г. Москва |
|
13 ноября 2015 г. |
Дело N А41-36836/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от истца Общества с ограниченной ответственностью "Экселент" - Скольцов А.С. представитель по доверенности от 27 января 2015 года,
от ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом.
от ответчика Администрации городского поселения Ступино Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика Администрации Ступинского муниципального района Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экселент" на решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2015 года по делу N А41-36836/15, принятое судьей Гриневой А.В., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Экселент" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрации городского поселения Ступино Московской области, Администрации Ступинского муниципального района Московской области о возложении обязанности по осуществлению учета изменений характеристик земельного участка на орган кадастрового учета, третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экселент" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), Администрации городского поселения Ступино Московской области (далее - администрация поселения), Администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация Ступинского района) об обязании ответчиков осуществить учет изменений характеристик земельного участка площадью 761 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0040129:9 из земель населенных пунктов, предоставляемого для бытового обслуживания населения, расположенного по адресу: Московская область, г.Ступино, ул.Октябрьская д. 44а, в части площади земельного участка и в части описания местоположения границ земельного участка и установлению их в координатах: 1: Х 372759,13 Y 222426152; 2: Х 372756,07 Y 2224295,06; 3: Х 372733,63 Y 2224293,25; 4: Х 372736,71 Y 2224259,48; 1: 372759,13 Y 2224261,52.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИОМО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2015 года в удовлетворении иска ООО "Экселент" отказано (л.д. 160 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Экселент" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей кадастровой палаты, Администрации городского поселения Ступино Московской области, Администрации Ступинского муниципального района Московской области, МИОМО, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования - удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Экселент" является собственником нежилого здания: ателье N 2, площадью 516,30 кв.м., расположенного по адресу Московская область, г.Ступино, ул.Октябрьская д.46а, которое находится на земельном участке площадью 761,3 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0040129:9.
Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2013 года по делу N А41-41261/2013 установлено, что сведения государственного кадастра недвижимости относительно описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9 не соответствуют фактическим границам данного земельного участка.
Истец указывает, что причиной несоответствия фактических границ сведениям государственного кадастра недвижимости является кадастровая ошибка. Данный факт, по его мнению, подтверждается заключением кадастрового инженера Мареевой М.И.
ООО "Экселент" 06 февраля 2015 года обратилось в Администрацию городского поселения Ступино с заявлением о согласовании границ земельного участка.
Письмом от 01 апреля 2015 года N 637/ 2-17 Администрация городского поселения Ступино указала, что земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040129:9, расположенный по адресу: Московская область, г.Ступино, ул.Октябрьская д.46а относится к землям неразграниченной государственной собственности, прав на распоряжение им у Администрации городского поселения Ступино не имеется.
В связи с этим общество 07 апреля 2015 года обратилось в Администрацию Ступинского муниципального района Московской области, но ответа не поступило.
Поскольку какого-либо ответа на заявление не поступило, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Экселент" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040129:9, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, судом не установлены, а также истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Факт постановки объекта недвижимости на кадастровый учет удостоверяется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации кадастровым номером, который присваивается с учетом кадастрового деления территории Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (пункт 1).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 2).
Круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости, установлен частью 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ.
Частью 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ регламентировано, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Таким образом, для постановки или снятия с кадастрового учета земельных участков или внесения изменения в сведения о них, необходимо заявление собственника (правообладателя) земельного участка, а также наличие подтверждения полномочий лица, обратившегося с таким заявлением, или решение суда, обязывающее собственника земельного участка снять с учета уже поставленный на государственный кадастр земельный участок.
Как следует из материалов дела, ООО "Экселент" является собственником нежилого здания: ателье N 2, площадью 516,30 кв.м., расположенного по адресу Московская область, г.Ступино, ул.Октябрьская д.46а, которое находится на земельном участке площадью 761,3 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0040129:9.
С учетом вышеизложенного, вопреки выводам суда первой инстанции общество как собственник объекта недвижимости является лицом, которое вправе владеть и пользоваться земельным участком, необходимым для эксплуатации этого объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года N 14765/10, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка. Из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Предъявляя настоящие исковые требования, истец указал на то, что постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2013 года по делу N А41-41261/2013 установлено, что сведения государственного кадастра недвижимости относительно описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9 не соответствуют фактическим границам данного земельного участка.
В связи с выявленным в ходе проведенной в рамках дела N А41-41410/10 землеустроительной экспертизы фактом частичного несоответствия местоположения границ земельного участка, указанных в кадастровом паспорте, фактическому местоположению границ спорного земельного участка ввиду ошибочного включения в границы спорного земельного участка проезжей части двух автодорог, общество обратилось в администрацию с заявлением о подготовке межевого плана испрашиваемого земельного участка и обращении в ФГБУ ФКП "Росреестра" по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений об описании местоположения границ спорного земельного участка в соответствии с заключением экспертизы, принять решение о предоставлении обществу земельного участка в собственности за плату в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи этого участка земли.
Письмом от 20 мая 2013 года N И5-21/2256 Администрация отказала обществу в удовлетворении заявления, сославшись на то, что подготовка межевого плана и обращение в орган кадастрового учета за внесением изменений в кадастровый паспорт является обязанностью общества. До внесения соответствующих изменений в кадастровый паспорт земельного участка решение вопроса о его предоставлении в собственность является преждевременным.
В связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9, кадастровым инженером Мареевой М.И. был составлен межевой план земельного участка (л.д.26-40).
Согласно заключению кадастрового инженера Мареевой М.И. от 17 июня 2014 года в ходе проведения контрольных работ по проверке правильности определения местоположения и конфигурации границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9, была выявлена ошибка в местоположении и конфигурации границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ (территориального устройства) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9, а именно: были неверно определены координаты поворотных точек границ земельного участка, что подтверждается несоответствием таких границ (координат характерных точек границ земельного участка) по сведениям ГКН и фактическом расположению. Ошибочные координаты земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9 были воспроизведены в сведениях государственного кадастра недвижимости с документов межевания.
На основании изложенного кадастровым инженером был сделан вывод о наличии ошибки, которая мешает постановке на государственный учет земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040129:9. Данная ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частью 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно схеме геодезических построений испрашиваемый земельный участок находится непосредственно под зданием, принадлежащем ООО "Экселент" на праве собственности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ООО "Экселент" - удовлетворению.
В силу статьи 110 АПК РФ с ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Администрации Ступинского муниципального района Московской области, Администрации городского поселения Ступино в равных долях в пользу ООО "Экселент" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы в размере 9 000 рублей, перечисленные по чек-ордеру от 30 марта 2015 года и по чек-ордеру от 29 сентября 2015 года, по 3 000 рублей с каждого.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2015 года по делу N А41-36836/15 отменить. Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Экселент" удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрацию Ступинского муниципального района Московской области, Администрацию городского поселения Ступино осуществить учет изменений характеристик земельного участка площадью 761 кв.м. с кадастровым номером 50:33:0040129:9 из земель населенных пунктов, предоставленного для бытового обслуживания населения, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Октябрьская, д.46-а, в части площади земельного участка и в части описания местоположения границ земельного участка и установлению их в координатах: 1: Х 372759,13 Y 2224261,52; 2: Х 372756,07 Y 2224295,06; 3: Х 372733,63 Y 2224293,25; 4. Х 372736,71 Y 2224259,48; 1:Х 372759,13 Y 2224261,52.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Администрации Ступинского муниципального района Московской области, Администрации городского поселения Ступино в равных долях в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Экселент" расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы в размере 9 000 рублей, перечисленные по чек-ордеру от 30 марта 2015 года и по чек-ордеру от 29 сентября 2015 года, по 3 000 рублей с каждого.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36836/2015
Истец: ООО "Экселент"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Городское поселение Ступино Ступинского муниципального района Московской области", Администрация Ступинского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области