г. Пермь |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А50-17590/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Жуковой Т.М., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ходыревой Н.В.,
при участии:
от заявителя - Шадрин А.В. (удостоверение, доверенность от 12.07.2015),
от ответчика - Суркова Е.В. (паспорт, доверенность от 15.10.2015),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 сентября 2015 года
по делу N А50-17590/2015,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению ООО "ГРАНТСТРОЙ" (ОГРН 1125905009130, ИНН 5905294934)
к Филиалу ФГБУ "Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю
о признании незаконным решения государственного органа о приостановлении кадастрового учета,
установил:
ООО "ГРАНТСТРОЙ" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Филиалу ФГБУ "Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (ответчик) о признании незаконным решения от 13.07.2015 N 5900/301/15-54676 о приостановлении осуществления кадастрового учета; о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя путем постановки на кадастровый учет объект недвижимости - нежилого помещения площадью 253, 2 кв.м в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул.Подводников, 87.
Решением суда от 23.09.2015 (резолютивная часть от 22.09.2015) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 23.09.2015 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на определенный перечень документов, на основании которого осуществляется государственный кадастровый учет. Ответчик считает, что изменение параметров объекта свидетельствует о проведенной реконструкции, которая должна производиться на основании разрешения на строительство. В связи с чем, в состав технического плана помещения при осуществлении кадастрового учета должно входить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Также ответчик считает, что техническое подполье не является помещением, для осуществления государственного кадастрового учета объекта заявителя необходимо провести учет изменений исходя из требований расположения помещений на этаже.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на неправильное применение ответчиком норм действующего законодательства. Заявитель указывает, что для кадастрового учета были представлены все необходимые документы, увеличение объема спорного помещения не превышает предельно допустимых параметров строительства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 08.07.2015 заявитель обратился к ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - нежилого помещения площадью 253,2 кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу г. Пермь, ул. Подводников, 87, приложив технический план помещения от 30.06.2015.
Решением от 13.07.2015 осуществление кадастрового учета приостановлено на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с отсутствием у заявителя документов, подтверждающих разрешение на реконструкцию объекта.
Полагая, что приостановление кадастрового учета противоречит закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В силу п. 4 ч. 17 указанной статьи выдача разрешения на строительство не требуется, в частности, в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии со п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) считается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Принимая решение о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, ответчик указал на отсутствие разрешения на реконструкцию объекта.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение ответчика не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы соответствовали требованиям указанного выше Федерального закона.
Из материалов дела следует, что к заявлению об осуществлении кадастрового учета спорного помещения заявителем был приложен технический паспорт здания (строения) N 87 по ул. Подводников от 02.02.2015, имеющийся в материалах учетного дела здания с кадастровым номером 59:01:4419850:83 (л.д.21-26). Технический паспорт здания (строения) N 87 по ул. Подводников содержит план технического подполья многоквартирного жилого дома, с указанием площадей помещений, находящихся в подполье, в том числе, помещений площадью 87, 1 кв.м и площадью 166,1 кв.м., переданных в собственность заявителя в результате уменьшения размера общего имущества многоквартирного дома путем реконструкции (л.д.27-34).
Кроме того, согласно проектной документации по реконструкции существующего технического подполья в кирпичном жилом доме, подготовленной ООО "РегионПроектСтрой" (л.д.86-126) были выполнены работы по реконструкции технического подполья в жилом доме: уровень земли под зданием опущен на 0,1 м., заменены оконные и дверные блоки, грунт в количестве 25,22 м.куб. выбран вручную и вывезен, устроено бетонное основание пола, обустроены спуски в подвал. При этом, установлено, что данными изменениями не затронуты конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности, не превышены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Как правильно установлено судом первой инстанции в соответствии с техническим заключением по результатам инженерного обследования и оценки технического состояния строительных конструкций жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Подводников, дом N 87, после реконструкции подполья, подготовленного ООО "РегионПроектСтрой", дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности не зафиксировано; несущая способность конструкций фундаментов, стен, перекрытий и покрытия обеспечена на восприятие существующих нагрузок и нагрузок, появившихся после реконструкции технического подполья; после проведенной реконструкции технического подполья строительный объем составил - 5062 куб.м., что не превышает предельных параметров разрешенного строительства, в том числе, технико-экономические показатели по зданию - строительный объем - 5082 куб.м.
Установив, что оспариваемое решение ответчика противоречит закону, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются.
С учетом представленных доказательств положения п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ применены судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям правомерно.
Также, в соответствии с пунктом 4.1. статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с пунктом 2.7. "Этаж технический" части 2 "Этажи" приложения Б "Термины и определения" Свода правил СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные", утвержденные приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 24.12.2010 г. N 778 (далее - Свод правил): "технический этаж - этаж для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций, может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье), верхней (технический чердак) и между надземными зданиями.".
Таким образом, техническое подполье подлежит постановке на государственный кадастровый учет наравне с другими помещениями многоквартирного жилого дома.
В соответствии с пунктом 2.7 технический этаж - это этаж для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций, может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье), верхней (технический чердак) или между надземными этажами. Пространство высотой 1,8 м и менее, используемое только для прокладки коммуникаций, этажом не является.
Согласно п. В.1.1 Свода правил площадь жилого здания следует определять как сумму площадей этажей здания, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен. При этом площади подполья для проветривания здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводкой, а также тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов в площадь здания не включаются.
В силу пункту 1.6 подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются.
При этом высота технического подполья в многоквартирном доме по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул.Подводников, д. 87 после проведенной реконструкции не превышает 1,8 м.
Также обоснованно не принята во внимание ссылка ответчика на п.Б.24 свод правил СП 118.13330.2012, поскольку распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений.
Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, при исследовании судом первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 23.09.2015 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 сентября 2015 года по делу N А50-17590/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Т.М.Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17590/2015
Истец: ООО "ГРАНТСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15626/15
11.04.2016 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2398/16
15.12.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15626/15
23.09.2015 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-17590/15