г. Челябинск |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А07-14961/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Ивановой Н.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2015 года по делу N А07-14961/2015 (судья Валеев К.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" - Харисьянов И.Ф. (паспорт, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (в деле)), Антонова-Нешина И.Л. (доверенность от 24.10.2013),
администрации сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Ульмутаева А.Ф. (решение от 28.09.2015 N 5), Лпатева Н.В. (доверенность от 28.09.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" (далее - заявитель, ООО "УК "Спутник", общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к администрации сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, администрация) с заявлением о признании незаконным решения в форме письма от 27.05.2015 N 423, об отказе ООО "УК "Спутник" в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для многоквартирных домов в с. Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан, в порядке ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и обязании устранения допущенных прав и законных интересов общества путем установления заинтересованным лицом размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для многоквартирных домов в с. Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан в порядке ч. 4 ст. 158 ЖК РФ в размере 111,2 % от тарифа, действовавшего в 2014 году, с учетом инфляции за 2014 год.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.08.2015 по настоящему делу требования, заявленные обществом, удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на имеющее по ее мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения. В частности, заинтересованное лицо указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены положения ч. 3 ст. 39, ч. ч. 1, 2, 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом п. п. 17, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Так, по мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции не учтено то, что поскольку собственниками жилых помещений многоквартирных домов с. Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан избран способ управления домом - управление управляющей организацией, следовательно, положения ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации не применяются при избранном способе управления многоквартирным домом. Кроме того, администрация ссылается на то, что при принятии оспариваемого обществом решения, руководствовалась правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2012 N АКПИ12-1337.
Представленный обществом отзыв на апелляционную жалобу, хотя и приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела N А07-14961/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан, однако, не рассматривается по существу, по причине несоблюдения заявителем условий ч. ч. 1, 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 24.11.2015, в связи поступлением в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд 26.10.2015 апелляционной жалобы от группы физических лиц, не являвшихся участниками процесса при рассмотрении настоящего спора в арбитражном суде первой инстанции - в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку по состоянию на 27.10.2015 вопрос о принятии указанной жалобы к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда не был решен, данное обстоятельство исключало возможность рассмотрения апелляционной жалобы администрации сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2015 года по делу N А07-14961/2015, в судебном заседании Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 27.10.2015.
Определением от 27.10.2015 к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда была принята апелляционная жалоба физических лиц - Мирсаидовой Инны Юрьевны, Муртазиной Земфиры Исламовны, Носковой Анны Вячеславовны, Михайлова Олега Валерьевича, Мирейд Екатерины Викторовны, Сафиной Динары Гафурьяновны, Исламуратовой Карины Маратовны, Исламуратова Рустэма Марсовича, Валеевой Светланы Фларитовны, Салимова Рустема Насиховича, Юсуповой Динары Винеровны, Шутенко Елены Сергеевны, Синягиной Олеси Николаевны, Савельевой Александры Геннадьевны, Головиной Ксении Владимировны, Головина Дениса Александровича, Сухоруковой Алсу Шамилевны, Гарифуллиной Гульнары Нургалеевны, Гатиятуллиной Анны Александровны. Набиуллиной Эльвиры Ринатовны, Набиуллина Зиннура Ядгаровича, Черновой Елены Викторовны, Аюповой Алии Наильевны, Аюпова Эдуарда Фибровича, Агеевой Арины Анатольевны, Захаровой Ларисы Эдуардовны, Митькина Александра Юрьевича, Митькиной Альфисы Наильевны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2015 года по делу N А07-14961/2015, с назначением к рассмотрению в судебном заседании Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 24.11.2015.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 производство по апелляционной жалобе вышеперечисленных физических лиц на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.08.2015 по делу N А07-14961/2015 прекращено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 24.11.2015 представители заявителя пояснили, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заинтересованного лица и заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, ООО "УК "Спутник" является управляющей организацией, оказывающей предоставление коммунальных услуг и услуг по управлению общедомовым имуществом жителям микрорайона "Спутник" с. Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан, на основании решений общего собрания собственников от 02.04.2013 и от 29.10.2013.
По инициативе группы собственников квартир микрорайона "Спутник" с. Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан 17.03.2015 было созвано общее собрание собственников квартир. Одним из вопросов повестки дня было утверждение нового повышенного тарифа на содержание общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД) с 01.05.2015, по предложению ООО "УК "Спутник". В соответствии со статьей 47 ЖК РФ, ввиду отсутствия кворума, голосование проводилось в заочной форме в период с 17.03.2015 по 18.04.2015.
Поскольку в результате, общее собрание не состоялось, решение об изменении тарифа на содержание многоквартирных жилых домов, принято не было, что послужило для заявителя основанием, исходя из условий ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, для обращения в администрацию сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением от 24.04.2015 N 122, содержащим просьбу об установлении тарифа на содержание жилых многоквартирных домов, расположенных на территории микрорайона "Спутник", с 01.07.2015, с повышением от действующего тарифа на уровень инфляции за 2014 год - 111,2 %.
Письмом от 27.05.2015 N 423 администрацией управляющей компании было отказано в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для многоквартирных домов с. Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан, со ссылкой на п. 17 Правил N 491.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
На основании части 7 статьи 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Также отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктами 16, 17 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
На основании пункта 35 Правил N 491 размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 491 в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании вышеуказанных норм действующего законодательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, который находится под управлением управляющей организации, определяется на общем собрании собственниками помещений. Однако, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают органы местного самоуправления, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Данная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2012 N АКПИ12-1337.
Ссылку администрации на указанное решение в обоснование своей позиции суд апелляционной инстанции считает несостоятельной.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2012 N АКПИ12-1337 указано, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В пункте 36 Правил N 491 определен случай, когда собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Тогда органы местного самоуправления, не имея оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом указанное не свидетельствует, что часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса применяется только к случаю, приведенному в пункте 36 Правил N 491.
Довод о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и порядке, указанных в пунктах 34 и 36 Правил N 491 основан на неверном толковании Жилищного кодекса Российской Федерации.
Норма части 4 статьи 158 Жилищного кодекса применяется ко всем случаям, если собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе и при способе управления управляющей компанией.
В случаях, если выбран непосредственный способ управления либо управляющая компания была выбрана по результатам открытого конкурса, также подлежат применению пункты 34, 36 Правил N 491.
В рассматриваемой ситуации, как отмечено выше, в настоящем судебном акте, решение о способе управления путем заключения договора управления с управляющей организацией - ООО "УК "Спутник", принято.
Между тем, собственниками помещений многоквартирных домов решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2014 год не были приняты.
С учетом данного, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2015 года по делу N А07-14961/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14961/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "Спутник", ООО УК "Спутник"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕСНОКОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация СП Чесноковский сельсовет РМ Уфимский район РБ
Третье лицо: Агеева Ирина Анатольевна, Валеева Светлана Флоритовна, Гарифуллин Гульнар Нургалиевич, Гатиятуллина Анна Александровна, Головин Денис Александрович, Головина Ксения Владимировна, Захарова Лариса Эдуардовна, Ильясова Виктория Ринатовна, Исламуратов Р. М., Исламуратова Карина Маратовна, Мирейд Екатерина Викторовна, Мирсаидова Инна Юрьевна, Митькин Александр Юрьевич, Митькина, Альфиса Наильевна, Михайлов Олег Валерьевич, Муртазина Земфира Исламовна, Набиуллин З. Я., Набиуллина Эльвира Ринатовна, Носкова Анна Вячеславовна, Носкова Нина Вячеславовна, Попов Эдуард Федорович, Попова Алия Наильевна, Савельева Александра Геннадьевна, Салимов Рустем Насихович, Сафина Динара Гафурьяновна, Синягина Олеся Николаевна, Сухорукова Алсу Шамильевна, Чернова Елена Викторовна, Шутенко Елена Сергеевна, Юсупова Динара Винеровна
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10065/16
15.06.2016 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-14961/15
01.03.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-954/16
25.11.2015 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13395/15
25.11.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12102/15
28.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-14961/15