г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2015 г. |
Дело N А42-7694/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Левченко А.В.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: Толстых Н.В. по доверенности от 21.09.2015 N 14-27/034533, Ненашева Н.А. по доверенности от 26.12.2014 N 14-27/048450
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26439/2015) ИФНС России по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.08.2015 по делу N А42-7694/2013 (судья Евтушенко О.А.), принятое
по заявлению ООО "Компания "ЭМСА"
к ИФНС России по г. Мурманску
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ЭМСА" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения налогового органа от 17.06.2013 N 19662 о доначислении земельного налога, пени и налоговой санкции за 2012 год.
Решением суда от 10.08.2015 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным, решение Инспекции ФНС по городу Мурманску от 17.06.2013 N 19662 в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 2 412 284 руб., начисления пени в сумме, превышающей 90 219 руб. 42 коп., и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме, превышающей 97 000 руб., обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный кт в части признания недействительным решения инспекции отменить, в удовлетворении требований в указанной части отказать.
По мнению подателя жалобы, поскольку в решении суда от 16.07.2012 по делу N А42-2096/2012, и в судебных актах по делу N А42-258/2014, отсутствовало указание на конкретную дату, на которую судом устанавливается размер кадастровой стоимости в размере рыночной, вновь установленная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу за налоговый период, следующий за годом, в котором были внесены такие изменения, в связи с чем кадастровая стоимость а размере рыночной -5 498 000 руб. с учетом положений нормы, установленной в ст. 390,391 НК РФ, подлежала применению в 2013 г., а не в 2012, как это сделал налогоплательщик.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, уточненной апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Общества в судебном заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв не представил.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001314:4, из категории земель: земли поселений, разрешенное использование - производственная база; площадью 28 792 кв.м. Адрес объекта: город Мурманск, ул. Фадеев Ручей, на земельном участке расположено здание (сооружение).
Постановлением Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Мурманской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области.
По итогам указанной кадастровой оценки показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001314:4 определен в размере 8 569 руб. 15 коп. за 1 кв.м., кадастровая стоимость исчислена в сумме 246 718 398 руб. Сведения о стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
В 2012 году Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель Мурманской области категории "земли населенных пунктов", согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001314:4 на 01.01.2013 года составила 153 829 737 руб. 18 коп. (т. 2 л.д. 40).
Общество посчитало, что кадастровая стоимость земельного участка, исчисленная в размере 246 714 398 руб., не соответствует рыночной оценке, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и об обязании внести в государственный кадастр новую кадастровую стоимость земельного участка. Основанием для обращения в суд послужил отчет оценщика СРО ООО "Российской общество оценщиков" Языкова А.А. от 01.02.2012 N 37/1-12 об оценке рыночной стоимости данного земельного участка (объекта оценки) в размере 5 498 000 руб.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 16.07.2012 по делу N А42-2096/2012 требования Общества были удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001314:4 определена в размере рыночной стоимости - 5 498 000 руб., установлена обязанннсоть ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного спорного участка в размере 5 498 000 руб. (т. 1 л.д. 53 - 60).
На основании указанного судебного акта Общество в налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год отразило стоимость земельного участка в размере 5 498 000 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной ООО "Компания "ЭМСА" 30.01.2013.
Поскольку в решении суда от 16.07.2012 по делу N А42-2096/2012 отсутствовало указание на применение указанной кадастровой стоимости с 01.01.2012, налоговый орган 26.07.2012 направил в ФГБУ "ФКП Росреестра" запрос о предоставлении выписки из государственного земельного кадастра.
Согласно направленной ФГБУ "ФКП Росреестра" от 07.08.20112 кадастровой выписке (исх. N 1880) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001314:4 по состоянию на 01.01.2011 составляла 246 714 398 руб., и на 01.01.2012 не изменялась (т. 1 л.д. 146 - 148).
По результатам проверки составлен акт от 06.05.2013 N 17321, и принято решение от 17.06.2013 N 19662 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 723 649 руб. 20 коп.
Указанным решением Обществу также был доначислен земельный налог в сумме 3 618 246 руб. и пени в сумме 135 322 руб. 40 коп. (т. 1 л.д. 34 - 38).
Основанием для доначисления, послужили выводы инспекции, что на 2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 246 718 398 руб.
В порядке статьи 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление ФНС России по Мурманской области с апелляционной жалобой на решение Инспекции (т. 1 л.д. 39 - 46).
Решением Управления ФНС России по Мурманской области от 05.08.2013 N 213 решение Инспекции от 17.06.2013 N 19662 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения (т. 1 л.д.47 - 52).
Не согласившись с решением налогового органа от 17.06.2013 N 19662, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Мурманской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества в части исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ определено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, норма пункта 3 статьи 66 ЗК РФ не только допускает определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, но и предусматривает, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как установлено судами из материалов дела, налогоплательщик исчислил земельный налог с учетом измененной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001314:4 в размере его рыночной стоимости - 5 498 000 руб., установленной на основании решения арбитражного суда Мурманской области от 16.07.2012 по делу N А42-2096/2012. Инспекцией земельный налог исчислен исходя из кадастровой стоимости участка на 01.01.2012 года - 246 714 398 руб.
Суд первой инстанции, согласившись с обоснованностью исчисление налоговым органом земельного налога за 2012 исходя из кадастровой стоимости в размере 246 714 398 руб., однако указал, что земельный налог следовало исчислять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, определяемому в соответствии с пунктом 7 ст. 396 НК РФ, в связи с чем произвел соответствующие расчеты, согласно которым подлежащая доначислению за 2012 год сумма земельного налога составит 2 494 754 руб. (2 467 267 руб. за период с января по август, и 27 487 руб. - за период с сентября по декабрь) и, с учетом исчисления по декларации налогоплательщика в размере 82 470 руб., подлежащий уплате налог составит 2 412 284 руб. (2 494 754 руб. - 82 470 руб.), вместо доначисленного инспекцией в сумме 3 618 246 руб.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части в связи со следующим.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. (в ред. Действующей на 2012) N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из приведенных норм закона, дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для внесения в государственный кадастр недвижимости является юридически значимым фактом для заявителя для целей исчисления земельного налога с 01 января календарного года, в котором подано заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Как установлено судами, Решением Арбитражного суда Мурманской области от 16.07.2012 по делу N А42-2096/2012 требования Общества были удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001314:4 определена в размере рыночной стоимости - 5 498 000 руб., установлена обязанность ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного спорного участка в размере 5 498 000 руб. (т. 1 л.д. 53 - 60).
Указанное решение вступило в законную силу 16.08.2012 г., именно с этого момента Кадастровая палата была обязана внести вышеуказанную рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела N А42-2096/2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 5 498 000 руб.
Следовательно, при исчислении земельного налога Общество обоснованно применило новую кадастровую стоимость, установленную вступившим в законную силу решением арбитражного суда с 2012 г.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 31.08.2015 N 24-АПГ15-3.
Доводы налоговых органов о правомерности применения новой кадастровой стоимости лишь с 01.01.2014, подлежат отклонению, поскольку в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 сформулирован вывод о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, однако не содержится вывода о том, что новая кадастровая стоимость в целях исчисления земельного налога применяется с 01 января, следующего за годом вступления в силу судебного акта.
Напротив, вывод о том, что налоговая база по земельному налогу должна быть рассчитана исходя из установленной решениями суда кадастровой стоимости земельных участков с момента вступления указанных судебных актов в законную силу, содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2014 N 304-КГ14-1718 и от 14.09.2015 N 310-КГ15-10468.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.10.2015 по делу N А13-15056/2014.
Согласно пункту 25 Постановления N 36 при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу. При этом суд апелляционной инстанции оценивает данные доводы наряду с доводами, приведенными в апелляционной жалобе ранее, соблюдая процессуальные гарантии лиц, участвующих в деле, для чего предоставляет лицам, участвующим в деле, необходимое время для подготовки возражений на новые доводы, а при наличии ходатайства вправе объявить перерыв или отложить рассмотрение апелляционной жалобы на требуемое время.
Поскольку налоговый орган уточнил свою апелляционную жалобу и обжаловал решение суда первой инстанции, только в части признания решения инспекции недействительным, а Общество не выразило волю на рассмотрение судебного акта на предмет его законности в полном объеме, апелляционный суд рассмотрел настоящее дело в пределах доводов уточненной апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.08.2015 по делу N А42-7694/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7694/2013
Истец: ООО "Компания "ЭМСА"
Ответчик: ИФНС России по г. Мурманску