Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 апреля 2016 г. N Ф06-6873/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А55-9372/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 декабря 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02.12.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015 по делу N А55-9372/2015 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Ряхова Л.В. (доверенность от 28.08.2015 N 12-6121),
представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Гусева А.В. (доверенность от 22.06.2015 N 1397),
представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области (далее - Департамент) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 16.01.2015 N 01/682/2014-546 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 951,20 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, д. 141, этаж N 1, цокольный этаж N 2, и об обязании Управления Росреестра по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2015 N А55-9372/2015 оспариваемое решение Управления Росреестра по Самарской области признано незаконным и на него возложена обязанность провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просило отменить указанное судебное решение и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления Росреестра по Самарской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Департамента апелляционную жалобу отклонила, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлениях представителей Управления Росреестра по Самарской области и Департамента в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 47 Устава городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, Департамент представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав городского округа Самара на недвижимое имущество.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 951,20 кв.м, расположенные по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, д. 141, этаж N 1, цокольный этаж N 2.
Сообщением от 16.01.2015 N 01/682/2014-546 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества, сославшись на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), а именно: документы, подтверждающие государственную регистрацию ранее возникшего права на объект.
С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал указанное решение (сообщение) Управления Росреестра по Самарской области незаконным и обязал его произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 N 1521-р указано, что принято предложение администрации г. Самары и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и правительством Самарской области, о передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре, согласно приложению к этому распоряжению, в котором значится, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: ул. Стара-Загора, 141.
Как видно из материалов дела, для государственной регистрации права муниципальной собственности Департамент предоставил в Управление Росреестра по Самарской области документы, необходимые для осуществления испрашиваемой государственной регистрации, в том числе выписку из реестра муниципального имущества от 23.01.2014 N 15-07-16/2412 и копию кадастрового паспорта от 03.07.2013 N 63-00-102/13-31269, которыми подтверждается, что нежилое помещение площадью 951,20 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, д. 141, этаж N 1, цокольный этаж N 2, включено в реестр муниципального имущества 28.09.2005 за номером 015536 на основании названного распоряжения Правительства Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о регистрации определено, что помимо перечисленных в данной статье документов основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абзац 2); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (абзац 9).
В пункте 36 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Как уже указано, при обращении в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации Департаментом в качестве правоустанавливающего документа была представлена выписка из реестра муниципального имущества от 23.01.2014 N 15-07-16/2412, согласно которой вышеуказанный объект недвижимого имущества является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества.
В письме Департамента от 29.01.2014 N 15-07-16/3190 указано, что объект недвижимости, расположенный по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Стара-Загора, д. 141, является жилым домом и, следовательно, относится к жилищному фонду, являющемуся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
В пункте 1 Приложения 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" перечислены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящиеся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, а именно: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений этого Постановления и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что право муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества является ранее возникшим в силу указанных выше положений закона, в связи с чем правовая экспертиза представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
Совокупность представленных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на который было заявлено на государственную регистрацию. При этом муниципальное образование городской округ Самара является единственным законным собственником данного объекта недвижимости.
На основании изложенного и с учетом положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона о регистрации суд первой инстанции, установив, что Департаментом на государственную регистрацию были предоставлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Вышеуказанные выводы соответствуют выводам, содержащимся в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2015 N Ф06-21905/2013 по делу N А55-14819/2014, от 23.07.2015 N Ф06-26267/2015 по делу N А55-26297/2014, других судебных актах.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2015 года по делу N А55-9372/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9372/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 апреля 2016 г. N Ф06-6873/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент управления имуществом г. о. Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Самарской области