г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2015 г. |
Дело N А56-49772/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Степанова С.В. по доверенности от 08.09.2015
от заинтересованного лица: Николаева Ю.П. по доверенности от 24.09.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25629/2015) ООО "Фортрент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2015 по делу N А56-49772/2015 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Фортрент"
к Северо-Западному Управлению Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФОРТРЕНТ" (ОГРН 1027804182053, адрес: 195246, г. Санкт-Петербург, Уманский пер., д. 70А; далее - общество, ООО "ФОРТРЕНТ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (адрес: 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3; далее - административный орган, Служба, Управление) от 01.07.2015 N 09-7-11/20-2015-1456/ПС.
Решением от 16.09.2015 арбитражный суд первой инстанции изменил постановление Службы от 01.07.2015 N 09-7-11/20-2015-1456/ПС в части назначения наказания, снизив размер назначенного ООО "ФОРТРЕНТ" административного штрафа до 100 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "ФОРТРЕНТ" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ООО "ФОРТРЕНТ" указывает, что на дату проведения Службой проверки ООО "ФОРТРЕНТ" не являлось организацией, эксплуатирующей строительный подъемник, включенный в состав опасного производственного объекта (ОПО) "участок механизации. Санкт-Петербург".
В судебном заседании представитель ООО "ФОРТРЕНТ" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Службы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в период с 20.05.2015 по 10.06.2015 Прокуратурой Санкт-Петербурга с привлечением специалиста Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении проверки соблюдения ООО "ФОРТРЕНТ" требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов выявлено нарушения, допущенные 21.05.2015 в период с 10 часов до 15 часов при производстве работ строительным подъемником зав. N 292, уч. N 96066 на объекте "Проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова" по адресу: Санкт-Петербург. Крестовский остров. Южная дорога, д. 25, лит. А (далее - Объект).
Указанный строительный подъемник включен в состав опасного производственного объекта (ОПО) "участок механизации. Санкт-Петербург", зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов, peг. N А19-08410-0001, класс опасности IV.
Административным органом установлено, что организацией, эксплуатирующей ОПО с применением строительного подъемника (подъемного сооружения, далее - ПС), является ООО "ФОРТРЕНТ", юридическим лицом, эксплуатирующим ОПО с ПС, не обеспечено соблюдение положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ), нормативных правовых актов, содержащих требования промышленной безопасности, нарушены обязательные требования промышленной безопасности, а именно: в нарушение требований пункта 23 "ж", пункта 255 "б" Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533, зарегистрированы Минюстом России 31.12.2013 peг. N 30992 (далее - Правила безопасности ОПО N 533, ФПН) при производстве работ СП зав. N 292. уч. N 96066 на Объекте в качестве специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, на основании договора аренды оборудования от 01.02.2014 N 251810, дополнительного соглашения к нему от 01.04.2014 N 1/01042014 и приказа ОАО "Мостоотряда N 19" от 15.01.2015 N 21-001-П, привлечен специалист сторонней организации ООО "Мостоотряда N 19" Данилов А.Б., что не соответствует требованиям.
В связи с изложенным, постановлением Прокуратуры от 11.06.2015 N 7-11/20-2015 в отношении ООО "ФОРТРЕНТ" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), постановление направлено в Управление для рассмотрения.
Постановлением Управления от 01.07.2015 N 09-7-11/20-2015-1456/ПС ООО "ФОРТРЕНТ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения общества к административно ответственности не установил. Вместе с тем, суд первой инстанции усмотрел основания для снижения назначенного обществу административного штрафа до 100 000 руб., в связи с чем суд изменил обжалуемое постановление административного органа от 01.07.2015 N 09-7-11/20-2015-1456/ПС в части назначения наказания.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому Закону.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 утверждены Правила безопасности ОПО.
Пунктом 125 Правил безопасности ОПО N 533 предусмотрено, что эксплуатирующая организация должна определить порядок выделения и направления мобильных ПС на объекты согласно заявкам с указанием Ф.И.О. специалиста, ответственного за производство работ, и стропальщиков.
В соответствии с пунктом 23 "ж" организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:
специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
Указанные специалисты должны быть аттестованы, в том числе на знание требований промышленной безопасности к рельсовым путям, если в состав ОПО входят ПС, передвигающиеся по ним.
Согласно пункту 255 "б" Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что работы ведутся без ППР, ТК, нарядов-допусков, предписываемых требованиями настоящих ФНП.
В рассматриваемом случае, нарушение, явившееся основанием для привлечения общества к административной ответственности (пункты 23 "ж", 255 "б" ФПН), выразилось в назначении специалиста, ответственного за безопасное выполнение работ с применением ПС (строительного подъёмника зав. N 292) из числа сотрудников сторонней организации. Факт совершения обществом данного нарушения подтвержден Службой дополнительным соглашением от 01.04.2014 N 1/01042014 к договору аренды оборудования от 01.02.2014 N 251810, а так же Приказом ОАО "Мостоотряд N19" от 15.01.2015 N 21-001-П о назначении ответственным за безопасное выполнение работ с применением подъемного сооружения Данилова А.Б.
Суд первой инстанции, оценивая доводы ООО "ФОРТРЕНТ" о том, что общество не может являться субъектом вмененного правонарушения, поскольку не является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект в виду того, что перестало нести обязательства организации, эксплуатирующей ОПО при использовании СП SC1837F, заводской номер 292, в связи с передачей последнего по договору аренды ОАО "Мостоотряд N 19" пришел к выводу о необоснованности данных доводов общества в связи со следующим.
Пунктом 4 дополнительного соглашения от 01.04.2014 N 1/01042014 к договору аренды оборудования от 01.02.2014 N 251810 обязанность назначить специалиста, ответственного за безопасное проведение работ с применением подъемного сооружения при аренде СП возложена на арендатора, что, как указал суд первой инстанции, противоречит требованию пункту 23 "б" 23 ФПН. Суд указал, что в данном случае, эксплуатирующей организацией является ООО "ФОРТРЕНТ", поскольку указанный СП SC1837F, заводской номер 292, входит в состав ОПО "Участок механизации. Санкт-Петербург" (N А19-08410-0001), принадлежащего ООО "ФОРТРЕНТ".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции о том, что ООО "ФОРТРЕНТ" является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Ответственность по назначению лиц, ответственных за промышленную безопасность, в силу положений ФПН возлагается на лицо, эксплуатирующее ОПО.
По смыслу пункта 15 Приказа Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая ОПО - это организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.
ООО "ФОРТРЕНТ" привлечено к административной ответственности за назначение из числа сотрудников сторонней организации специалиста, ответственного за безопасное выполнение работ с применением ПС (строительного подъёмника зав. N 292). Указанный ПС включен в состав опасного производственного объекта (ОПО) "участок механизации. Санкт-Петербург", зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов, peг. N А19-08410-0001, класс опасности IV.
Пунктом 9 ФПН установлено, что целью настоящих ФНП является создание организационной и нормативно-правовой основы обеспечения промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, направленной на предотвращение и/или минимизацию последствий аварий, инцидентов, с учетом индивидуального риска потери жизни и здоровья людей, участвующих в процессах монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции, модернизации и утилизации (ликвидации) ПС.
В соответствии со свидетельством о регистрации А19-08410 от 08.10.2014 адрес регистрации ОПО N А19-08410-0001 - г. Санкт-Петербург, пер. Уманский, д. 70А. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, нарушение ФПН выявлено административным органом на ОПО по адресу: Санкт-Петербург. Крестовский остров. Южная дорога, д. 25, лит. А.
В рассматриваемом случае имеет место эксплуатация ПС на объекте "Проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова" по адресу: Санкт-Петербург. Крестовский остров. Южная дорога, д. 25, лит. А. Спорный ПС передан ООО "ФОРТРЕНТ" на данный производственный объект на основании договора аренды оборудования от 01.02.2014 N 251810 с дополнительным соглашением от 01.04.2014 N 1/01042014, заключенным с ОАО "Мостоотряд N 19". В целях обеспечения безопасности ОПО, на котором использовалось спорное ПС, назначен ответственный за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений - специалист сторонней организации ООО "Мостоотряда N 19" Данилов А.Б.
ООО "ФОРТРЕНТ" в рассматриваемом случае не является организацией, эксплуатирующей ОПО, Данной организацией является ОАО "Мостоотряд N 19", которое привлекло своего специалиста, ответственного за безопасное производство работ, что не противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 25.1 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, постановление Управления от 01.07.2015 о назначении административного наказания N 09-7-11/20-2015-1456/ПС подлежит признанию незаконным и отмене, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 сентября 2015 года по делу N А56-49772/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.07.2015 о назначении административного наказания N 09-7-11/20-2015-1456/ПС.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49772/2015
Истец: ООО "ФОРТРЕНТ"
Ответчик: Федеральная служба по экологическому,технологическому и атомному надзору.Северо-Западное управление