г. Владимир |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А79-10026/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Вечканова А.И., Богуновой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.В.,
при участии представителей сторон:
от истца - администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Артемьева А.В. по доверенности от 29.12.2014 (сроком по 31.12.2015);
от истца - ЗАО "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА" - Съедин Р.А. по доверенности от 14.01.2015 N 8 сроком действия по 31.12.2015, Морунова А.А. по доверенности от 12.01.2015 N 5 сроком действия по 31.12.2015, Павлова В.В. по доверенности от 14.01.2015 N 7 (сроком по 31.12.2015);
от ответчика - ОАО "Российские железные дороги" - Шечкова Е.Ю. по доверенности от 03.19.2015 N 252 (сроком до 29.06.2015);
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.05.2015
по делу N А79-10026/2014,
по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН 1022101150037, г. Чебоксары), закрытого акционерного общества "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (ОГРН 1102130006351, г. Чебоксары), открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, г. Москва) при участии третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ОАО "Промтрактор", г.Чебоксары, о признании права отсутствующим, о признании договора аренды земельного участка недействительным, исключении записи из ЕГРП,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - истец, администрация г. Чебоксары, администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - ответчик, ТУ Росимущества в ЧР) и открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД"), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее -ТУ ФАУГИ по ЧР, ТУ Росимущества в ЧР) и закрытого акционерного общества "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА" (далее - третье лицо, ЗАО "НПВФ "СВАРКА"):
- о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:0041, площадью 1409 кв.м., расположенный по адресу: Чувашия, г. Чебоксары, Кабельный проезд, д. 9;
- об обязании исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок под кадастровым номером N 21:01:000000:41 площадью 1409 кв.м. от 19.11.2012 N 21-21-01/152/2012-203,
- о признании договора от 01.08.2014 N 47 на сдачу в аренду земельного участка с кадастровым номером 21:01:000000:0041, площадью 1409 кв.м., расположенного по адресу: Чувашия, г. Чебоксары, Кабельный проезд, д. 9, недействительным.
- об обязании исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи N 21-21-01/244/2014-124 о государственной регистрации договора от 01.08.2014 N 47.
Исковые требования мотивированы незаконной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41. Запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности за Российской Федерацией на спорный земельный участок нарушает законные права Администрации г. Чебоксары на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена, в том числе право сдачи в аренду, получения арендной платы, а также осуществления контроля за использованием земельного участка.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.02.1015 удовлетворено ходатайство ЗАО "НПВФ "СВАРКА" о вступлении в дело в качестве соистца с аналогичными требованиями.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.04.2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Промтрактор".
Решением от 22.05.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики заявленные требования удовлетворил, признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41, площадью 1409 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Чувашская Республика, г. Чебоксары; исключил из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N 21:01:000000:41 площадью 1409 кв.м. от 19.11.2012 N 21-21-01/152/2012-203; признал недействительным договор от 01.08.2014 N 47 на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги"; исключил из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись N 21-21-01/244/2014-124 о государственной регистрации договора от 01.08.2014 N 47.
Одновременно взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике в пользу закрытого акционерного общества "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА" 9000 руб. государственной пошлины; взыскал с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу закрытого акционерного общества "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА" 3000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что производственно-технологический комплекс Канашская дистанция пути является единым недвижимым комплексом, находящимся в собственности ОАО "РЖД". На момент государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на производственно-технологический комплекс Канашская дистанция пути ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации содержала понятие сложной вещи в следующей редакции: "если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь)".
Считает, что право собственности ОАО "РЖД" на производственно-технологический комплекс Канашская дистанция пути зарегистрировано как на сложную вещь, имеющую в своем составе несколько объектов недвижимости, в том числе и 23 обводной путь станция Чебоксары, в соответствии с законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Обращает внимание суда, что 23 обводной путь станция Чебоксары, входящий в состав производственно-технологического комплекса Канашская дистанция пути, является ограниченным в обороте в силу пункта 1 ст. 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", соответственно все земельные участки под данным объектом (в том числе спорный участок с кадастровым номером 21:01:000000:0041) являются федеральной собственностью согласно п. 3 ст. 4 указанного закона.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что право собственности ОАО "Российские железные дороги" на производственно-технологический комплекс Канашская дистанция пути зарегистрировано как на сложную вещь в порядке, установленном Законом, Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", о чем в 25.03.2004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись за номером 21-01/01-98/2003-39.
Считает, что объекты, входящие в производственно-технологический комплекс Канашская дистанция пути, в том числе 23 обводной путь станции Чебоксары, ограничены в обороте согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО "Российские железные дороги".
Одновременно указывает, в соответствии с актом приема-передачи от 17.03.2003 N 1 ОАО "Промтрактор" передало ФГУП "Горьковская железная дорога" соединительный ж.д. путь ст. Чебоксары-1-ст. Центральная с путепроводом N 2 протяженностью 1910-м, который был построен при помощи и за счет средств МПС РФ. Указанный объект внесен в реестр федеральной собственности (выписка из реестра федерального имущества от 20.02.2004 N ст-01/763) и числится на балансовом учете Канашской дистанции пути.
Обращает внимание суда, что акт приема-передачи от 17.03.2003 N 1 является бухгалтерским документом и поэтому он не может служить основанием для определения точного срока постройки данного объекта.
23 обводной путь станция Чебоксары, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества ОАО "РЖД", Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 является магистральной железнодорожной линией (железнодорожный путь, состоящий из земляного полотна, верхнего строения пути и расположенный на железнодорожной станции), предназначен для выполнения операций по приему и отправлению поездов, сортировочной и маневровой работы.
Считает ссылку истца на договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 01.10.2007 N 355/3491-к, заключенного между истцом, ЗАО "СВАРКА" и ОАО "РЖД", необоснованной, поскольку указанный договор от имени ОАО "РЖД" подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий. Следовательно, к этому договору применяются положения ст. 166, п. 1 ст. 174 ГК РФ о недействительности сделки.
В судебном заседании представители заявителей доводы апелляционных жалоб поддержали. Представители ЗАО "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА", администрации возражали против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах, с учетом дополнений и представленных дополнительных доказательств.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение апелляционных жалоб неоднократно откладывалось.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие территориального управления и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает жалобы подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 16.08.2007 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 21:01:000000:41, площадью 1409 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации подъездных путей, местоположение: Чувашская Республика, г.Чебоксары.
На земельном участке с кадастровым номером 21:01:000000:41 расположены железнодорожный путь и автомобильная дорога.
16.08.2007 администрацией города Чебоксары (арендодатель) принято распоряжение N 2635-р о предоставлении ЗАО "НПВФ "СВАРКА" (арендатор) и ОАО "РЖД" (арендатор) земельного участка, на основании которого 01.10.2007 между указанными лицами подписан договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N 355/3491-к.
В силу п.1.1 договора арендодатель сдает, а арендаторы принимают во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41, площадью 1409 кв. м., относящийся к землям населенных пунктов, для организации подъездных путей, расположенный в г. Чебоксары по Кабельному проезду, д.9.
Согласно п.2.1, договор заключен сроком до 01.07.2017.
Государственная регистрация договора в установленном законом порядке не произведена.
19.11.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41, площадью 1409 кв. м., назначение объекта: земли населенных пунктов, для организации подъездных путей, адрес (местоположение) объекта: Чувашская Республика, г. Чебоксары, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 20.11.2014 N 00/003/2014-51110.
Документом-основанием для государственной регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок явилась статья 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", что следует из представленного свидетельства серии 21 АД 740325.
01.08.2014 ТУ Росимущества в ЧР приняло распоряжение N 157-р "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:01:000000:41 в аренду открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", на основании которого 01.08.2014 между ТУ Росимущества в ЧР (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) заключен договор N 47 на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Договор заключен сроком до 31.07.2063 и 24.10.2014 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем внесена запись N 21-21-01244/2014-124 (т.1, л.д. 134-137).
25.03.2004 за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на производственно-технологический комплекс "Канашская дистанция пути": назначение - производственное; инвентарный номер -976407:001:007031840; адрес: Чувашская Республика, направление Черусти - Дружинине с 664 км пикет 0 по 715 км пикет 10; направление Алатырь - Канаш с 231 км пикет 0 по 297 км пикет 8; направление Чебоксары - Канаш с 0 км пикет 0 по 100 км пикет 4; направление Чебоксары-2 - Новочебоксарск с 1 км пикет 0 по 32 км пикет 10, что подтверждается свидетельством от 25.03.2004 21 АЖN 142739 (т. 2, л.д. 35).
Согласно техническому паспорту на производственно-технологический комплекс - Канашская дистанция пути (том 2), адрес (местоположение): Чувашская Республика, с 664 км пикет 0 по 715 км пикет 10; с 231 км пикет 0 по 297 км пикет 8; с 0 км пикет 0 по 100 км пикет 4; с 1 км пикет 0 по 32 км пикет 10; юридический адрес: 429300, Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Канашская, д.13, составленному филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 24.12.2003, в перечне подъездных железнодорожных путей указан 23 обводный путь станция Чебоксары, 1995 года ввода в эксплуатацию (т. 2, л.д. 46).
В обоснование возникновения права собственности ОАО "РЖД" на соединительный железнодорожный путь ст. Чебоксары - ст. Центральная с путепроводом N 2 представлен акт приема-передачи здания (сооружения) от 17.07.2003, в соответствии с которым ОАО "Промтрактор" передало, а ФГУП "Горьковская железная дорога" приняло названный объект, 2003 года ввода в эксплуатацию (т. 2, л.д. 122-124).
Администрация г. Чебоксары и ЗАО "НПВФ "СВАРКА", ссылаясь на незаконность регистрации ТУ Росимущества по ЧР права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41 и предоставление его в аренду ОАО "РЖД", что нарушает их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, находящийся под 23 обводным путем, не является ограниченным в обороте, в связи с чем не является разграниченным, поэтому регистрация права федеральной собственности на земельный участок является незаконной. При этом суд пришел к выводу, что 23 обводной путь не является путем общего пользования, не относится к магистральным железнодорожным линиям, не имеет оборонного значения, не является ограниченным в обороте.
Повторно оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон, суд апелляционной инстанции признает выводы суда частично ошибочными, противоречащими нормам права и материалам дела исходя из следующего.
Статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 4 статьи 87 и статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" также установлено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта. Сводный передаточный акт и его форма утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.01.2004 N 12 утверждены Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества железнодорожного транспорта, внесенные в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", согласно которым производственно-технологические комплексы дистанций признаны сложными вещами-сооружениями, в состав которых входят разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь (статья 134 ГК РФ).
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 (ред. от 04.04.2011) "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" определены порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы (далее - земельные участки).
В силу пункта 2 вышеуказанного постановления пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения. Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 N 611.
В статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определены следующие понятия:
- железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
- инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
- железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
- железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
- земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, установлено судом и не оспаривается сторонами, что на земельном участке с кадастровым номером 21:01:000000:41 площадью 1409 кв. м. расположены железнодорожный путь ОАО "РЖД" и автомобильная дорога, используемая ЗАО НПВФ "Сварка" для проезда к принадлежащим обществу объектам.
Поскольку земли населенных пунктов, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования, в соответствии с положениями статьи 19 Земельного кодекса и статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к ведению муниципального образования город Чебоксары, суд правомерно признал администрацию г.Чебоксары надлежащим истцом по заявленным требованиям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что договор от 01.10.2007 N 355/3491-к, заключенный на срок более года, не зарегистрирован в установленном законом порядке, в связи с чем, в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаключенным. Незаключенный договор не порождает правовых последствий для третьих лиц. Кроме того, у ЗАО НПВФ "Сварка" какое-либо право на автомобильную дорогу отсутствует, что не оспаривается сторонами. Судом установлено, что правопритязаний на железнодорожный путь, проходящий по земельному участку с кадастровым номером 21:01:000000:41, у ЗАО НПВФ "Сварка" не имеется.
В соответствии с правилами статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Нарушения прав пользования ЗАО НПВФ "Сварка" автомобильной дорогой общего пользования, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 21:01:000000:41 судом из материалов дела не установлено.
При указанных обстоятельствах ЗАО НПВФ "Сварка" суд признает ненадлежащим истцом по заявленным требованиям, в связи с чем в удовлетворении иска ЗАО НПВФ "Сварка" следует отказать.
Исковые требования администрации суд апелляционной инстанции признает обоснованными частично исходя из следующего.
25.03.2004 за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на производственно-технологический комплекс "Канашская дистанция пути" (свидетельство 21 АЖN 142739).
23 обводной путь протяженностью 1910 м, расположенный по адресу: Чувашская республика, станция Чебоксары принят на балансовый учёт структурным подразделением Канашская дистанция пути ФГУП "Горьковская железная дорога" по акту приема-передачи здания (сооружения) от 17.07.2003 N 1 от ОАО "Промтрактор" (что последним не оспаривается), включен в реестр федеральной собственности,
Согласно статье 6 ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в соответствии со Сводным передаточным актом, утвержденным распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, Российская Федерация передало данный объект в уставный капитал ОАО "РЖД".
В подтверждение указанных обстоятельств в материалах дела имеются: свидетельство 21 АЖN 142739 о регистрации права (т.2 л.д.35), распоряжение от 30.09.2003 (т.2, л.д.36), сводный передаточный акт (т.2, л.д.37-42), технический паспорт (т.2,л.л.43-50), техническо-распорядительный акт (т.2, л.д.56-62), инвентарные карточки (т.2, л.д.129-140).
Выпиской из реестра федерального имущества от 20.02.2004 N СТ-01/763 (т.2, л.д.95-97) подтверждаются доводы ответчиков о включении 23 обводного пути и путепровода N2 в состав федерального имущества, а также передача указанных объектов в уставный капитал ОАО "РЖД" и государственная регистрация в составе производственно-технологического комплекса Канашская дистанция пути.
Доводы истцов о недоказанности данных обстоятельств ввиду разночтений в документах в названии пути (обводной, соединительный) отклоняются, поскольку изменение наименования обусловлено изменением нормативных документов, в частности, принятием в 2011 году "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.
Ссылка на отсутствие госрегистрации 23 обводного пути судом во внимание не принимается, поскольку в силу вышеуказанных нормативных актов имущество в уставный капитал ОАО "РЖД" подлежало внесению без предварительной государственной регистрации.
На дату рассмотрения настоящего спора право собственности на производственно-технологический комплекс "Канашская дистанция пути", в том числе в части права на 23 обводной путь, не оспорено, в установленном порядке недействительным не признано.
Вышеуказанный железнодорожный путь находится в фактическом пользовании ОАО "РЖД", что участниками настоящего процесса не оспаривается. В суде первой инстанции отсутствовали доводы о том, что на спорном земельном участке находится иной железнодорожный путь.
Доводы истцов об отсутствии у ОАО "РЖД" зарегистрированного права на железнодорожный путь, проходящий по земельному участку участке с кадастровым номером 21:01:000000:41, судом отклоняются как противоречащие материалам дела и выходящие за рамки предмета спора. Правопритязания на железнодорожный путь у истцов отсутствуют.
Доводы ОАО "Промтрактор" судом рассмотрены и отклонены как необоснованные. Доказательства регистрации железнодорожного пути, проходящего через земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41, на праве собственности за третьим лицом в деле отсутствуют. Какие-либо правопритязания общества на спорный земельный участок материалами дела также не подтверждаются.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные истцами в апелляционную инстанцию акт сверки (поверки) сооружения от 14.10.2015 и акта обследования от 03.09.2015 и 22.10.2015 кадастрового инженера, согласно которым 23 обводной путь не находится на земельном участке с кадастровым номером 21:01:000000:41, суд признает указанные документы недостоверными, поскольку полномочия лиц на проведение работ и замеров не подтверждены. Участники замеров и осмотров специальными знаниями на проведение топографо-геодезических работ не обладают, соответствующие лицензии не представлены. Каким образом сопоставлялись расположение земельного участка и 23 обводного пути по документам и на местности из представленных доказательств не усматривается. Выводы в актах противоречат сведениям технического учета, проведенного компетентными органами в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 21:01:000000:41 расположена часть 23 подъездного железнодорожного пути, который является подъездным железнодорожным путем станции Чебоксары, участвующим в производственной деятельности и управлении технологическими процессами железнодорожной станции Чебоксары (т.3, л.д.123-124,34-36, т.2,л.д.57-62).
Производственно-технологический комплекс "Канашская дистанция пути" относится к магистральным путям ОАО "РЖД".
В силу пункта 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41 ограничен в обороте, является федеральной собственностью, в связи с чем не подлежал внесению в уставный капитал ОАО "РЖД".
При изложенных обстоятельствах регистрация права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41 в части, расположенной под железнодорожным путем и необходимой для его использования, является правомерной. В указанной части исковые требования администрации удовлетворению не подлежат.
Недействительность договора в части площади земельного участка не влечет недействительность всего договора в силу статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанными нормами права земельный участок правомерно передан ТУ ФАУГИ в ЧР в аренду ОАО "РЖД", в связи с чем основания для признания договора аренды земельного участка недействительным отсутствуют.
Исковые требования в части признания договора от 01.08.2014 N 47 недействительным и обязании исключить из ЕГРП запись N 21-21-01/244/2014-124 о государственной регистрации указанного договора удовлетворению не подлежат.
В тоже время земельный участок в части, расположенной под автомобильной дорогой, относится к землям общего пользования города Чебоксары, в связи с чем, как указано выше, относится к ведению муниципального образования. В указанной части право федеральной собственности ТУ ФАУГИ по ЧР зарегистрировано неправомерно.
Из имеющегося в арбитражном деле межевого плана от 05.02.2015, подготовленного кадастровым инженером Семилетовым А.А., следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:000000:41 проведено межевание с целью уточненения границ данного земельного участка в пределах полосы отвода железной дороги и необходимого для размещения железнодорожного полотна.
Границы земельного участка в соответствии с актом согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 21:01:000000:41 согласованы ОАО "РЖД", ТУ ФАУГИ по ЧР, администрацией г.Чебоксары, ОАО "Завод "Чувашкабель".
Согласно указанному межевому плану площадь земельного участка, необходимого для размещения и содержания железнодорожного пути составляет 301 кв. м. в границах, установленных по координатным точкам 27, 21,22, н1, н2, 26,27 согласно пункту 1 раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" вышеуказанного межевого плана.
В остальной части (земельные участки N 1 и N 2 согласно межевому плану от 05.02.2015) право собственности Российской Федерации ТУ ФАУГИ по ЧР зарегистрировано неправомерно. В указанной части исковые требования администрации суд апелляционной инстанции признает обоснованными, подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.05.2015 по делу N А79-10026/2014 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1,пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.05.2015 по делу N А79-10026/2014 отменить, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике удовлетворить.
Исковые требования администрации г.Чебоксары удовлетворить в части.
Признать в части отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41 в границах следующих координат:
Номера точек по |
Номера точек по |
Координаты |
|
кадастровой выписке |
межевому плану от 05.02.2015 |
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
з/у N 1 |
|
|
1 |
7 |
406585.18 |
1234279.16 |
2 |
6 |
406590.39 |
1234270.34 |
3 |
5 |
406590.73 |
1234269.78 |
4 |
35 |
406590.03 |
1234268.81 |
5 |
34 |
406589.62 |
1234268.57 |
6 |
33 |
406577.73 |
1234262.10 |
7 |
32 |
406561.23 |
1234290.04 |
8 |
31 |
406560.18 |
1234291.07 |
9 |
30 |
406558.84 |
1234291.69 |
10 |
29 |
406557.74 |
1234291.82 |
11 |
28 |
406556.49 |
1234291.62 |
12 |
27 |
406546.08 |
1234289.01 |
18 |
21 |
406541.43 |
1234303.31 |
19 |
20 |
406546.03 |
1234304.46 |
20 |
19 |
406548.81 |
1234305.16 |
21 |
18 |
406553.52 |
1234306.34 |
22 |
17 |
406555.47 |
1234306.70 |
23 |
16 |
406556.32 |
1234306.85 |
24 |
15 |
406559.20 |
1234306.84 |
25 |
14 |
406560.12 |
1234306.84 |
26 |
13 |
406561.23 |
1234306.62 |
27 |
12 |
406563.26 |
1234306.22 |
28 |
11 |
406566.29 |
1234305.06 |
29 |
10 |
406569.75 |
1234302.85 |
30 |
9 |
406572,07 |
1234300.63 |
31 |
8 |
406574.03 |
1234298.04 |
1 |
7 з/у N 2 |
406585.18 |
1234279.16 |
- |
н1 |
406521,96 |
1234298,44 |
- |
н 2 |
406526,61 |
1234284,14 |
14 |
25 |
406521.96 |
1234282.97 |
34 |
38 |
406510.27 |
1234280.05 |
32 |
37 |
406509.89 |
1234295.41 |
16 |
23 |
406521.50 |
1234298.32 |
- |
н1 |
406521,96 |
1234298,44 |
В остальной части требований администрации г.Чебоксары отказать.
В удовлетворении исковых требований закрытому акционерному обществу "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА" отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, через Арбитражный суд Чувашской Республики.
Председательствующий судья |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10026/2014
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, ЗАО "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике
Третье лицо: ЗАО "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА", ОАО "Промтрактор", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике