г. Челябинск |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А07-11043/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.09.2015 по делу N А07-11043/2015 (судья Саяхова А.М.).
Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) по совершению действий, предусмотренных ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) по передаче в федеральную собственность нежилых помещений, используемых Министерством, расположенных по адресам: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кустарная, д. 15, литера А, первый этаж, площадью 676,1 кв.м: N 1-57 (договор N 26148 от 21.12.2012), Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 53, литера А, 15 этаж, площадью 30 кв.м: N 1-5 (договор N 2786.2 от 08.11.2011), Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 65, корп. 1, литера А, цоколь (полуподвал), площадью 250,6 кв.м: N 1, 1а, 2, 3, 3а, 3б, 3в, 4-8, 8а, 8б, 9-15, 15а, 16-24 (договор N 24611 от 10.06.2011), Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 163, литера А, чердак, площадью 13,1 кв.м (договор N 21475 от 23.07.2007), Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. б-р Ибрагимова, д. 47, литера А, первый этаж, площадью 458,4 кв.м: N 9-11, 11а, 11б, 12-24, 24а, 25-29 (договор N 27038 от 21.03.2014), Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Зеленогорская, д. 9, корп. 1, литера А, 4 этаж, площадью 389,4 кв.м: N 2-7, 7а, 8-22 (договор N 25193 от 31.10.2011), Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, д. 100, литера А, цокольный этаж, площадью 325,1 кв.м: N 1-13, 15 (договор N 23588.1 от 08.10.2014); обязании Администрации устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.09.2015 (резолютивная часть от 02.09.2015) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации совершить действия, предусмотренные ч. 9 ст. 54 Закона о полиции по передаче в федеральную собственность спорных нежилых помещений, находящихся в пользовании структурных подразделений Министерства, и обязал Администрацию совершить указанные действия.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления Министерства отказать.
Податель апелляционной жалобы полагает, что по смыслу ч. 9 ст. 54 Закона о полиции, ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) передача нежилых помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность не допускается без согласия органа местного самоуправления. Поскольку Администрация не препятствует фактическому использованию помещений для нужд органов полиции, полагает, что заявителем не доказана необходимость передачи помещений в федеральную собственность, что исключает обоснованность заявленных требований.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в безвозмездном временном пользовании структурных подразделений Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан согласно распоряжению Министерства от 17.01.2015 N 20/4-17 "О размещении личного состава аппарата МВД по Республике Башкортостан" (л.д. 114-116) находятся объекты государственного нежилого фонда, расположенные по адресам:
1. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кустарная, д. 15, литера А, первый этаж, площадью 676,1 кв.м: N 1-57 - за Центром лицензионно- разрешительной работы;
2. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 53, литера А, 15 этаж, площадью 30 кв.м: N 1-5 - за Центром информационных технологий, связи и защиты информации;
3. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 65, корп. 1, литера А, цоколь (полуподвал), площадью 250,6 кв.м: N 1, 1а, 2, 3, 3а, 3б, 3в, 4-8, 8а, 8б, 9-15, 15а, 16-24 - за Главным следственным управлением;
4. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 163, литера А, чердак, площадью 13,1 кв.м - за Центром информационных технологий, связи и защиты информации;
5. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. б-р Ибрагимова, д. 47, литера А, первый этаж, площадью 458,4 кв.м: N 9-11, 11а, 11б, 12-24, 24а, 25-29 - за Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Башкортостан;
6. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Зеленогорская, д. 9, литера А, 4 этаж, площадью 389,4 кв.м: N 2-7, 7а, 8-22 - за Управлением организации дознания;
7. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, д. 100, литера А, цокольный этаж, площадью 325,1 кв.м: N 1-13, 15 - за Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции.
Указанные помещения предоставлены заявителю в соответствии с оформленными с Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан договорами безвозмездного пользования (ссуд) объектов муниципального нежилого фонда N 26148 от 21.12.2012, N 2786.2 от 08.11.2011, N 24611 от 10.06.2011, N 21475 от 23.07.2007, N 27038 от 21.07.2014, N 25193 от 31.10.2011, N 23588.1 от 08.10.2014 (л.д. 10-44).
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права (л.д. 97-100) за муниципальным образованием городской округ город Уфа Республики Башкортостан зарегистрировано право собственности на нежилое помещение площадью 12,1 кв.м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 163, литера А, чердак; нежилые помещения N N 1, 1а, 2, 3, 3а, 3б, 3в, 4-8, 8а, 8б, 9-15, 15а, 16-24 площадью 250,6 кв.м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 65, корп. 1, литера А, цоколь (полуподвал); нежилые помещения N 1-57 площадью 672,8 кв.м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кустарная, д. 15, литера А, первый этаж; нежилые помещения N 1-5 площадью 30 кв.м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 53, литера А, 15 этаж.
Нежилые помещения N N 9-11, 11а, 11б, 12-24, 24а, 25-29 площадью 458,4 кв.м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. б-р Ибрагимова, д. 47, литера А, первый этаж, и N 2-7, 7а, 8-22 площадью 389,4 кв.м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Зеленогорская, д. 9, литера А, 4 этаж, числятся в реестре муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д. 117, 119).
Письмом от 12.02.2015 N 20/4-537 Министерство обратилось в Администрацию за рассмотрением вопроса о передаче вышеуказанных помещений, занимаемых и используемых Министерством в федеральную собственность (л.д. 45).
В ответ на указанное обращение письмом от 10.03.2015 N 01-02-5311/9 Администрация сообщила заявителю о готовности и подготовке к передаче в федеральную собственность иных объектов недвижимости, занимаемых Министерством, и целесообразности оставления площадей, указанных в обращении заявителя, в муниципальной собственности и сохранения существующих договорных отношений (л.д. 46).
Ссылаясь на несовершение Администрацией действий по передаче в федеральную собственность недвижимого имущества, необходимого для осуществления Министерством возложенных на него полномочий, Истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования Министерства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на основании ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ нежилые помещения подлежат передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность, поскольку используются для обеспечения деятельности органов полиции, и при недоказанности использования помещений для нужд муниципального образования.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы Администрации, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона о полиции полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч. 9 ст. 54 названного Закона используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с ч. 10 указанной статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Таким образом, обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Федеральным законом N 122-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, по смыслу положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке. Закрепленный порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р).
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
В рассматриваемом случае отказ Администрации в передаче федеральную собственность спорного недвижимого имущества, занимаемого структурными подразделениями Министерства на основании договоров безвозмездного пользования (ссуд) объектов муниципального нежилого фонда N 26148 от 21.12.2012, N 2786.2 от 08.11.2011, N 24611 от 10.06.2011, N 21475 от 23.07.2007, N 27038 от 21.07.2014, N 25193 от 31.10.2011, N 23588.1 от 08.10.2014 (л.д. 10-44), мотивирован целесообразностью оставления названного имущества в муниципальной собственности и сохранения существующих договорных отношений (письмо от 10.03.2015 N 01-02-5311/9, л.д. 46).
Между тем Администрацией не заявлено конкретных обстоятельств и не представлено подтверждающих их доказательств необходимости сохранения права муниципальной собственности на помещения, фактически используемые для нужд органов полиции, не указано, решением каких вопросов местного значения обусловлена фактическая заинтересованность в использовании передаваемого имущества и какие финансово-экономические интересы преследует муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан при сохранении муниципальной собственности на спорное имущество.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что одного лишь несогласия органа местного самоуправления достаточно для отказа в передаче нежилых помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность, являются необоснованными, поскольку противоречат вышеизложенным правовым позициям Конституционного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, а также не соответствуют закрепленному в ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ принципу использования имущества тем публичным собственником, для обеспечения осуществления полномочий которого в рамках его компетенции оно необходимо.
С принятием Закона о полиции ранее принадлежавшие органам местного самоуправления полномочия по финансированию, наделению имуществом, материальному обеспечению сотрудников милиции переданы на уровень Российской Федерации и являются в настоящее время бюджетными обязательствами Российской Федерации. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ и п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" решения о передаче имущества из муниципальной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое муниципальным образованием.
Учитывая, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое ею спорное недвижимое имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном названными нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, установив, что спорные объекты недвижимого имущества используется Министерством для обеспечения публичных функций, что по существу Администрацией в суде первой инстанции не оспаривалось, суд пришел к правильному выводу о том, что поименованное в письме от 12.02.2015 N 20/4-537 (л.д. 45) недвижимое имущество в силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ подлежит передаче в федеральную собственность.
Доводы Администрации о том, что она не препятствует фактическому использованию помещений для нужд органов полиции, не опровергают изложенных выводов суда о невозможности сохранения за муниципальным образованием права собственности на имущество и необходимости передачи имущества в федеральную собственности, в силу чего отклоняются апелляционной коллегией.
Ссылки апеллянта о недоказанности заявителем необходимости передачи помещений в федеральную собственность не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются, в частности, целевым назначением имущества, определенным сторонами в договорах безвозмездного пользования (ссуд) объектов муниципального нежилого фонда N 26148 от 21.12.2012, N 2786.2 от 08.11.2011, N 24611 от 10.06.2011, N 21475 от 23.07.2007, N 27038 от 21.07.2014, N 25193 от 31.10.2011, N 23588.1 от 08.10.2014 (л.д. 10-44), а также распоряжением Министерства от 17.01.2015 N 20/4-17 "О размещении личного состава аппарата МВД по Республике Башкортостан" (л.д. 114-116).
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам и их пояснениям; судебный акт мотивирован ссылками на конкретные обстоятельства; предусмотренные ст. 270 АПК РФ основания для отмены судебного акта отсутствуют (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013).
Решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.09.2015 по делу N А07-11043/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11043/2015
Истец: Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Росимущество по РБ, Территориальное управление Росимущества по Республике Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан