г. Киров |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А17-1289/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2015 по делу N А17-1289/2015, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,
по иску Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области (ИНН: 3729011567, ОГРН: 1033700055620)
к областному бюджетному учреждению здравоохранения "Савинская центральная районная больница" (ИНН: 3722002186, ОГРН: 1023701650092)
о взыскании 1 961 096 рублей 23 копеек,
установил:
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к областному бюджетному учреждению здравоохранения "Савинская центральная районная больница" (далее - ОБУЗ "Савинская центральная районная больница", Больница, ответчик) о взыскании 1 961 096 рублей 23 копеек, в том числе средства, использованные не по целевому назначению в сумме 1 411 399 рублей 30 копеек, штраф в размере 32 897 рублей, пени в размере 516 799 рублей 93 копеек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2015 Фонду в удовлетворении исковых требований отказано.
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Ивановской области с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Фонд не наделен полномочиями на предъявление в суд исков о взыскании нецелевого использования.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095, Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановление Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1, Фонд указывает, что имеет полномочия на предъявление исков в суд к медицинской организации.
ОБУЗ "Савинская центральная районная больница" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 18 ноября 2015 года до 08 часов 10 минут.
Стороны о времени и месте судебного заседания и об объявлении в нем перерыва извещены надлежащим образом, Фонд заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, Больница явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом была проведена проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в ОБУЗ "Савинская центральная районная больница" за период с 01.01.2009 по 31.03.2011. В ходе проверки Фондом выявлено нецелевое использование денежных средств.
Результаты проверки отражены в акте от 28.04.2011. Ответчику предложено в течение 10 дней вернуть денежные средства, использованные не по целевому назначению в размере 1 411 399 рублей 30 копеек, а также Больнице начислен штраф на основании пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (т. 1 л.д. 14-29).
09.09.2011 в адрес Больницы направлено требование об уплате нецелевого использования средств ОМС по акту проверки от 28.04.2011, а также штрафа в сумме 32 897 рублей и пени в сумме 904 рублей 67 копеек, начисленные за период с 16.05.2011 по 23.08.2011 (т. 1 л.д. 42-43).
В дальнейшем ответчику начислялись пени за несвоевременный возврат суммы нецелевого использования средств ОМС. На основании требования от 10.02.2015 ответчику начислены пени в размере 516 799 рублей 93 копейки (т.1 л.д. 44-45).
Денежные средства в размере 1 411 399 рублей 30 копеек, 32 897 рублей штраф и 516 799 рублей 93 копейки пени, ответчиком не перечислены, что явилось основанием для обращения Фонда с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" и исходил из того, что названными нормативными актами не предусмотрено право Фонда предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Рассмотрев материалы дела, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Из содержания пунктов 27, 29, 30 "Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
При этом право Фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонд и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что является неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Фонда права предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Согласно положениям статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, согласно пункту 4.2 раздела 4 Приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30.12.2010 N 493-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ивановской области на 2011 год" (далее - Программа на 2011 год) тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включали расходы в муниципальных учреждениях здравоохранения на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Фондом установлено, что за проверяемый период с 01.01.2009 по 31.03.2011 Больницей произведен перерасход по статье 211 "Заработная плата" на сумму 719 199 рублей 28 копеек, по статье 213 "Начисления на оплату труда" на сумму 116 956 рублей 79 копеек и по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" в части мягкого инвентаря на сумму 183 767 рублей 34 копеек. Всего на общую сумму 1 019 923 рубля 41 копейка.
ОБУЗ "Савинская ЦРБ" за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 денежные средства, полученные от сотрудников за питание (статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов") расходовались на выплату заработной платы (по статья 211 "Заработная плата"). Сумма нецелевого использования денежных средств ОМС составила 21 804 рубля 53 копейки.
В 2009 году за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" в части медикаментов ОБУЗ "Савинская ЦРБ" приобретались молочные смеси, которые должны приобретаться за счет продуктов питания (код 340 "Увеличение стоимости материальных запасов") всего на общую сумму 4 543 рубля 94 копейки.
В 2009 и 2010 годах Больницей за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" в части медикаментов приобретались хозяйственный инвентарь и оборудование, которые должны приобретаться за счет бюджетных средств на общую сумму 7 491 рубль.
В соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н, от 30.12.2009 N 150н и от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (действовали в спорный период) оплата банковских комиссионных - за снятие наличности, перечисление денежных средств со счета клиента, использование АКС "Клиент-банк" относятся на подстатью 212 "Прочие выплаты". В соответствии с пунктом 4.2 Программ за 2009, 2010 и 2011 годы, за счет средств ОМС не обеспечивается финансирование медицинских организаций по указанному выше виду расходов.
Кроме того, статьёй 23 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается. Обязательное медицинское страхование в соответствии с положениями данного Федерального закона является составной частью обязательного социального страхования.
В период с 01.01.2009 по 31.03.2011 ОБУЗ "Савинская ЦРБ" были оплачены комиссионные за банковские услуги на общую сумму 321 994 рубля 55 копеек.
Согласно подпункта 4 пункта 3.8 раздела 3 Программ 2009 и 2010 годы мероприятия по медицинскому обследованию граждан, осуществляемые муниципальными учреждениями здравоохранения по направлению военных комиссариатов при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе осуществляются за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.
В 2009 - 2010 годах работникам ОБУЗ "Савинская ЦРБ", принимавшим участие в проведении медицинского освидетельствования граждан военным комиссариатом, в нарушение выше указанного пункта были произведены выплаты заработной платы и соответствующие налоговые отчисления на неё из средств ОМС на общую сумму 16 369 рублей 87 копеек.
Согласно пункта 3.2 главы 3 Программы на 2009 год за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Ивановской области оплачивалась первичная медико-санитарная, в том числе неотложная и специализированная, за исключением высокотехнологичной, медицинская помощь, предусматривающая также обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита.
В нарушение данного пункта Программы на 2009 год ОБУЗ "Савинская ЦРБ" в 2009 году был приобретен расходный материал для ВИЧ исследований на общую сумму 19 272 рубля.
В соответствии с заключенными между страховыми медицинскими организациями и ответчиком договорами на оказание лечебно-профилактической помощи, полученные средства обязательного медицинского страхования должны быть использованы в рамках выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (т. 3 л.д. 60-75).
Поскольку использование бюджетных средств расценивается как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения, апелляционный суд считает, что ответчиком допущено нецелевое использование средств ОМС за период с 01.01.2009 по 31.03.2011 в размере 1 411 399 рублей 30 копеек.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Федерального Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании").
Фондом за несвоевременный возврат денежных средств начислены пени за период с 16.05.2011 по 28.01.2015 в сумме 516 799 рублей 93 копеек и штраф в размере 32 897 рублей за 2011 год.
Расчет судом проверен и признан верным.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком в материалы дела не представлены доказательства целевого использования средств ОМС, следовательно, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности по общему правилу начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу пункта 1 статьи 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. По смыслу данной нормы признанием долга могут быть любые действия, позволяющие установить, что должник признал себя обязанным по отношению к кредитору.
Примерный перечень таких действий приведен в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности". Этот перечень не является исчерпывающим, и каждое конкретное действие подлежит оценке судом в совокупности с представленными сторонами доказательствами.
Как следует из материалов дела, результаты проверки зафиксированы Фондом в акте от 28.04.2011.
При таких обстоятельствах, ответчик узнал о фактах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования не ранее 28.04.2011.
Течение трехлетнего срока исковой давности было прервано фактическим признанием ответчиком долга перед истцом (статья 203 ГК РФ), что подтверждается письмом от 10.05.2011 N 241 из которого следует, что главный врач МУЗ "Савинская ЦРБ" подал заявку на необходимое финансирование для восстановления средств, израсходованных не по целевому назначению. Кроме того, ответчиком 05.05.2014 по платежному поручению N 457 перечислены пени в сумме 2 026 рублей 84 копейки и 18.07.2014 по платежному поручению N 198 перечислены пени в сумме 3 614 рублей 34 копейки, т.е. в период срока исковой давности (т.3 л.д.23-25).
Таким образом, на момент подачи настоящего иска в арбитражный суд (02.03.2015) срок исковой давности не истек.
Следовательно, апелляционная жалоба Фонда подлежит удовлетворению, решение суда от 30.06.2015 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ответчика, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций возлагаются на ОБУЗ "Савинская центральная районная больница". Суд апелляционной инстанции считает возможным уменьшить размер взыскиваемой государственной пошлины по первой инстанции до 3 000 рублей, по апелляционной инстанции до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.06.2015 по делу N А17-1289/2015 отменить, принять новый судебный акт.
Взыскать с областного бюджетного учреждения здравоохранения "Савинская центральная районная больница" в пользу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 1 411 399 рублей 30 копеек, штраф в размере 32 897 рублей, пени в размере 516 799 рублей 93 копеек.
Взыскать с областного бюджетного учреждения здравоохранения "Савинская центральная районная больница" в доход федерального бюджета государственную пошлину по первой инстанции в сумме 3 000 рублей, по апелляционной инстанции в сумме 500 рублей.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1289/2015
Истец: Территориальный Фонд Обязательного медицинского страхования, Территориальный Фонд Обязательного медицинского страхования Ивановской области
Ответчик: Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Савинская центральная районная больница", ОБУЗ " Савинская центральная районная больница"
Третье лицо: Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Шуйская центральная районная больница"