г. Челябинск |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А76-23262/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чесменский рыбхоз" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 сентября 2015 года по делу N А76-23262/2014 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании принял участие представители:
закрытого акционерного общества "Чесменский рыбхоз" - Салеева Е.В. (паспорт, доверенность от 08.12.2015); Лысенко С.В. (паспорт, доверенность от 08.12.2015); директор Нургалиев Р.Д. (паспорт, т.1, л.д. 33 - приказ N 54 от 06.11.2007);
Министерства экологии Челябинской области - Казанкина М.Н. (служебное удостоверение, доверенность N 25 от 01.01.2015).
Закрытое акционерное общество "Чесменский рыбхоз" (далее - заявитель, ЗАО "Чесменский рыбхоз", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству экологии Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконными действий министерства экологии по уклонению от предоставления государственной услуги "Заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений)", утверждённой постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 N 372-П, 10.04.2014 с ЗАО "Чесменский рыбхоз" и обязании Министерства предоставить услугу "Заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений)" и заключить с ЗАО "Чесменский рыбхоз" охотхозяйственное соглашение на пользование охотничьим угодьем "Темирское" Чесменского муниципального района Челябинской области сроком на 20 лет в соответствии с вышеуказанным административным регламентом.
Решением суда от 16 сентября 2015 года (резолютивная часть объявлена 09 сентября 2015 года) в удовлетворении требований общества отказано.
ЗАО "Чесменский рыбхоз" не согласилось с вынесенным решением и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе заявитель просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании доводов апелляционной жалобы ЗАО "Чесменский рыбхоз" ссылается на неправильное применение норм материального права.
Как указал заявитель, на момент обращения в министерство о заключении охотхозяйственного соглашения и на момент получения отказа от министерства ЗАО "Чесменский рыбхоз" имело действующую долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира и действующий договор о предоставлении в пользование территории (акватории) необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что на момент обращения о заключении договора и на момент отказа, полученного от министерства, общество не было лишено в установленном порядке права, возникшего на основании выданной долгосрочной лицензии, которая в соответствии с ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) является единственным основанием для заключения охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Отзыв на жалобу общества не поступил.
Министерством представлено письменное мнение на жалобу, по мотивам которого ее доводы отклонены.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и письменного мнения соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Челябинской области от 21.04.2005 N 49-П Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области обществу выдана долгосрочная лицензия серии 74 N 001185 от 26.03.2010 на пользование объектами животного мира (т. 1, л.д. 38).
Согласно указанной лицензии разрешенным видом пользования животным миром является охота; перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование, - отнесённые объектам охоты в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 N 1289 и от 30.07.1998 N 859 и обитающие на территории Челябинской области; границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, - являются неотъемлемой частью лицензии (приложение N 1) "Темирское" охотничье хозяйство площадью 25,6 тыс.га Чесменский муниципальный район. Срок действия лицензии с 26.03.2010 по 21.04.2015.
22 июля 2005 года между Правительством Челябинской области в лице министра радиационной и экологической безопасности (далее - Правительство) и обществом (далее - охотпользователь) заключен договор N 92-О о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, предметом которого является предоставление территории, акватории в целях осуществления пользования, охраны и воспроизводства животного мира (т. 1, л.д. 34-37).
Согласно п. 2.1. данного договора ЗАО "Чесменский рыбхоз" предоставляется территория, акватория "Темирского" охотнического хозяйства, расположенного на территории Чесменского муниципального района, площадью 25,6 тыс.га, сроком до 21.04.2015, согласно постановлению Правительства Челябинской области от 21.04.2005 N 49-П "О предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром", для осуществления пользования объектами животного мира на условиях настоящего договора.
31 июня 2006 года подписано дополнительное соглашение N 1 к договору от 22.07.2005 N 92-О.
Согласно п. 4.1 договора он расторгается в одностороннем порядке в случаях прекращения пользования животным миром в соответствии с абзацами 2, 3, 4, 5, 6, 7 ст. 47 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно п. 6.1 настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 21.04.2015.ъ
ЗАО "Чесменский рыбхоз" 10.04.2014 в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги "Заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений)", утверждённой постановлением Правительством Челябинской области от 22.10.2013 N 372-П, обратилось в Министерство с просьбой заключить охотхозяйственное соглашение на территорию охотничьего угодья "Темирское" (т. 1, л.д. 39).
Министерство 17.06.2014 направило в адрес ЗАО "Чесменский рыбхоз" на подписание проект охотхозяйственного соглашения на охотничье хозяйство "Темирское" Чесменского муниципального района Челябинской области.
Данное соглашение подписано руководителем ЗАО "Чесминский рыбхоз" в установленный срок и лично доставлено на подписание в адрес министерства (т. 1, л.д. 40). При этом денежные средства перечислены в размере 230 900 рублей.
31 июля 2014 года ЗАО "Чесменский рыбхоз" обратился с письмом в министерство, в котором просил дать информацию по поводу заключения охотохозяйственного соглашения.
09 сентября 2014 года ЗАО "Чесменский рыбхоз" получило ответ от министерства, которое отказалось подписывать охотхозяйственного соглашения на охотничье хозяйство "Темирское" Чесменского муниципального района Челябинской области со ссылкой на факт обращения в Арбитражный суд Челябинской области о расторжении договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром от 22.07.2005 N 92-О и прекращении права пользование животным миром (т. 1, л.д. 42).
Не согласившись с данным решением министерства, заявитель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ министерства, выраженный в письме от 09.09.2014, является законным и обоснованным, а, следовательно, не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере его деятельности.
Оценив в порядке ст. 71, 198, 201 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 36 Закона N 52-ФЗ предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование осуществляется в порядке, устанавливаемом данным Федеральным законом, Законом N 209-ФЗ, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям Закона N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей до 13.07.2015) пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром (ст. 33).
Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории (ст. 35 Закона N 52-ФЗ).
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 36 Закона N 52-ФЗ).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
В свою очередь, согласно ст. 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в ч. 2 ст. 25 Закона N 209-ФЗ земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с ч. 27 и 31 ст. 28 Закона N 209-ФЗ.
По охотхозяйственному соглашению орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется по результатам аукциона предоставить юридическому лицу в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (ч. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).
При этом, ст. 71 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных указанно статьей.
Долгосрочные лицензии, указанные в данной статье, не подлежат продлению.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Следовательно, действующее законодательство также предусматривает обязательное заключение с уполномоченным органом договора на предоставление в пользование территорий охотничьих угодий с указанием их местоположения, границ и площади в целях реализации юридическим лицом права на осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Статьей 70 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что положения ранее действовавшего законодательства могут применяться в случае, если они не противоречат данному закону.
В силу ч. 3 ст. 71 Закона N 209-ФЗ юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в ч. 3 ст. 71 Закона N 209-ФЗ, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из данных норм следует, что законодатель, подтвердив действие ранее выданных долгосрочных лицензий, в то же время предусмотрел иной порядок регулирования правоотношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов (заключение охотхозяйственных соглашений), соблюдение которого обязательно. При этом сохранение права долгосрочного пользования животным миром за лицами, указанными в ч. 1 ст. 71 Закона N 209-ФЗ, обусловлено наличием у них не только долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, но и ранее заключенного договора о предоставлении в пользование территорий, на которых это право может быть реализовано.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются в связи со следующим.
ЗАО "Чесменский рыбхоз" является обладателем долгосрочной лицензии от 26.03.2010 Серия 74 N 000185 (т. 1, л.д. 38) на пользование объектами животного мира, со сроком действия которой истёк 31.04.2015.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2014 N ВАС-2477/14, что поскольку на момент обращения общества в суд срок действия лицензии истек, общество в силу приведенных норм утратило право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2015 по делу N А76-22341/2014 удовлетворены требования министерства о расторжении договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром от 22.07.2005 N 92-О, заключенный между Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и ЗАО "Чесменский рыбхоз", и требование о прекращении права ЗАО "Чесменский рыбхоз" пользования животным миром.
С учетом изложенного, долгосрочная лицензия и договор, представленные обществом в приложении к обращению, не являются надлежащим основанием для заключения охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что министерство правомерно отклонил обращение заявителя, поскольку у заявителя отсутствует право на пользование объектами животного мира по недействительному распоряжению, и, как следствие, право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в порядке ст. 71 Закона N 209-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы произведена уплата государственной пошлины в размере 3 000 руб. (платежное поручение от 28.10.2015 N 51), то есть, в большем размере, нежели предусмотрено подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 сентября 2015 года по делу N А76-23262/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чесменский рыбхоз" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Чесменский рыбхоз" (ОГРН 1027402035847, ИНН 7443000404, КПП 744301001) из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 51 от 28.10.2015 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23262/2014
Истец: ЗАО "Чесменский рыбхоз"
Ответчик: Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Министерство экологии Челябинской области