г.Воронеж |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А14-485/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Ушаковой И.В.
Щербатых Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ширяевой О.В.
при участии:
от администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области: Устименко О.С., представителя по доверенности 36 АВ 1326076 от 21.10.2014;
от ООО "Универсалоптторг": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Правительства Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Универсалоптторг", г. Воронеж (ОГРН 1033600110301, ИНН 3662080638) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Воронежской области, при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, г. Воронеж, Правительства Воронежской области, г. Воронеж, Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области, об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Универсалоптторг" (далее - ООО "Универсалоптторг", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, ответчик) об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером 36:01:0010426:0006 площадью 3 840 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Аннинский район, п.г.т. Анна, ул. Кирова, д. 9-а равной его рыночной стоимости в размере 510 700 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 36:27:0010301:0020 площадью 17 632 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, г.Россошь, ул. 50 лет СССР, 80 равной его рыночной стоимости в размере 3 015 100 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:39, площадью 14 936 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-в, равной его рыночной стоимости в размере 2 524 200 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:37, площадью 11 765 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-а, равной его рыночной стоимости в размере 1 988 300 руб.
Определением суда от 27.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области, Правительство Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2014 по делу N А14-485/2014 требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, администрация городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области, в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2014 по делу N А14-485/2014 отменить, привлечь администрацию городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области к участию в настоящем деле.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось (определения Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 г., от 28.08.2015 г., от 25.09.2015 г.).
Определением от 23.10.2015 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация).
В судебное заседание апелляционного суда 20.11.2015 г. не явились представители истца и третьих лиц (ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Правительства Воронежской области).
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области в материалы дела поступили заявления о рассмотрении настоящего дела в отсутствие их представителей.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, дело рассмотрено в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие их представителей.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции от Администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области поступило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - 01.01.2009 г.:
- земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:39, площадью 14 936 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-в;
- земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:37, площадью 11 765 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-а.
Указанное ходатайство судом апелляционной инстанции рассмотрено и отклонено протокольным определением от 20.11.2015 г.
В судебном заседании представитель администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области в отношении заявленных исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск, просил отказать в удовлетворении исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 36:14:0013301:39, площадью 14 936 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-в; и с кадастровым номером 36:14:0013301:37, площадью 11 765 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-а.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы искового заявления и отзыва на него, а также заслушав пояснения явившегося в судебное заседание представителя третьего лица, судебная коллегия полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что:
- согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 36-АГ N 057129 от 12.11.2010 ООО "Универсалоптторг" является собственником земельного участка с кадастровым номером 36:01:0010426:0006 площадью 3 840 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, Аннинский район, п.г.т. Анна, ул. Кирова, д. 9-а;
- согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 36-АБ N 557258 от 21.04.2006 ООО "Универсалоптторг" является собственником земельного участка с кадастровым номером 36:27:0010301:0020 площадью 17 632 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. 50 лет СССР, 80;
- согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 36-АВ N 047612 от 17.07.2008 ООО "Универсалоптторг" является собственником земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:39, площадью 14 936 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-в;
- согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 36-АВ N 047610 от 17.07.2008 ООО "Универсалоптторг" является собственником земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:37, площадью 11 765 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-а.
На основании распоряжения Правительства Воронежской области от 29.06.2009 N 280 - р были проведены работы по актуализации (переоценке) государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" были утверждены результаты кадастровой стоимости земельного участка.
Данным постановлением кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков была установлена: в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:01:0010426:0006 в размере 4 372 953, 60 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:27:0010301:0020 в размере 26 867 112, 64 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:39 в размере 21 835 685, 20 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:37 в размере 4 288 342, 5 руб. Эти сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости (кадастровые паспорта земельных участков (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 09.02.2011 N 01-2/11-404, от 09.03.2011 N 27-2/11-1618, от 10.02.2011 N 14-3/11-366, от 10.04.2008 N 14-2/08-2735).
По заданию истца ООО "Калетта" выполнило оценку рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков. В соответствии с отчетом N 28/02/13-01 от 25.03.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:01:0010426:0006 по состоянию на 01.01.2009 составила 510 700 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:27:0010301:0020 по состоянию на 01.01.2009 составила 3 015 100 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:39 по состоянию на 01.01.2009 составила 2 524 200 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:37 по состоянию на 01.01.2009 составила 1 988 300 руб.
Не согласившись с результатами кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка, истец обратился с настоящим требованием в суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N508 (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения), под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Следовательно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственников земельного участка и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Определением суда от 03.03.2014 по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по делу в целях разрешения вопроса надлежаще ли использован в отчете N 28/02/13-01 от 25.03.2013 по оценке земельных участков с кадастровыми номерами: 36:01:0010426:0006, 36:27:0010301:0020, 36:14:0013301:39, 36:14:0013301:37, выполненном ООО "Калетта", методологический аппарат определения рыночной стоимости.
Согласно заключению эксперта ООО ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" N 2402/6-3 от 25.03.2014, в отчете N 28/02/13-01 от 25.03.2013, выполненном ООО "Калетта", методологический аппарат определения рыночной стоимости использован надлежаще, отчет соответствует положениям "Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и ССО-РОО 2010.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Заключение эксперта N 2402/6-3 от 25.03.2014 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Лицами, участвующими в деле, данное доказательство не оспаривалось, доказательства и мотивы, по которым отчет должен быть признан по существу недостоверным, представлены не были.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", заключение эксперта N 2402/6-3 от 25.03.2014 является надлежащим доказательством рыночной стоимости земельных участков.
Выводы, изложенные в экспертном заключении, заявителем жалобы не опровергнуты допустимыми и достаточными доказательствами.
Несогласие заявителя жалобы с выводами, содержащимися в заключении эксперта, а именно с подбором аналогов и правильностью проведения корректировки цен аналогов по элементам сравнения, само по себе, не является основанием для удовлетворения заявленного Администрацией ходатайства о назначении по настоящему делу новой экспертизы.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
В силу части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2014 по делу N А14-485/2014 подлежит отмене.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, подлежит распределению между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Администрация городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождена.
С учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", судебные издержки по делу, понесенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 266, п. 6.1 ст. 268, статьями 269 (п.2), 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.05.2014 по делу N А14-485/2014 отменить.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:01:0010426:0006 площадью 3 840 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Аннинский район, п.г.т. Анна, ул. Кирова, д. 9-а, кадастровую стоимость в размере 510 700 руб.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:27:0010301:0020 площадью 17 632 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, г. Россошь, ул. 50 лет СССР, 80 кадастровую стоимость в размере 3 015 100 руб.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:39, площадью 14 936 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-в, кадастровую стоимость в размере 2 524 200 руб.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:14:0013301:37, площадью 11 765 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Лискинский район, г. Лиски, ул. Фестивальная, д. 28-а, кадастровую стоимость в размере 1 988 300 руб., что соответствует их рыночной стоимости.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-485/2014
Истец: Администрация Городского поселения г. Лиски, ООО "Универсалоптторг"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Федеральная служба государственной ренистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по ВО
Третье лицо: Правительство Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области