г. Воронеж |
|
7 декабря 2015 г. |
Дело N А64-4421/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 декабря 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области:
от Индивидуального предпринимателя Агафонова Александра Ивановича: Белова Р.Н., доверенность от 3.04.2014,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Бич В.С., доверенность от 12.01.2015, Ереминой К.Г., доверенность от 01.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.09.2015 по делу N А64-4421/2015 (судья Копырюлин А.Н.), принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Агафонова Александра Ивановича (ОГРН 312682928600067, ИНН 682800056758) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Агафонова Александра Ивановича (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 14-18/706 от 31.03.2015.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.09.2015 заявленные требований удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 21.09.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что поскольку решение Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-3005/2013 вынесено 01.04.2014, изменения, внесенные ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подлежат применению к заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости, поданным, но не рассмотренным комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона N 135-ФЗ, то есть на 22.07.2014, и в силу ст. 24.20 Закона N135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, то Предпринимателю надлежало исчислять земельный налог за 2014 год в отношении спорных земельных участков исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Агафонову А.И. принадлежат на праве собственности земельные участки, расположенные по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Ипподромная, д.25:
с кадастровым номером 68:29:0313002:13; площадью 1069,0кв.м.,
с кадастровым номером 68:29:0313002:26; площадью 625кв.м.,
с кадастровым номером 68:29:0313002:21; площадью 523кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 68 АА 646684, 68-АБ 193679, 68 АА 609959.
Арбитражным судом Тамбовской области 01.04.2014 по делу А64-3005/2013 принято решение установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих па праве собственности ИП Агафонову А.И. равной рыночной:
с кадастровым номером 68:29:0313002:13, составляющей 1 417 529 руб.,
с кадастровым номером 68:29:0313002:26, составляющей 528 125 руб.,
с кадастровым номером 68:29:0313002:21, составляющей 507 310 руб.
Сведения об измененной кадастровой стоимости внесены в Государственный кадастр недвижимости (далее также - ГКН) после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2014 по делу А64-3005/2013 (постановление Девятнадцатого апелляционного суда от 25.07.2014) - 11.08.2014.
На основании указанных обстоятельств Предприниматель пересчитал свои налоговые обязательства, представив 20.01.2015 в налоговый орган уточненную (корректировка N 1) налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, в которой начислил земельный налог исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2014 по делу А64-3005/2013:
по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313002:13 земельный налог исчислен в размере 21 263 руб.,
по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313002:21 земельный налог исчислен в размере 7610 руб.,
по земельному участку с кадастровым номером 68:29:0313002:26 земельный налог исчислен в размере 7922 руб.
По результатам проведенной камеральной проверки уточненной налоговой декларации налоговым органом составлен акт N 97 от 19.02.2015 и вынесено решение N 14-18/706 от 31.03.2015, которым Предпринимателю доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 133 783 руб.
Решением Управления ФНС России по Тамбовской области от 04.06.2015 N 05-11/30, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Предпринимателя, решение налогового органа N 14-18/706 от 31.03.2015 оставлено без изменения.
Полагая, что решение Инспекции N 14-18/706 от 31.03.2015 не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ИП Агафонов А.И. обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Предпринимателем требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования городской округ - город Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005. N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова".
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, для целей налогообложения кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости земельного участка, имеет преимущественное значение перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель, однако, такое преимущество не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. При этом преимущество рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Одновременно в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 разъяснено, что, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Исходя из изложенных правовых норм, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости.
Таким образом, основанием для расчета земельного налога в соответствии с определенной судом кадастровой стоимостью земельного участка равной рыночной, является вступивший в законную силу судебный акт.
В соответствии с положениями п.1 ст.180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Соответственно, исходя из положений статей 390 и 391 НК РФ, статей 16 и 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" и правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N913/11, кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога лишь после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости.
При этом в соответствии со ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступил в силу с 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установил суд первой инстанции, исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной ИП Агафоновым А.И. подано 14.05.2013 (дело А64-3005/2013).
Решение по указанному делу Арбитражным судом Тамбовской области принято 01.04.2014, постановление Девятнадцатого апелляционного арбитражного суда по апелляционной жалобе принято 25.07.2014.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 180 АПК РФ, решение Арбитражного суда Тамбовской области по делу А64-3005/2013 вступило в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, то есть 25.07.2014.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в настоящем случае применимы положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступил в силу с 22.07.2014), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда.
На основании изложенного, доводы налогового органа, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм процессуального права.
Таким образом, у Предпринимателя имелись законные основания для применения в расчетах земельного налога за 2014 год стоимости земельных участков, установленных решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2015 по делу А64-3005/2013, ее применении с начала налогового периода для целей установления налоговой базы за отчетный период, в соответствии с положениями ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступил в силу с 22.07.2014).
Арифметическая правильность произведенного Предпринимателем расчета земельного налога по земельному участкам с кадастровыми номерами 68:29:0313002:13, 68:29:0313002:26, 68:29:0313002:21, отраженного в проверяемой налоговой декларации, налоговым органом не оспаривается.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.09.2015 по делу N А64-4421/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.09.2015 по делу N А64-4421/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4421/2015
Истец: Ип Агафонов А. И.
Ответчик: Инспекция ФНС по г. Тамбову