г. Чита |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А19-5790/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Гречаниченко А.В., судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаферовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2015 года по делу N А19-5790/2015, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Сервис" (ОГРН 1123850010019, ИНН 3812139354, 664033, г. Иркутск, ул. Старо-Кузьмихинская, д. 36) к Комитету по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска (ОГРН 1113850039368, ИНН 3812135984, адрес: 664005, г. Иркутск, ул. Терешковой, д. 24), Обществу с ограниченной ответственностью "ТАУЭР" (ОГРН 1133850017730, ТНН 3808229478, 664007, г. Иркутск, ул. Октябрьской Революции, д. 24А, оф. 303) о признании недействительными торгов (открытого конкурса) по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Иркутск, пр. Юрия Тена, д. 14/1, д. 14/2, проведенных Комитетом по управлению Свердловским округом Администрации города Иркутска по извещению N 2002015/2857666/01 от 20.02.2015, результаты которого оформлены протоколом N 3 от 31.03.2015,
(суд первой инстанции: Сураева О.П.)
в отсутствии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс-Сервис" (далее - истец, ООО "Прогресс-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Комитету по управлению Свердловским округом Администрации города Иркутска (далее - ответчик 1, Комитет), Обществу с ограниченной ответственностью "ТАУЭР" (далее - ответчик 2, ООО "ТАУЭР" ) о признании недействительными торгов (открытый конкурс) по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Иркутск, пр. Юрия Тена, д. 14/1, д. 14/2, проведенные Комитетом по управлению Свердловским округом Администрации города Иркутска по извещению N 200215/2857666/01 от 20 февраля 2015 года, результаты которого оформлены протоколом N 3 от 31 марта 2015 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2015 года иск удовлетворен, торги (открытый конкурс) по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Иркутск, пр. Юрия Тена, д. 14/1, д. 14/2, проведенных Комитетом по управлению Свердловским округом Администрации города Иркутска по извещению N 2002015/2857666/01 от 20 февраля 2015 года, результаты которого оформлены протоколом N 3 от 31 марта 2015 года признаны недействительными, с Комитета в пользу ООО "Прогресс-Сервис" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Прогресс-Сервис" выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 года произведена замена судьи Капустиной Л.В. на судью Скажутину Е.Н., в связи с уходом судьи Капустиной Л.В. в очередной отпуск.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 20 февраля 2015 года Комитетом по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска (далее - организатор торгов, Комитет) на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение N 200215/2857666/01 и размещена документация о проведении открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами Свердловского округа г. Иркутска по адресам: г. Иркутск, пр. Юрия Тена, д. 14/1, д. 14/2.
В соответствии с извещением N 200215/2857666/01 торги (конкурс) по отбору управляющей организации для управления указанными домами были назначены на 31 марта 2015 года.
В период с 16 февраля по 27 февраля 2015 года собственниками помещений многоквартирных домов по адресу: г. Иркутск, пр. Юрия Тена, д. 14/1 и д. 14/2, были проведены общие собрания, по результатам которых собственниками помещений был выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией ООО "Прогресс-Сервис". Также на указанных общих собраниях собственников помещений были приняты решения об утверждении и заключении с ООО "Прогресс-Сервис" договоров управления, утвержден размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирными домами.
На основании решений, принятых общими собраниями собственников помещений многоквартирных домов по адресу: г. Иркутск, пр. Юрия Тена, д. 14/1 и д. 14/2, ООО "Прогресс-Сервис" с 1 марта 2015 года приступило к исполнению обязательств по управлению многоквартирными домами, в том числе оказанию услуг и выполнению работ по содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг.
11 марта 2015 года в связи с выбором и реализацией собственниками помещений многоквартирных домов N 14/1 и N 14/2 способа управления многоквартирными домами, ООО "Прогресс-Сервис" обратилось в Комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска с заявлением об отмене конкурса по отбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами. К данному заявлению были приложены документы, подтверждающие выбор и реализацию собственниками помещений способа управления многоквартирными домами, в том числе протоколы проведения собраний собственников многоквартирных домов, договоры управления многоквартирными домами. С аналогичными заявлениями в адрес Комитета обращались и собственники жилья в лице уполномоченных представителей.
Однако 24 марта 2015 года организатором торгов проведена процедура вскрытия конвертов с заявками участников конкурса, 26 марта 2015 года рассмотрены заявки участников конкурса, а 31 марта 2015 года проведены торги (конкурс) по отбору управляющей организации.
На официальном сайте www.torgi.gov.ru организатором конкурса был опубликован протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами N 3 от 31 марта 2015 года, утвержденный 3 апреля 2015 года заместителем мэра - председателем комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска Воронцовым Ю.В.
В соответствии с результатами конкурса, оформленными указанным протоколом, победителем конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью "ТАУЭР".
Полагая, что проведение Комитетом открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении данных домов, без учета того, что способ управления в них собственниками помещений был избран и реализован, является незаконным, нарушающим права ООО "Прогресс-Сервис" и создает препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности по управлению многоквартирными домами, обеспечению безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Согласно статье 44 и части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161).
Частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм жилищного законодательства выбор способа управления многоквартирным домом и управляющей организации является приоритетным правом собственником помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII кодекса.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику (часть 6 статьи 46).
Пунктом 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Как следует из материалов дела, собственниками указанных многоквартирных домов, проведено общее собрание с целью выбора способа управления общим имуществом многоквартирных домов N 14/1 и N 14/2, выбора управляющей компании, а также определения условий договора, заключенного с избранной компанией.
Согласно протоколам N 1 и N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по адресу: г. Иркутск, пр. Юрия Тена, д. 14/1 и д. 14/2 управляющей организацией многоквартирных домов избрано ООО "Прогресс-Сервис", в которых определено, что срок начала действия договора управления с ООО "Прогресс-Сервис" распространяется на отношения сторон с 1 марта 2015 года (т. 1, л.д. 132-137).
В рассматриваемом случае собственники помещений выбрали способ управления домами N 14/1 и N 14/2 и реализовали принятое решение путем заключения договоров управления, которые не расторгались собственниками помещений впоследствии.
В качестве доказательств управления вышеуказанными многоквартирными домами, в материалы дела представлены заключенные между ООО "Прогресс-Сервис" и ресурсоснабжающими организациями на обслуживание данных домов договоры, а именно: договор холодного водоснабжения и водоотведения с исполнителем коммунальных услуг от 25 апреля 2014 года N 2423, договор теплоснабжения и горячего водоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 1 апреля 2014 года N 9141, договор энергоснабжения от 0-5 июля 2012 года N 10614.
Из указанных выше договоров следует, что способ управления домами по адресам: г. Иркутск, пр. Юрия Тена, д. 14/1 и д. 14/2 был выбран и реализован собственниками помещений до даты проведения оспариваемого конкурса.
Также следует считать доказанным и установленным факт того, что Комитет заблаговременно до проведения оспариваемого конкурса, был уведомлен истцом и собственниками помещений о выборе и реализации в указанных домах способа управления (письмо ООО "Прогресс-Сервис" от 10 марта 2015 года N 29, заявления от собственников помещений многоквартирных домов по адресу: г. Иркутск, пр. Юрия Тена, д. 14/1 и д. 14/2; т. 1, л.д. 129-131).
Таким образом, с учетом доказанности выбора способа управления собственниками помещений до проведения конкурса и уведомления об этом организатора конкурса, а также с учетом реализации выбранного способа управления, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2015 года по делу N А19-5790/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5790/2015
Истец: ООО "Прогресс-Сервис"
Ответчик: Комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска, ООО "Тауэр"
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2700/15
24.06.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5790/15
09.06.2015 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2700/15
20.05.2015 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2700/15