8 декабря 2015 г. |
А43-7155/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.09.2015
по делу N А43-7155/2015,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вадская нефтебаза" (ОГРН 1055203508337, ИНН 5206023900, г. Нижний Новгород, ул. Белинского, д. 71/1)
о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области, изложенного в письме от 12.02.2015 N 21-30/84,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вадская нефтебаза" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области (далее - Учреждение), изложенного в письме от 12.02.2015 N 21-30/84, об отказе установления кадастровой стоимости земельных участков, об обязании Учреждения устранить допущенные нарушения прав Общества и внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2014 по делу N А43-19756/2014.
В качестве соответчика к участию в деле привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области (далее - МИФНС N 12 по Нижегородской области) и Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление налоговой службы).
Решением от 23.09.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
Учреждение не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Управление налоговой службы заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 23.09.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 52:42:0060005:1203, общей площадью 5581 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Вадский район, село Вад, улица Привокзальная, д.5; с кадастровым номером 52:42:060005:0181, общей площадью 19 942 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Вадский район, село Вад, улица Привокзальная, дом 3 (свидетельства о государственной регистрации права от 11.04.2012 серии 52-АД N 214148, от 03.05.2007 серии 52-АВ N 077170).
Вступившим в законную силу решением от 07.10.2014 по делу N А43-19756/2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковое заявление Общества и установил кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 52:42:0060005:1203 в размере равном его рыночной стоимости 1 380 000 рублей; с кадастровым номером 52:42:060005:0181 в размере равном его рыночной стоимости 4 930 000 рублей.
22.01.2015 Общество обратилось к Учреждению с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости - указанных земельных участков на основании решения арбитражного суда.
Письмом от 12.02.2015 N 2.1-30/84 Учреждение сообщило, что внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2014 по делу N А43-19756/2014 не представляется возможным, поскольку постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 N 863 результаты определения государственной кадастровой стоимости определены по состоянию на 01.11.2013. Таким образом, сведения о ранее утвержденной кадастровой стоимости потеряли свою актуальность и приобрели статус "архивных".
Посчитав, что решение Учреждения является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (пункт 2 статьи 3 Закона о кадастре).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 Учреждение наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (полномочия органа кадастрового учета).
Следовательно, Учреждение, являясь структурным подразделением Управления Росреестра, обладает полномочиями и располагает необходимыми сведениями и основаниями для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении земельных участков.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный частью 1 статьи 4 Закона о кадастре.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре).
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (часть 3 статьи 16 Закона о кадастре).
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре.
В течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта (статья 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
В силу части 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Частью 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (часть 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.02.2010 N 165-О-О и подтвержденной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с пунктом 5 которых оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 Правил).
В рассматриваемом случае основанием вынесения оспариваемого решения явилось принятие Правительством Нижегородской области постановления от 10.12.2014 N 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области", которым установлены результаты новой кадастровой стоимости земельных участков на территории Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013.
Вместе с тем установленная решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2014 по делу N А43-19756/2014 рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 52:42:0060005:1203 и с кадастровым номером 52:42:060005:0181 в рассматриваемом случае является основанием для исчисления земельного налога за период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
При этом применительно к статье 396 НК РФ установленная постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 N 863 новая кадастровая стоимость подлежит применению только с января 2016 года. Изменению же в государственном кадастре недвижимости подлежат именно сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной указанным постановлением по состоянию на 01.08.2012, которые в настоящее время имеют статус "архивные", оснований для изменения актуальной кадастровой стоимости, то есть внесенной по состоянию на более позднюю дату (01.01.2015), не имеется.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Таким образом, суд пришел к верному заключению о том, что на момент вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-19756/2014 - 07.11.2014, а также на момент обращения заявителя 22.01.2015 с требованием о внесении в Государственный кадастр сведений об установленной указанным решением суда кадастровой стоимости земельных участков результаты новой кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 N 863, применению не подлежали.
В этой связи доводы Учреждения о невозможности внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков на основании решения суда по делу N А43-19756/2014 ввиду их неактуальности обоснованно признаны судом как основанные на неверном толковании норм права.
Кроме того, письмом от 04.06.2015 N 09-02/003659 МИФНС N 12 по Нижегородской области уведомила Общество о наличии у него право использовать кадастровую стоимость земельных участков, установленную решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2014 по делу N А43-19756/2014, после даты внесения в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 06.07.2015 N 03-05-04-02/38796 "О земельном налоге", согласно которому налоговые органы при администрировании земельного налога должны руководствоваться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.
В данном случае неисполнение Учреждением вступившего в законную силу решения суда противоречит статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Учреждения отсутствовали правовые основания для отказа Обществу во внесении сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Учреждения является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует заявителю в использовании установленной решением суда кадастровой стоимости земельных участков в качестве налоговой базы при начислении и уплате земельного налога.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Учреждением не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на Учреждение соответствующую обязанность по устранению нарушенных прав заявителя.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Учреждения по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.09.2015 по делу N А43-7155/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7155/2015
Истец: ООО "ВАДСКАЯ НЕФТЕБАЗА", ООО Вадская нефтебаза
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 12, Управление ФНС по Нижегородской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата