г. Хабаровск |
|
07 декабря 2015 г. |
А16-785/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от ООО "Дороги Плюс": не явились;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест"; Федеральной службы по аккредитации; Биробиджанской таможни: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" и общества с ограниченной ответственностью "Дороги Плюс"
на решение от 25.09.2015 по делу N А16-785/2015
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дороги Плюс"
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области в лице Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения по Еврейской автономной области
о признании недействительным решения
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест"; Федеральная служба по аккредитации; Биробиджанская таможня
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дороги Плюс" (ОГРН 1067907006441, ИНН 7906504088; далее - ООО "Дороги Плюс") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области в лице государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - управление, регистрирующий орган) об аннулировании регистрационных действий автомобиля, выраженном в сообщении от 29.04.2015 N 16/2462.
К участию в качестве третьих лиц привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест", Федеральная служба по аккредитации (далее - Росаккредитация), Биробиджанская таможня.
Решением суда от 25.09.2015 в заявленном требовании отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Дороги Плюс" и ООО "Магадан-Тест" подали апелляционные жалобы, в которых просили его отменить и оспариваемое решение управления признать незаконным, указывая на то, что доказательств, подтверждающих несоответствие автомобиля экологическому классу регистрирующим органом не представлено.
От представителя ООО "Дороги Плюс" поступило ходатайство, оформленное телефонограммой, о рассмотрении дела в его отсутствие, которое апелляционным судом удовлетворено.
Управление в представленных возражениях на жалобы обществ отклонило их доводы.
Росаккредитация в отзыве просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив обоснованность доводов жалоб с учетом отзыва и возражений, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что согласно договору от 08.04.2011 N 08/04 ООО "Дороги Плюс" поставлен автомобиль спецназначения марки SHAANXI SX5255, 2011 года выпуска (КНР), номер двигателя WP10.290 1610S222865, шасси (рама) LZGCL2M41BX035971, цвет серый, масса без нагрузки 15690.
Биробиджанской таможней 17.05.2011 выдан паспорт транспортного средства 79 УВ 920400, и 27.05.2011 уполномоченным органом произведена регистрация данного автомобиля.
В подтверждение соответствия транспортного средства требованиям Специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, на вышеуказанный автомобиль ООО "Магадан-Тест" выдан сертификат соответствия от 01.11.2011 NС-СN.АВ23.А.02271, согласно которому транспортному средству присвоен экологический класс 4.
Впоследствии обществу стало известно, что регистрация спорного автотранспортного средства прекращена (аннулирована) в связи прекращением действия (аннулирования) вышеназванного сертификата
Посчитав, что решением управления от 29.04.2015 нарушены права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий, поскольку регистрирующий орган правомерно прекратил (аннулировал) регистрацию транспортного средства и снял его с регистрационного учета на основании аннулированного сертификата соответствия N C-CN.AB23.A.02271.
Возражения заявителей апелляционных жалоб направлены на несогласие с данным выводом, проверив которые апелляционная коллегия отклоняет.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 3 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В пункте 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила) указано, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Восстановление регистрации транспортных средств, производится: в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации (пункт 13 Правил).
С 01.01.2015 в силу вступил Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, в силу подпункта 5 пункта 16 которого реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с пунктами 11 - 14 и приложением N 8 к данному техническому регламенту - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом Министерства внутренних дел России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Положения наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно пункту 36 Положения в строке "13. Экологический класс" прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
В силу пункта 70 Положения заполнение строки "экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии формирует Сведения о выданных одобрениях типа транспортного средства, одобрениях типа шасси, сертификатах соответствия и свидетельствах о безопасности конструкции транспортного средства (приложение N 4) и не реже одного раза в месяц передает их в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России для использования в информационных и контрольных целях.
Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.
Пунктом 72 Положения предусмотрено, что выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
В силу пункта 3 Постановления Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений N1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Поскольку данные об экологическом классе транспортного средства вносятся в паспорт транспортного средства на основании сертификата соответствия, прекращение действия сертификата соответствия транспортного средства, в силу пунктов 9 и 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, влечет за собой недействительность паспорта транспортного средства и запрет к допуску такого транспортного средства к участию в дорожном движении.
Из материалов дела следует, что по информации Росаккредитации управлением установлено, что прекратил действие (аннулирован) сертификата соответствия транспортного средства N С-СN.АВ23.А.02271, на основании которого выдан паспорт транспортного средства на спорный автомобиль, принадлежащий обществу.
Таким образом, получив информацию из компетентного надзорного органа, регистрирующий орган обоснованно, в соответствии с действующим законодательством, произвел аннулирование регистрационных действий со спорным автомобилем и уведомил об этом ООО "Дороги Плюс" письмом от 29.04.2015, чем не нарушал права и законные интересы заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности.
Данный вывод не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2011 N 5-П и определении от 07.12.2006 N 544-О, в соответствии с которой реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
С учетом изложенного, вывод арбитражного суда об отказе обществу в заявленном требовании признается законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 25.09.2015 по делу N А16-785/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Магадан-Тест" излишне уплаченную по платежному поручению от 23.10.2015 N 224 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-785/2015
Истец: ООО "Дороги Плюс"
Ответчик: Управление Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения по Еврейской автономной области
Третье лицо: Биробиджанская таможня, ООО "Магадан-Тест", Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ, Гузман Виталий Элиевич
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6385/15
10.03.2016 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-773/16
07.12.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6167/15
25.09.2015 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-785/15
14.07.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3276/15