г. Киров |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А29-3032/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Бондарева А.М, директора
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ковалева Сергея Петровича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2015 по делу N А29-3032/2015, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРЬЕР+" (ОГРН: 1061101036974; ИНН: 1101125833)
к Ковалеву Сергею Петровичу
об обязании передать оригиналы документов Общества,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕРЬЕР+" (далее - Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Ковалеву Сергею Петровичу (далее - Ответчик, Ковалев С.П.) об обязании Ковалева С.П. в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда передать единоличному исполнительному органу - директору общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРЬЕР+" Бондареву Андрею Михайловичу информацию и оригиналы документов, касающихся деятельности общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРЬЕР+" за период с 24.04.2006 по 21.03.2015 (согласно приведённому в исковом заявлении перечню).
Ответчик возражал против удовлетворения иска.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2015 с учетом определения об исправлении описки, опечатки от 18.09.2015 суд исковые требования удовлетворил частично. Обязал бывшего руководителя ООО "Интерьер+" Ковалева Сергея Петровича передать по акту приема-передачи единоличному исполнительному органу Общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРЬЕР+" (ИНН: 1101125833, ОГРН: 1061101036974) Бондареву Андрею Михайловичу оригиналы следующих документов, касающихся деятельности ООО "ИНТЕРЬЕР+" за период с 27 августа 2012 года по 03 февраля 2015 года, а именно: протоколы единственного участника ООО "ИНТЕРЬЕР+"; приказы о назначении единоличных исполнительных органов общества и главного бухгалтера общества, должностные инструкции единоличных исполнительных органов общества и главного бухгалтера; кадровая документация: штатное расписание (действующее) с указанием фонда оплаты труда, приказы об утверждении штатного расписания; список всех работников ООО "ИНТЕРЬЕР+" с указанием занимаемой должности; список материально ответственных лиц, договоры с указанными лицами; трудовые договоры с работниками, дополнительные соглашения к ним, приказы о приеме, переводе и увольнении, трудовые книжки работников; перечень имущества Общества с указанием балансовой и остаточной стоимости, даты ввода в эксплуатацию; перечень принадлежащих Обществу объектов недвижимости с их характеристиками и правоустанавливающими документами (свидетельства о праве собственности, договоры купли-продажи, договоры аренды); список зарегистрированных объектов в государственных органах, в том числе лицензирующих; перечень оборудования с указанием места нахождения; инвентаризационные описи и акты (в бумажном и электронном виде); отчеты об оценке имущества; перечень счетов ООО "ИНТЕРЬЕР+" в кредитных организациях и банках, договоры банковского счета; перечень сделок, заключенных в период по 03.02.2015 г.; реестр заключенных договоров ООО "ИНТЕРЬЕР+"; договоры с контрагентами ООО "ИНТЕРЬЕР+"; документы по реализации и поставке товаров и материальных ценностей, выполнения работ (товарные накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты приема товаров, акты выполненных работ, журналы фактур); положения об учетной политике; бухгалтерскую и налоговую отчетность Общества; оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам бухгалтерского учета; документы о доходах и расходах, о затратах и выручке Общества; документы о текущих обязательствах на 03.02.2015 г.; перечень дебиторов и кредиторов ООО "ИНТЕРЬЕР+" по состоянию на 03.02.2015 г., с указанием сумм, адресов, оснований и срока возникновения; акты сверок с контрагентами ООО "ИНТЕРЬЕР+"; электронные базы бухгалтерского учета (База 1С и т.п.), налогового и статистического учетов; реестр выданных доверенностей; векселя, документарные ценные бумаги, находящиеся в собственности ООО "ИНТЕРЬЕР+"; копии судебных актов, вынесенных в отношении ООО "ИНТЕРЬЕР+".
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Ковалев Сергей Петрович с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы ссылается на то, что суд обязал передать документы, которые не оформлялись в процессе деятельности общества и в силу этого отсутствуют у ответчика (в том числе, электронные базы данных, акты сверок, перечни кредиторов и дебиторов и т.д.), а также документы, которые были переданы представителю ответчика для передачи истцу и от получения которых истец уклонился.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Интерьер+" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.04.2006.
В период с 27.08.2012 по 03.02.2015 единоличным исполнительным органом - директором Общества был Ковалев Сергей Петрович, что подтверждено сведениями ИФНС (л.д.25-27).
Решением N 4 единственного участника Общества от 26.01.2015 (л.д.16), прекращены полномочия директора Общества - Ковалева С.П., на эту должность избран Бондарев Андрей Михайлович.
Истец направил в адрес Ковалева С.П. требование от 21.03.2015 г. о передаче новому исполнительному органу Общества документов, касающихся деятельности Общества (л.д.15).
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общество обязано хранить следующие документы: договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В силу пункта 2 статьи 50 Закона N 14-ФЗ Общество хранит указанные документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Аналогичные положения содержатся в разделе 3 Устава Общества (л.д.73-80).
Согласно статье 17 Закона о бухгалтерском учете, утратившего силу 01.01.2013 и в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" регламентировано, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно (часть 4 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. На лиц, участвующих в деле, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом доказательства представляют лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Реализация данного права осуществляется по волеизъявлению лица, которое несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных норм бремя доказывания обстоятельств по настоящему спору распределяется следующим образом. Истец должен представить доказательства того, что спорные документы находились и/или должны были находиться у ответчика в период исполнения им полномочий директора общества, а ответчик должен доказать передачу указанных документов новому директору общества.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества, который избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (пункт 4 статьи 32 и статья 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Согласно пункту 5.8 Устава Общества, руководство текущей деятельностью данного общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества в лице директора.
С целью осуществления своих полномочий руководитель юридического лица имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью Общества, и отвечает за сохранность документов.
Из положений Закона об обществах с ограниченной ответственностью и Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (пункта 4 статьи 29) следует, что единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно. В случае смены единоличного исполнительного органа общества, печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью общества подлежат передаче вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества.
Суд первой инстанции установил факт нахождения у Ковалева С.П. документации Общества с учетом частичного признания ответчиком данного обстоятельства и готовности передать определенные документы в заседании 23.07.2015. Доказательств, свидетельствующих о передаче бывшим директором Общества вновь избранному директору Общества спорных документов во внесудебном порядке, за исключением переданных в судебном заседании 15.07.2015 г. документов (л.д.84) стороны не представили.
Ссылка заявителя жалобы на то, что его просят предоставить отсутствующие документы, отклоняется апелляционным судом, поскольку суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости истребования лишь документов, которые предусмотрены Законом (статья 50), необходимы для осуществления деятельности юридического лица, содержат информацию о финансовом положении Общества, используются в бухгалтерском учете и кадрах.
Ответчик, обязанный доказывать свои возражения (часть 1 статьи 65 АПК РФ) не представил доказательств, которые бы позволили установить действовавшие в период осуществления ответчиком полномочий директора правила документооборота, бухгалтерского и налогового учета в обществе, либо иных доказательств, опровергающих доводы истца в части состава истребуемой документации.
Утверждения заявителя жалобы об уклонении общества от получения документации не подтверждены доказательствами принятия ответчиком надлежащих мер по передаче документов обществу; передача документации представителю ответчика не имеет существенного значения для разрешения настоящего спора.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2015 по делу N А29-3032/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ковалева Сергея Петровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
А.Б. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3032/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2017 г. N Ф01-6327/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: директор ООО Интерьер+ Бондарев А. М., ООО ИНТЕРЬЕР+
Ответчик: Ковалев Сергей Петрович
Третье лицо: ИФНС по г. Сыктывкару, Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6327/16
28.10.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8574/16
01.12.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9676/15
11.09.2015 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-3032/15