г. Ессентуки |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А63-1313/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Отаровым Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Григорьева Олега Ивановича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.05.2015 по делу N А63-1313/2015 (судья Тлябичева З.Р.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Григорьева Олега Ивановича (г. Невинномысск, ОГРН 308264833900010, ИНН 263108579600),
к отделению надзорной деятельности по городу Невинномысску УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (г. Невинномысск),
к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю (г. Ставрополь)
о признании включения в ежегодный план проведения плановых проверок объектов контроля (надзора) индивидуального предпринимателя незаконным, о признании недействительным распоряжения,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Григорьев Олег Иванович (далее - заявитель, апеллянт, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании включения в ежегодный план проведения плановых проверок объектов контроля (надзора) предпринимателя незаконным; о признании недействительным распоряжения (Приказ) N 104 от 03.02.2015 органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, выездной проверки объекта защиты собственником либо лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться, подписанного главным государственным инспектором г. Невинномысска по пожарному надзору начальником ОНД по г. Невинномысску УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Ветрюк А.В. (далее - инспектор) в отношении предпринимателя (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.05.2015 в удовлетворении заявления отказано, судебный акт мотивирован тем, что действия заинтересованного лица по включению заявителя в план проверки и вынесение распоряжения (Приказ) N 104 от 03.02.2015 не нарушают прав предпринимателя.
Не согласившись с решением, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, которые выразились в том, что судом не направлялись ему все доказательства по делу представленные заинтересованным лицом. Просит суд апелляционной инстанции предоставить в его адрес все возражения, представленные заинтересованным лицом, все планы проверок и все иные документы, представленные заинтересованным лицом в материалы дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в информационно телекоммуникационной сети интернет.
Предпринимателем заявлено ходатайство об отводе судьи Праскевовой С.А.
Определением от 30.11.2015 судьи Белов Д.А. и Семенов М.У. отказали в удовлетворении заявленного ходатайства, в связи с его необоснованностью.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.12.2008 Григорьев О.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН 308264833900010).
03.02.2015 инспектором вынесено распоряжение (приказ) N 104 (далее по тексту - Распоряжение) о проведении плановой, выездной проверки собственника помещений, расположенных по адресу: г. Невинномысск, ул. Менделеева, 26, Григорьева О.И.
Предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Срок проведения проверки 20 рабочих дней: с 06.02.2015 по 06.03.2015.
Как видно из пункта 5 Распоряжения проверка проводится с целью: контроля (надзора) за соблюдением юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований пожарной безопасности, установленных нормативно-правовыми актами, согласно ежегодного плана проведения плановых проверок объектов контроля (надзора) государственными инспекторами по пожарному надзору ОНД по г. Невинномысску УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, утвержденного 30.10.2014.
В ходе проверки установлено провести следующие мероприятия: рассмотрение документов в области пожарной безопасности, обследование территории, зданий, строений, сооружений, помещений, с целью оценки соответствия обязательным требованиям, установленным муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности (пункт 9 Распоряжения).
Считая, что у надзорного органа не было оснований включать заявителя в ежегодный план проведения плановых проверок объектов контроля (надзора) на 2015 год, поскольку не истек установленный Законом N 294-ФЗ трехгодичный срок с момента проведения предыдущей проверки, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что оспариваемое Распоряжение является законным.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2012 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Статьей 14 Закона N 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 1).
Частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предусмотрена регулярность проведения плановой проверки и должна проводиться не чаще одного раза в три года.
Как следует из части 8 статьи 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Как видно из материалов дела, в период с 12.04.2012 по 27.04.2012 года в соответствии с Законом N 294-ФЗ была проведена плановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Григорьева О.И., осуществляющего предпринимательскую деятельность по адресу г. Невинномысск, ул. Менделеева 26.
15.05.2012 инспектором вынесено постановление N 242 в соответствии с которым предприниматель привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 6 000 руб.
Указанное постановление обжаловано предпринимателем в суд и решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2012 по делу N А63-11454/2012 указанное постановление признано незаконным и отменено.
Вынося распоряжение о проведении проверки 30.02.2015, инспекция нарушила установленную ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ регулярность проведения плановой проверки, так как с момента окончания предыдущей, то есть с 27.04.2012 и до 03.02.2015, когда вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки не истек установленный законом трехгодичный срок.
Это свидетельствует об отсутствии оснований для проведения плановой проверки, о которой было издано оспариваемое распоряжение.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя суд сослался в решении на то, что основанием для проведения проверки явилось включение объектов защиты, правообладателями которых являются граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и в этом случае проверка производится по истечении трех лет с момента ввода объекта в эксплуатацию или изменению его класса пожарной опасности.
Суд первой инстанции посчитал, что поскольку со дня ввода в эксплуатацию объекта защиты прошло более трех лет, то инспекция имела право произвести проверку в отношении собственника нежилых помещений 1-4, дом 26. улица Менделеева, г. Невинномысск, Ставропольский край.
Этот вывод суда является ошибочным, так как в соответствии с пунктом 31 Приказа МЧС от 28.06.2012 N 375 основанием для включения объекта защиты в ежегодный план действительно является истечение трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменение его класса пожарной безопасности.
Однако, этим же пунктом предусмотрено в качестве основания для включения объекта защиты в плановую проверку и истечение трех лет со дня окончания последней проверки.
Поскольку Григорьев О.И. является индивидуальным предпринимателем, то ему Закон N 294-ФЗ гарантирует регулярность проведения плановой проверки не чаще одного раза в три года, а поэтому основанием для включения в плановую проверку объекта защиты может являться только истечение трех лет со дня проведения последней плановой проверки, тем более, что именно на тех объектах, которые подвергались проверке, и занимается осуществлением предпринимательской деятельности Григорьев О.И.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, что действия заинтересованного лица по включению заявителя в план проверки и вынесение распоряжения (Приказ) N 104 от 03.02.2015 не нарушают прав предпринимателя, так как указанное Распоряжение прямо противоречит нормам права и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Таким образом, оспариваемое Распоряжение подлежит признанию недействительным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.05.2015 по делу N А63-1313/2015 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Включение в ежегодный план проведения плановых проверок объектов контроля (надзора) утвержденного 30.10.2014 индивидуального предпринимателя Григорьева Олега Ивановича (г. Невинномысск, ОГРН 308264833900010, ИНН 263108579600) признать незаконным.
Распоряжение (Приказ) N 104 от 03.02.2015 подписанное главным государственным инспектором г. Невинномысска по пожарному надзору начальником отдела надзорной деятельности по г. Невинномысску УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Ветрюк А.В., о проведении плановой, выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Григорьева Олега Ивановича (г. Невинномысск, ОГРН 308264833900010, ИНН 263108579600) признать недействительным.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1313/2015
Истец: Григорьев Олег Иванович
Ответчик: Начальник ОНД по Андроповскому району КНД ГУ МЧС России по СК Смирнов А. Н., Отдел надзорной деятельности по г. Невинномысску Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по СК
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК, Зорькин С В, Начальник ОНД по Андроповскому району КНД ГУ МЧС России по СК Смирнов А. Н., Отдел надзорной деятельности по г. Невинномысску Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по СК
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-39/16
02.12.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3036/15
24.09.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7317/15
15.07.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3036/15
20.05.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1313/15