г. Пермь |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А50-10819/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) - Вяткина Т.Н., паспорт, доверенность от 03.12.2014;
от ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Чусовская районная больница имени В.Г. Любимова" (ОГРН 1155958058398, ИНН 5921032076) - Долматов О.Б., паспорт, главный врач, приказ от 23.06.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 августа 2015 года
по делу N А50-10819/2015,
принятое судьей Власовой О.Г.
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Чусовская районная больница имени В.Г. Любимова",
об обязании возвратить в бюджет средства в сумме 88 000 руб., взыскании штрафа в сумме 8 800 руб., пени в сумме 4 210,80 руб.,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - истец, ТФОМС, Фонд) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Чусовская городская больница имени В.Г.Любимова" об обязании возвратить в бюджет средства в сумме 88 000 руб., о взыскании штрафа в сумме 8 800 руб., пени в сумме 4 210,80 руб.
Определением от 21.07.2015 суд произвел замену ответчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Чусовская городская больница имени В.Г.Любимова" (ОГРН 1095921000306, ИНН 5921024942) на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Чусовская районная больница имени В.Г. Любимова" (ОГРН 1155958058398, ИНН 5921032076) (далее - ответчик, Учреждение).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.08.2015 требования удовлетворены в части. С ответчика в бюджет ТФОМС Пермского края взысканы пени в сумме 3 025 руб., штраф в сумме 1000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований полностью. Заявитель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно, оспаривает вывод суда о том, что основания для взыскания средств ОМС, использованных ответчиком не по целевому назначению в сумме 88 000 руб., отсутствуют, так как спорная сумма восстановлена ответчиком на счете Учреждения.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель Учреждения указывал на то, что нецелевого использования денежных средств Учреждением не допущено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТФОМС проведена внеплановая тематическая проверка использования Учреждением средств на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт от 08.04.2014 N 49, в котором зафиксировано нарушение допущенное ответчиком, выразившиеся в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 88 000 руб. (л.д. 17-20).
В акте проверки содержатся требования о восстановлении средств в размере 88 000 руб. на расчетный счет ТФОМС по Пермскому краю в течение 10 рабочих дней, уплате штрафа в размере 10% от названной суммы, а именно в размере 8 800 руб.
Указанный акт получен Учреждением 14.04.2014, что подтверждается подписями должностных лиц медицинской организации (л.д.20).
Ответчик требования Фонда не исполнил, денежные средства в бюджет ТФОМС не возвратил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованием об обязании возвратить в бюджет средства в сумме 88 000 руб., о взыскании штрафа в сумме 8 800 руб., пени в сумме 4 210,80 руб.
Отказывая в удовлетворении иска о восстановлении в бюджет Фонда истребуемой денежной суммы, суд первой инстанции, признавая факт использования Учреждением денежных средств ОМС не по целевому назначению, исходил из того, что спорная сумма 88 000 руб. восстановлена ответчиком на счета ОМС, оснований для ее взыскания не имеется.
Установив из выписки по лицевому счету Учреждения, что возврат денежных средств осуществлен последним 25.08.2014, суд пришел к выводу о том, что оснований для взыскания пени за период с 25.06.2014 по 13.10.2014 не имеется.
Кроме того судом в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, снижен размер штрафа до 1000 руб.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Ст. 16 Закона N 165-ФЗ определено, что бюджеты конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов Фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
В свою очередь, в п.1 и 2 ст. 19 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 326-ФЗ определено, что законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N165-ФЗ), настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с ОМС, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 в форме разъяснений по единому толкованию нецелевого использования бюджетных средств, для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. При этом анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Закона об ОМС средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Закона об ОМС средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
На основании п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона об ОМС территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится территориальным фондом в порядке, предусмотренном Приказом Федерального фонда ОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС" (далее - Приказ ФФОМС от 16.04.2012 N 73).
Согласно ч. 9 ст. 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 8 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1998 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Программы государственных гарантий в сфере ОМС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" и постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - программы гарантий).
В указанном письме Минздрава России в соответствии с означенными постановлениями разъяснены вопросы формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2012 год, на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - в части, касающейся формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Законом Пермского края от 25.12.2012 N 143-ПК утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Программа), где определено, что расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Тарифным соглашением, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций) работающих в систем ОМС на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС, утвержденным Министерством здравоохранения Пермского края и ПКФОМС (далее Порядок).
Постановлением от 30.11.2012 N 1376-п Правительства Пермского края утверждена долгосрочная целевая программа "Привлечение и закрепление медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Пермского края на 2013-2014 годы", в соответствии с которой основными источниками финансирования Программы являются средства бюджета Пермского края, предусмотренные в рамках Целевой программы и средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края на условиях софинансирования мероприятий целевой программы (п.7.2 раздела VII). Приложением 6 к Целевой программе установлено, что оплата прохождения подготовки в интернатуре осуществляется за счет бюджета Пермского края (пункт 2).
Тарифным соглашением на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годы (приложение N 6) установлено, что средства полученные медицинской организацией могут быть использованы только на оплату расходов по статьям затрат и видам медицинской помощи, финансируемым за счет средств ОМС, в соответствии территориальной программой ОМС, Тарифным соглашением и действующим Порядком определения подлежащих возмещению на зачет средств обязательного медицинского страхования расходов медицинских организаций.
Как следует из Акта от 08.04.2014 N 49 и подтверждено материалами дела, Учреждением в 2013 году средства ОМС в сумме 88 000 руб. направлены на обучение в интернатуре Баканова М.А. Оплата произведена со счета по учету средств ОМС платежными поручениями от 25.02.2013 N 526 на сумму 42 000 руб., от 24.09.2013 N 3399 на сумму 23 000 руб., от 20.11.2013 N 4265 на сумму 23 000 руб. (л.д. 56-58).
Поскольку в соответствии с Постановлением от 30.11.2012 N 1376-п подготовка в интернатуре осуществляется за счет бюджета Пермского края, Тарифным соглашением и действующим Порядком такие расходы за счет средств ОМС не предусмотрены, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что сумма 88 000 руб. средств ОМС использована Учреждением с нарушением условий предоставления, т.е. не по целевому назначению.
Между тем, отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что поскольку спорная сумма восстановлена ответчиком на счета ОМС, то оснований для ее взыскания не имеется.
Указанный вывод признается судом апелляционной инстанции неверным, поскольку из лицевого счета Учреждения усматривается, что денежные средства в размере 88 000 руб., использованные ответчиком не по целевому назначению, восстановлены после получения акта проверки (перечислены по платежным поручениям от 25.08.2014 N 707 на сумму 23 000 руб., N 708 на сумму 42 000 руб., N 711 на сумму 23 250 руб.) на счета самого Учреждения по учету средств ОМС, (л.д. 91-96).
При этом, положения Закона об ОМС не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС.
Подобное восстановление нивелирует карательный характер ответственности, поскольку позволяет нарушителю в следующем финансовом году использовать денежные средства как прошлого, так и текущего года.
Учитывая изложенное, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению как обоснованные.
Расчет пени, произведенный Фондом, признан судом апелляционной инстанции верным, соответствующим ч. 9 ст. 39 Закона об ОМС.
Доводы представителя ответчика о недопущении Учреждением нецелевого использования денежных средств, оплата средств за обучение Баканова М.А. по договору от 09.01.2013 N 56 была целевой и осуществлена в рамках Тарифного соглашения на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годы (ст. 226 "Прочие услуги") с соблюдением условий внесения указанных расходов в план финансово-хозяйственной деятельности, согласованной в установленном порядке, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанные доводы противоречат установленной Постановлением от 30.11.2012 N 1376-п норме о том, что источником финансирования данных затрат должен быть бюджет Пермского края, а также пункту 3.2 Тарифного соглашения от 31.01.2013, согласно которому в тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС не включаются расходы медицинской организации, которые в соответствии с ТП ОМС, утвержденной в установленном порядке, финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников.
Принимая решение в части взыскания штрафа, размер которого составил 10% от суммы нецелевого использования, суд первой инстанции, оценив обстоятельства совершения Учреждением правонарушения, уменьшил размер штрафа до 1000 руб.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы верными, соответствующими правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, определении от 21.12.2000 N 263-О, Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, постановлении от 25.02.2014 N 4-П о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, решение арбитражного суда подлежит отмене в части.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 августа 2015 года по делу N А50-10819/2015 отменить в части.
Дополнительно взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Чусовская районная больница имени В.Г.Любимова" (ОГРН 1155958058398, ИНН 5921032076) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края 88 000 (Восемьдесят восемь тысяч) руб. средств, использованных не по целевому назначению, пени в сумме 1 185 (Одна тысяча сто восемьдесят пять) руб. 80 коп.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н. Гулякова |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10819/2015
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Чусовская городская больница имени В. Г. Любимова", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Чусовская городская больница имени В. Г. Любимова"