г. Ессентуки |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А22-824/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей:Егорченко И.Н., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная государственная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.03.2015 по делу N А22-824/2014 (судья Джамбинова Л.Б.)
по иску открытого акционерного общества "Калмавтотранс" (ИНН 0814044769, ОГРН 1020800754886)
к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная государственная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
с участием третьих лиц: Правительства Республики Калмыкия, администрация г. Элисты,
при участии в судебном заседании:
от филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная государственная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия: представитель Шерет Е.А. (по доверенности от 10.11.2015),
в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Калмавтотранс" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная государственная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия (далее по тексту - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8, площадью 2372 кв.м., вид разрешенного использования: под административное здание, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, 5, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.06.2012 в размере 5 147 000 рублей.
Решением суда от 04.03.2015 исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8 по состоянию на 01.06.2012 установлена в размере 5 147 000 рублей. Суд исходил из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным отношениям, не содержит запрета на определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости.
Кадастровая палата не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Полагает, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения ввиду несостоятельности содержащихся в ней аргументов.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель кадастровой палаты поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.03.2015 по делу N А22-824/2014 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Калмавтотранс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 08:14:030604:8, площадью 2372 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 5, вид разрешенного использования - под административное здание.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 518 от 24.12.2012 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Калмыкия, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу, составляет 10 324 865,32 руб.
В соответствии с отчетом N Н-18 от 12.02.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8 составила 5 147 000 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, общество обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 указанной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении N 913/11 от 28.06.2011 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество при обращении в суд представило отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N Н-18 от 12.02.2014, выполненный независимым оценщиком Сорокиным М.А. по состоянию на 01.06.2012. В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8 составила 5 147 000 рублей.
Указанный отчет получил положительное заключение N 2013/1.4-3 от 30.06.2014.
Во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 09.09.2015 Правительством Республики Калмыкии представлено Постановление "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" N 518 от 24.12.2012, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия по состоянию на 01.06.2012.
Одновременно, суду представлена копия титульного листа отчета об оценки N 01-ГКОЗНП-08-2012 от 09.11.2012, подготовленного по заказу субъекта Российской Федерации - Республики Калмыкия. Исходя из указанного документа, кадастровая стоимость земельных участков на территории Республика Калмыкия установлена по состоянию на 01.06.2012.
Из представленного суду экспертного заключения на отчет об определении кадастровой стоимости N 1522/312К от 23.11.2012 подготовленного Некоммерческим партнерством "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО" следует, что отчет N 01-ГКОЗНП-08-2012 от 09.11.2012 (оценка проведена по состоянию на 01.06.2012) соответствует требования законодательства Российской Федерации, в том числе Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Следовательно, требования общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, заявлены на ту же дату, на какую определялась кадастровая стоимость земельного участка (на 01.06.2012).
Оценив экспертные заключения, суд пришел к выводу о несоответствии содержащейся в ГКН кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка его рыночной стоимости.
Выводы экспертов по существу участвующими в деле лицами не опровергнуты.Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость земельных участков определена неверно, а также подтверждающих несоответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, ответчиком и третьим лицом не представлено. Ходатайство о назначении экспертизы, не заявлялось.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств данного дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с представленным истцом отчетом.
Доводы жалобы о том, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому спору, так как проведение государственной кадастровой оценки земель относится не к ее компетенции, а к компетенции управления Росреестра подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Государственным органом, осуществляющим функции в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной кадастровой оценки, является Росреестр. Однако в настоящий момент ряд его функций в этой сфере, в том числе по ведению государственного кадастра недвижимости, а также по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 222 от 12.08.2006), переданы федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Следовательно, кадастровая палата привлечена к участию в деле в качестве ответчика правомерно.
Доводы жалобы о неподведомственности данного дела арбитражному суду, отклоняются по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности к подведомственности арбитражных судов были отнесены дела, связанные с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков, в том числе путем предъявления исков об установлении кадастровой стоимости объектов в размере, равном их рыночной стоимости.
Изменения, направленные на исключение дел по спорам о результатах определения кадастровой стоимости из компетенции арбитражных судов, впервые были внесены в части 1 и 5 статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ статьей 3 Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" посредством замены слов "арбитражными судами" словом "судами".
Согласно статье 16 Федерального закона N 143-ФЗ дата вступления указанного закона в силу установлена по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и соответствовала дате - 06.08.2014.
21.07.2014 принят Федеральный закон N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым редакция главы III.1 Закона об оценочной деятельности была изменена, а вопросы о порядке рассмотрения споров о результатах определения кадастровой оценки стали предметом регулирования статьи 24.18 этого Закона. Однако в данной норме законодатель сохранил терминологию статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности посредством указания на "суд" как юрисдикционный по рассмотрению названных выше споров. Данный закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 22.07.2014.
Поскольку норма, устанавливающая подсудность дел по спорам об определении результатов кадастровой стоимости, введена 06.08.2014, именно с этой даты дела указанной категории исключены из сферы ведения арбитражных судов.
Из материалов дела следует, что общество с иском обратилось в арбитражный суд 11.03.2014, то есть до исключения из компетенции арбитражных судов дел об оспаривании кадастровой стоимости оценки, следовательно, иск подан с соблюдением правил подведомственности.
Поскольку, суд первой инстанции обоснованно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.03.2015 по делу N А22-824/2014 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.03.2015 по делу N А22-824/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
И.Н.Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-824/2014
Истец: ОАО "Калмавтотранс"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Калмыкия, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РК
Третье лицо: Администрация г. Элисты, Правительство Республики Калмыкия, Правительство РК
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-690/16
16.11.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3369/14
08.06.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3369/14
04.03.2015 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-824/14
10.12.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3369/14
14.10.2014 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-824/14
22.09.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3369/14
05.08.2014 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-824/14