.02.2015.
За указанные периоды пени учреждению на соответствующую сумму задолженности не начислялись.
Определениями Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2013, от 17.03.2014 по делу N А57-9350/2012 исполнение решения отсрочено на период с 20.11.2013 по 01.04.2014, с 17.03.2014 по 01.02.2015.
Сумма пени, начисленная ИФНС России по Октябрьскому району по г. Саратову за период с 20.11.2013 по декабрь 2014 года, составляет 624 009,67 руб.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие у ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова оснований для взыскания с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области пени за период, не указанный в требованиях от 03.06.2013 N 12567, от 03.06.2013 N 12568 (до августа 2012 года), а также необоснованное начисление учреждению пени в периоды действия отсрочки исполнения судебных актов, которыми с налогоплательщика взыскана недоимка по налогу на прибыль, требования инспекции о взыскании с ФГКУ УВО ГУ МВД России по Саратовской области пени по налогу на прибыль в сумме 2 799 397,13 руб. не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в данной части не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении искового заявления ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в части взыскания с учреждения пени по налогу на прибыль в сумме 2 799 397,13 руб.
Расчет пени, представленный налоговым органом, в остальной части проверен судами первой и апелляционной инстанций, является верным. Контррасчет налогоплательщиком не представлен.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в части взыскания с учреждения пени в сумме 3 046 341,30 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения в указанной части.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции в данной части не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 июля 2015 года по делу N А57-18426/2013 в части взыскания с федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" пени по налогу на прибыль в сумме 2 799 397,13 руб. отменить.
Принять по делу в данной части новый судебный акт, которым в удовлетворении искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области" пени по налогу на прибыль в сумме 2 799 397,13 руб. отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 июля 2015 года по делу N А57-18426/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18426/2013
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2016 г. N Ф06-13492/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова, ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова
Ответчик: ФГКУ "Управление вневедомственной охраны ГУ МВД России по Саратовской области", федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области"
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13492/16
21.06.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3070/16
16.03.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5993/16
03.11.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8843/15
20.07.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-18426/13