Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2016 г. N Ф07-1156/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А56-48093/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Сафроновой В.А.
при участии:
от заявителя: Болотской А.А. по доверенности от 29.12.2014 N 38;
от заинтересованного лица: Заргеба М.С. по доверенности от 02.11.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15926/2015) ООО "ТК Балтика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2015 по делу N А56-48093/2015 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "ТК Балтика"
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (191014, Санкт-Петербург, ул.Чехова, д.6, лит.А, далее- МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении ООО "ТК Балтика" (188800, Ленинградская область, г.Выборг, Ленинградское шоссе, д.37А, ОГРН 1094704000874, ИНН 4704079942, далее- общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявление МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО удовлетворено, ООО "ТК Балтика" привлечено к административной ответственности части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей за оборот алкогольной продукции по поддельным документам, с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по акту ареста от 15.05.2015 N 08-82.
Не согласившись с решением суда, ООО "ТК Балтика" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель ООО "ТК Балтика" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что судом дана ошибочная оценка об обороте алкогольной продукции производства ООО "ЛВЗ Правобережный" по поддельным документам, поскольку пройдя цепочку поставщиков ООО "ТК Балтика" получило алкогольную продукцию от своего поставщика ООО "Триумф" по ТТН N Т000507 от 24.12.2014 с полным пакетом документов, подтверждающих легальность алкогольной продукции в обороте. Представленные ТТН отображены в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей ООО "ТК Балтика" форма Приложение N 7 за 4 квартал в полном объеме.
Представитель МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО проведена проверка поступившей информации от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, содержащейся в письме от 29.04.2015 N 8061/02 с приложениями, в соответствии с которыми ООО "Триумф", являющийся поставщиком алкогольной продукции ООО "ТК Балтика" осуществляет оборот алкогольной продукции производства ООО "ЛВЗ Правобережный" по поддельным документам.
На основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования от 05.05.2015 N 08-82 в отношении ООО "ТК Балтика" по признакам административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, проведены осмотры складских и офисных помещений ООО "ТК Балтика" по адресу осуществления деятельности: Ленинградская обл., Гатчинский р-он, п. Пригородный, Вырицкое шоссе, д. 2, литера В, пом. N 1, по плану N 33.
В ходе проведения осмотра по адресу осуществления деятельности ООО "ТК Балтика" обнаружена алкогольная продукция производства ООО "ЛВЗ Правобережный", о чем составлен протокол от 15.05.2015, в котором зафиксировано наличие на складском помещении,
- водки "Родимая оригинальная", объем 0,5 л., дата розлива - 07.12.2014, в количестве 1361 бутылок;
- водки "Родимая мягкая", объем 0,5 л., дата розлива - 04.12.2014, в количестве 898 бутылок;
- водки "ГОСТтм стандарт", 0,5 л., дата розлива - 27.11.2014, в количестве 269 бутылок;
- водки "ГОСТтм мягкая", 0,5 л., дата розлива - 21.11.2014, в количестве 401 бутылок.
ООО "ТК Балтика" на определение об истребовании сведений от 12.05.2015 в этот же день представило истребуемые документы в полном объеме. Представленные товарно-транспортные накладные были отображены в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей ООО "ТК Балтика" форма Приложение N 7 за 4 квартал 2014 года.
Согласно представленным ООО "ТК Балтика" документам алкогольная продукция, хранящаяся в складских помещениях ООО "ТК Балтика" произведена ООО "ЛВЗ Правобережный" и поставлена первому покупателю ООО "Пересвет" по товарно-транспортным накладным N ЛВЗ 00096 от 19.12.2014 и N ЛВ300095 от 18.12.2014.
Между тем, из письма Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29.05.2015 N 10057/02-02 видно, что алкогольная продукция, отгруженная ООО "ЛВЗ Правобережный" в 4 квартале 2014 года в адрес ООО "Пересвет" по вышеуказанным ТТН была возвращена производителю.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о том, что товаросопроводительные документы, подтверждающие в соответствии со ст.10.2 Закона N 171-ФЗ легальность производства и оборота реализуемой обществом алкогольной продукции, являются поддельными.
По признакам нелегального оборота алкогольной продукции на вышеуказанную алкогольную продукцию наложен арест о чем, с участием двух понятых и представителя общества, составлен протокол от 15.05.2015 N 08-82. Алкогольная продукция передана на ответственное хранение начальнику склада ООО "ТК Балтика".
По результатам административного расследования МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО в отношении ООО "ТК Балтика" 02.07.2015 составлен протокол N 08-82 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поскольку вопрос о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отнесен к компетенции арбитражного суда, МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, привлек ООО "ТК Балтика"" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с конфискацией алкогольной продукции, ошибочно указав на доказанность факта реализации алкогольной продукции по поддельным товаросопроводительным документам.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции; алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N171-ФЗ понятие оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции включает в себя: закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.
Пункт 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещает оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ документы, сопровождающие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная, справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а так же для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа продукции без сопроводительных документов, в соответствии с требованиями статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N171-ФЗ.
В соответствии со ст.2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (далее - Постановление N864) справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной и (или) международной товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации.
Согласно ст.6 Постановления N 864 в п. 10 раздела "А" справки к ТТН указывается номер товарно-транспортной накладной или номер международной товарно-транспортной накладной, в соответствии с которой производилось перемещение продукции.
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, установлена административная ответственность с наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образуют действия в рамках оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
Апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае административным органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт правонарушения, как это изложено в протоколе об административном правонарушении от 02.07.2015 N 08-82.
Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, должностными лицами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 02.07.2015 N 08-82, в ходе осмотра по адресу осуществления деятельности ООО "ТК Балтика" обнаружена алкогольная продукция производства ООО "ЛВЗ Правобережный", а именно, водка "Родимая оригинальная", объем 0,5 л., дата розлива - 07.12.2014, в количестве 1361 бутылок; водка "Родимая мягкая", объем 0,5 л., дата розлива - 04.12.2014, в количестве 898 бутылок; водка "ГОСТтм стандарт", 0,5 л., дата розлива - 27.11.2014, в количестве 269 бутылок; водка "ГОСТтм мягкая", 0,5 л., дата розлива - 21.11.2014, в количестве 401 бутылок.
Согласно представленным ООО "ТК Балтика" документам вышеуказанная алкогольная продукция произведена ООО "ЛВЗ Правобережный" и поставлена первому покупателю ООО "Пересвет" по товарно-транспортным накладным N ЛВЗ 00096 от 19.12.2014 и N ЛВ300095 от 18.12.2014, который в свою очередь поставил ее ООО "Триумф", являющимся поставщиком для ООО "ТК Балтика".
При этом в протоколе отмечено, что ООО "ТК Балтика" во исполнение определения административного органа об истребовании сведений от 12.05.2015 в этот же день представило истребуемые документы в полном объеме. Представленные товарно-транспортные накладные были отображены в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей ООО "ТК Балтика" форма Приложение N 7 за 4 квартал 2014 года.
Однако, несмотря на представление обществом всех истребуемых документов, административный орган сделал вывод о реализации алкогольной продукции по поддельным товаросопроводительным документам, поскольку посчитал, что алкогольная продукция, произведенная и отгруженная ООО "ЛВЗ Правобережный" по ТТН N ЛВЗ 00096 от 19.12.2014 и N ЛВ300095 от 18.12.2014, через цепочку поставщиков, полученная ООО "ТК Балтика", хранится и реализуется со склада общества, тогда как согласно полученной информации, алкогольная продукция по вышеуказанным ТТН была возвращена производителю в полном объеме (о чем указано в протоколе об административном правонарушении).
В обоснование своего вывода, МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО ссылается на письмо от 29.05.2015 N 10057/02-02, полученное из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Из содержания указанного письма следует, что ООО "ЛВЗ Правобережный" по ТТН N ЛВЗ 00096 от 19.12.2014 и N ЛВ300095 от 18.12.2014 в 4 квартале 2014 года поставило алкогольную продукцию организации-покупателю ООО "Пересвет", которая была возвращена в адрес производителя.
В ходе административного расследования МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО установило, что поставка алкогольной продукции от ООО "ЛВЗ Правобережный" в адрес ООО "Пересвет", производилась по ТТН N ЛВЗ 0095 от 18.12.2015(раздел А) (согласно разделу "Б" к вышеуказанной ТТН поставлено -10 000 бутылок водки "Родимая оригинальная" 0,5 л. 40 % и 10 000 бутылок водки "Родимая мягкая" 0,5 л.) и по ТТН N ЛВ30096 от 19.12.2015 (раздел А) (согласно разделу "Б" ТТН" поставлено 10 000 бутылок водки "ГОСТтм Мягкая" 0,5 л. и 10 000 бутылок водки "ГОСТтм Стандарт" 0,5 л).
В свою очередь ООО "Пересвет" поставило в адрес ООО "Триумф" по ТТН N ПРС000361 от 18.12.2015 (10 000 бутылок водки "Родимая оригинальная" 0,5 л. 40 % и 10 000 бутылок водки "Родимая мягкая" 0,5 л.), по ТТН N ПРС000362 от 19.12.2014- 10 000 бутылок водки "ГОСТТМ Стандарт" 0,5 л. и 10 000 бутылок водки "ГОСТтм Мягкая" 0,5 л).
ООО "Триумф" по ТТН N Т000507 от 24.12.2014 поставило в адрес ООО "ТК Балтика" 3048 бутылок водки "Родимая оригинальная" 0,5 л. 40 %; 3055 бутылок водки "Родимая оригинальная" 0,5 л., 2000 бутылок водки "ГОСТтм Мягкая" 0,5 л. и 2000 бутылок водки "ГОСТТМ Стандарт" 0,5 л.
С учетом изложенного, алкогольная продукция по ТТН N ЛВЗ 00096 от 19.12.2014 и N ЛВ300095 от 18.12.2014 в объеме 10 000 бутылок по каждому наименованию, через посредников ООО "Пересвет" и ООО "Триумф" поступила на склад ООО "ТК "Балтика", но уже в меньшем количестве (водка "Родимая оригинальная-3048 бутылок; водка "Родимая мягкая"- 3059 бутылок; водка "ГОСТтм стандарт"-2000, бутылок; водка "ГОСТтм мягкая"- 2000 бутылок).
Административным органом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие сведения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о полном количественном возврате производителю алкогольной продукции по ТТН N ЛВЗ 00096 от 19.12.2014 и N ЛВ300095 от 18.12.2014.
В силу части 2 статьи 9 АП КРФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, административный орган не доказал совершение ООО ТК "Балтика" события правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении от 02.07.2015 N 08-82, представленные доказательства не могут быть признаны достаточными для определения квалификации противоправного деяния по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
Отсутствие состава инкриминируемого правонарушения в действиях общества, в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", принимая решение о привлечении к административной ответственности, судам необходимо учитывать положения частей 2 и 3 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающие правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах и вещах, на которые наложен арест.
Данное правило должно применяться также и при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности. Арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности должен разрешить вопрос об изъятых вещах и документах с учетом положений части 3 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 26.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять решение о вещественных доказательствах по окончании рассмотрения дела.
Как указано в части 1 статьи 206 АПК РФ, решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 данного Кодекса.
Апелляционный суд в порядке статьи 26.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях считает необходимым освободить от ареста товар, изъятый по протоколу ареста товара от 15.05.2015 N 08-82 и находящийся на ответственном хранении у начальника склада ООО "ТК Балтика".
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба общества удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.269, ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2015 года по делу N А56-48093/2015 отменить.
Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу в удовлетворении заявления о привлечении ООО "ТК "Балтика" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях по протоколу об административном правонарушении N 08-82 от 02.07.2015, отказать.
Освободить от ареста товар, изъятый по протоколу ареста товара от 15.05.2015 N 08-82.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48093/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2016 г. N Ф07-1156/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО ТК "Балтика"