г. Челябинск |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А47-6878/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Плюс" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 октября 2015 года по делу N А47-6878/2015 (судья Сиваракша В.И.).
Заместитель прокурора Оренбургской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Плюс" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "АЗС-Плюс") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение "Экологическая служба Оренбургской области" (далее - третье лицо, ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.11.2015 по настоящему делу заявление удовлетворено. ООО "АЗС-Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В апелляционной жалобе ООО "АЗС-Плюс" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, для участия в прокурорской проверке на соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требовании к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - Технический регламент ТС) должно было быть привлечено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обладающее специальными познаниями в данной отрасли. Привлеченное к прокурорской проверке ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" не имело на момент проведения проверки официального подтверждения соответствия установленным критериям и показателям - аккредитации, и не обладало специальными знаниями и материалами для проведения проверки. По мнению ООО "АЗС-Плюс", при проведении отбора проб бензина марки Нормаль-80 нарушен ряд требований государственного стандарта, влияющих на конечный результат. В соответствии с пунктом 2.2.1 ГОСТ 2517-2012. Межгосударственный стандарт. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб, перед отбором пробы из резервуара, нефть и нефтепродукты отстаивают не менее 2 ч и удаляют отстой воды и загрязнений. При отборе проб ООО "АЗС-Плюс" данное условие не выполнено. Выполнение вышеуказанного требования ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" материалами дела не подтверждено. В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ 2517-2012. Межгосударственный стандарт. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб, бутылки с пробами должны быть герметично закупорены пробками или винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефти или нефтепродукте, банки должны быть плотно закрыты крышками. Горловину закупоренной бутылки или банки обвертывают полиэтиленовой пленкой или другим плотным материалом, обеспечивающим сохранность пробы, и обвязывают бечевкой. концы которой продевают в отверстие в этикетке. Концы бечевки пломбируют или заливают сургучом на пластине из плотного картона или дерева и опечатывают. Допускается приклеивать этикетку к бутылке, банке, пакету. В случае с ООО "АЗС-Плюс" бутылка с пробой не герметично закрыта, а замотанная на горловине бутылки полиэтиленовая пленка не обеспечивает сохранность пробы. Не выполнено главное требование ГОСТ - обеспечение сохранности пробы. В материалах дела имеются фотографии, подтверждающие данный факт. Из статьи 27.10 КоАП РФ следует, что об изъятии вещей и документов составляется протокол. Изъятие осуществляется в присутствии двух понятых. Изъятие сотрудниками ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" проб бензина марки Нормаль-80 оформлено протоколом отбора проб нефти и нефтепродуктов от 21.05.2015 в отсутствии двух понятых. Доказательства, на которые ссылается прокуратура добыты до возбуждения дела об административном правонарушении, вне рамок дела об административном правонарушении, с нарушением норм КоАП РФ и в силу статей 64, 68 АПК РФ являются недопустимыми, в связи с чем, не могут быть положены в основу доказательств наличия в действиях ООО "АЗС-Плюс" состава вмененного ему правонарушения.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, 21.05.2015 прокуратурой Ленинского района города Оренбурга совместно с ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" проведена проверка соответствия топлива, реализуемого на автозаправочной станции ООО "АЗС-Плюс", расположенной по адресу г. Оренбург, ул.Пролетарская, 285/2.
В ходе проверки специалистами ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" произведен отбор образцов топлива, реализуемого на АЗС. Из резервуара N 3 произведен отбор проб бензина неэтилированного марки Нормаль-80 (АИ-80-К3), о чем составлен протокол N 04-н-01 отбора проб нефти и нефтепродуктов, номер пробы Б-8-80-51105.
Согласно справке лаборатории ОАО "Орскнефтеоргсинтез", имеющей соответствующую аккредитацию, массовая доля серы в пробе Б-8-80-51105 при норме не более 150 мг/кг составляет 1790 мг/кг. По результатам проведенных анализов бензин не соответствует требованиям ТР ТС 013/2011 и ГОСТ Р 51105 по показателю массовая доля серы.
Прокурором Ленинского района г. Оренбурга 05.06.2015 в отношении общества и в присутствии его руководителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
С заявлением о привлечении ООО "АЗС-Плюс" к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, заместитель прокурора Оренбургской области обратился в Арбитражный суд Оренбургской области.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление заместителя прокурора, пришел к выводу о доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стать 14.13 КоАП РФ, и отсутствии процессуальных нарушений, влекущих за собой отказ в привлечении к административной ответственности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4.1 Технического регламента ТС автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту.
В приложении N 2 к Техническому регламенту ТС установлены требования к характеристикам автомобильного бензина, в том числе массовая доля серы для автомобильного бензина экологического класса К3 должна составлять не более 150 мг/кг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Из справки от 28.05.2015 лаборатории ОАО "Орскнефтеоргсинтез" следует, что массовая доля серы в пробе Б-8-80-51105 при норме не белее 150 мг/кг составляет 1790 мг/кг. По результатам проведенных анализов бензин не соответствует требованиям ТР ТС 013/2011 и ГОСТ Р 51105 по показателю массовая доля серы.
Таким образом, ООО "АЗС-Плюс" нарушены требования Технического регламента ТС, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции о легитимности получения в данном случае образцов проб, и результатов произведенного анализа.
Согласно статье 5.2 Технического регламента ТС правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 48 Технического регламента ТС отбор проб нефтепродуктов осуществляется в соответствии с ГОСТ 2517-85.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29.11.2012 года N 1448-ст, с 1 марта 2014 года введен в действие для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 2517-2012 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб", который принят взамен ГОСТ 2517-85.
Согласно ГОСТ 2517-2012:
4.2.1. Перед отбором пробы из резервуара нефть и нефтепродукты отстаивают не менее 2 ч и удаляют отстой воды и загрязнений.
4.4.1. Точечные пробы нефти и нефтепродуктов из горизонтального цилиндрического резервуара диаметром более 2500 мм отбирают переносным пробоотборником с трех уровней:
- верхнего - на 200 мм ниже поверхности нефти или нефтепродукта;
- среднего - с середины высоты столба нефти или нефтепродукта;
- нижнего - на 250 мм выше нижней внутренней образующей резервуара.
Объединенную пробу составляют смешением точечных проб верхнего, среднего и нижнего уровней в соотношении 1:6:1.
6.1. Перед упаковыванием пробу нефти или нефтепродукта перемешивают.
Пробу разливают в чистые сухие стеклянные бутылки. Бутылку заполняют не более чем на 90 % вместимости.
6.3. Бутылки с пробами должны быть герметично закупорены пробками или винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефти или нефтепродукте, банки должны быть плотно закрыты крышками.
Допускается приклеивать этикетку к бутылке, банке, пакету.
В соответствии с пунктом 3.11 Инструкции по контролю и обеспечению качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 года N 231 (далее - Инструкция), отбор проб нефтепродуктов оформляется актом (приложение 3). Акт отбора проб нефтепродуктов составляют в двух экземплярах. В акте указывают сведения о наименовании и поставщике нефтепродукта, месте отбора пробы, количестве отобранной пробы, виде анализа или перечне показателей, которые необходимо определить в данной пробе. В акте указывают, какой печатью опечатана проба и наименование лаборатории, куда проба направляется на анализ. Акт отбора проб нефтепродуктов составляют в случаях: отбора проб для анализа в другой лаборатории; отбора арбитражной пробы.
Один экземпляр акта вместе с пробой направляют в лабораторию, которая должна проводить анализ отобранных проб, второй экземпляр, с отметкой о приеме проб на анализ, хранят в лаборатории или в организации, представившей пробы на анализ.
Пунктами 9.1 и 9.2 Инструкции определено, что пробы для проверки качества нефтепродукта отбирают в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание при отборе проб обращают на правильную подготовку посуды, пробоотборников и инвентаря для отбора проб. Пробы отбирают при приеме, хранении, отпуске нефтепродуктов, а также в других случаях, когда необходимо установить их качество в полном объеме требований нормативного документа или по отдельным показателям качества.
Пробы упаковывают в чистую сухую посуду и герметично закупоривают пробками, не растворяющимися в нефтепродукте.
Горловину закупоренной посуды (для хранения арбитражных проб и проб, подготавливаемых к транспортировке) обертывают полиэтиленовой пленкой, обвязывают бечевкой, концы которой продевают в отверстие этикетки и опломбируют или заливают сургучом и опечатывают.
Запрещается принимать на анализ пробы, отобранные или оформленные с нарушением установленных государственных стандартов.
Согласно подпункту 9.8.6 Инструкции, одна часть пробы топлива направляется для проведения анализа в аккредитованную лабораторию, другая часть, на случай разногласий в оценке качества продукта, хранится на АЗС в течение 10 суток.
В рассматриваемой ситуации отбор образцов проб произведен в присутствии руководителя ООО "АЗС-Плюс", имевшего возможность предъявить претензии как к способам отбора и опломбирования образцов, так и потребовать отбор контрольной (арбитражной пробы), однако своим правом законный представитель общества не воспользовался.
Испытание образцов произведено надлежащим образом аккредитованной лабораторией, в связи с чем, оснований для непринятия заключений экспертизы в качестве доказательства у суда не имелось.
Доводы общества о нарушении порядка отбора образцов, со ссылкой на ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб, а также на то, что отобранные образцы проб нефтепродуктов не были герметично закрыты, правомерно отклонены арбитражным судом первой инстанции как неподтвержденные материалами дела.
Ссылки апелляционной жалобы на недопустимость представленных в материалы дела прокуратурой доказательств (протокол отбора проб нефти и нефтепродуктов N 04-н-01 от 21.05.2015) судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются в силу следующего.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Перечень доказательств не является исчерпывающим.
Отсюда доказательствами могут быть любые документы (материалы), полученные в соответствии с действующим законодательством, и на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные статьей 26.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не содержит запрета на использование доказательств, полученных до возбуждения дела об административном правонарушении, при этом на деятельность должностных лиц, осуществляемую вне рамок дела об административном правонарушении, требования КоАП РФ не распространяются. Эта деятельность регламентируется другими нормативными требованиями (законами и подзаконными актами).
Требованиями Инструкции не предусмотрено обязательное присутствие понятых при отборе образцов (проб), который производился прокурором до того, как было возбуждено дело об административном правонарушении, то есть на стадии выявления административного правонарушения, в отличие от положений пункта 3 статьи 26.5, статьи 27.10 КоАП РФ, предусматривающих при производстве дела об административном правонарушении составление протокола изъятия проб и образцов с участием понятых.
Протокол отбора проб нефти и нефтепродуктов от 21.05.2015 составлен начальником отдела качества и инженером-лаборантом ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" с участием заместителя директора по доверенности в рамках проводимой плановой проверки в порядке государственного контроля соблюдения обществом требований технических регламентов (обязательных требований и стандартов) в сфере технического регулирования до возбуждения дела об административном правонарушении.
Отбор образцов при проведении контрольно-надзорных мероприятий осуществлен в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Поэтому протокол отбора образцов проб нефти и нефтепродуктов от 21.05.2015 является надлежащим доказательством по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемой ситуации у заинтересованного лица имелась возможность для соблюдения требований технических регламентов (в том числе посредством проверки качества реализуемого топлива), однако общество пренебрегло имевшейся у него возможностью.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявление заместителя прокурора Оренбургской области, назначив заинтересованному лицу, с учетом всех обстоятельств дела, административное наказание в пределах минимального размера санкции, предусмотренной части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 октября 2015 года по делу N А47-6878/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6878/2015
Истец: Заместитель прокурора Оренбургской области
Ответчик: ООО "АЗС-Плюс"
Третье лицо: ГУП "Экологическая служба Оренубургской области"