г. Хабаровск |
|
25 февраля 2016 г. |
А04-8928/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Гидроремонт-ВКК": Кострыгиной Н.А., представителя по доверенности от 01.01.2016 N 53 (сроком до 31.12.2016);
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области
на решение от 21.12.2015
по делу N А04-8928/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению акционерного общества "Гидроремонт-ВКК" (ИНН 6345012488; ОГРН 1036301733005)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области (ИНН 2815004610; ОГРН 1022800926301)
о признании незаконным и отмене решения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Гидроремонт-ВКК" (далее - заявитель; АО "Гидроремонт-ВКК"; общество; плательщик страховых взносов) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Зея и Зейском районе Амурской области (далее -Управление Пенсионного фонда; УПФ; уполномоченный орган) N 038/003/189-2015 от 04.09.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 21.12.2015 заявление общество удовлетворено, оспариваемое решение УПФ признано незаконным как несоответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Суд первой инстанции, проанализировав, в том числе положения статей 9, 8, 5, 7, части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ, статей 75, 57, 56, 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 N 13584/07, от 14.05.2013 N 17744/12, пришел к выводу об обоснованности доводов заявителя: о правильном порядке определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика, так как действующим законодательством никаких специальных условий для прерывания такого расчета страховых взносов не предусмотрено; о том, что денежные средства, выплаченные в виде материальной помощи работнику в связи со смертью сестры по коллективному договору, не являются объектом обложения страховыми взносами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления общества.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения части 1 статьи 5, частей 1, 3 статьи 8, части 3 статьи 10, подпункта "б" пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, пункта 4 статьи 57, пункта 2 статьи 58, пункта 1 статьи 59 ГК РФ, статью 2 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), утверждает о том, что: нормы Федерального закона N 212-ФЗ не предусматривают правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов, и поскольку датой реорганизации, в рассматриваемом случае, будет считаться момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ОАО "РЭМИК", соответственно заявитель при определении базы для исчисления страховых взносов, не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, исчисленные в пользу работников в присоединенной организации до 01.07.2013; умершая сестра работника заявителя, не является членом его семьи в понимании статьи 2 СК РФ, соответственно на эту материальную помощь не распространяются положения пункта 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, на эту выплату, на сумму свыше 4000 руб., необходимо начислять страховые взносы.
В своем отзыве на апелляционную жалобу АО "Гидроремонт-ВКК" доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель УПФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании арбитражного суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Управления Пенсионного фонда.
Представитель общества в судебном заседании считает решение суда первой инстанции законным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в результате реорганизации ОАО "РЭМИК" в форме присоединения к ОАО "Гидроремонт-ВКК", все права и обязанности ОАО "РЭМИК" в соответствии с договором о присоединении и передаточным актом, с 01 июля 2013 года перешли к ОАО "Гидроремонт-ВКК", в связи с чем, с 01.07.2013 обязанности страхователя по оплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исполнялись ОАО "Гидроремонт-ВКК"; с 01.11.2013 (дата постановки на учет общества по месту нахождения Зейского филиала ОАО "Гидроремонт-ВКК" в г. Зея) исполнение обязанности по предоставлению отчетности данное лицо производило по месту нахождения обособленного подразделения в ГУ - У правления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея и Зейском районе Амурской области; с 18.06.2015 наименование заявителя - АО "Гидроремонт-ВКК".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея и Зейском районе Амурской области от 08.06.2015 назначена выездная проверки в отношении АО "Гидроремонт-ВКК" за период с 24.09.2013 по 31.12.2014 на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 04.08.2015 N 038/003/189-2015, где зафиксированы следующие нарушения: 1) база для начисления страховых взносов на ОПС и ОМС работников Зейского филиала заявителя определена нарастающим итогом, с учетом начислений работникам в ОАО "РЭМИК" с 01.01.2013, в связи с чем, суммы определены, превышающими предельную величину базы для начисления страховых взносов за 2013 год - 10193060,25 руб., суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов с 01.07.2013 по 31.12.2013 составили 2085011,30 руб., что привело к занижению базы для начисления страховых взносов в сумме 8108048,95 руб., и занижению суммы страховых взносов на 1386476,28 рублей в том числе: страховая часть - 653892,62 руб. (не начислено страховых взносов по тарифу 22% - 1464697,53 руб., излишне начислено страховых взносов с суммы превышения предельной величины по тарифу 10% - 810804,91 руб.); накопительная часть - 319073,21 руб. ФФОМС - 413510,45 руб.; 2) плательщик страховых взносов не включил в сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, выплату материальной помощи в сумме 30000 руб. работнику Яремус К.Ю. в связи со смертью сестры, что привело к занижению облагаемой базы на 26000 руб. и занижению суммы страховых взносов на 2600 руб., в том числе: страховая часть - 0,00 руб., страховая часть (с превышения) - 2600 руб., ФФОМС - 0,00 руб.
Вышеуказанный акт проверки УПФ направлен в адрес АО "Гидроремонт-ВКК" по месту нахождения Зейского филиала общества, на что 18.08.2015 в адрес УПФ общество направило свои возражения.
04.09.2015 УПФ принято решение N 038/003/189-2015 (оно вручено 07.09.2015 директору филиала АО "Гидроремонт-ВКК"), из которого следует, что АО "Гидроремонт-ВКК", в связи с ошибочным определением базы для начисления страховых взносов, занизило облагаемую базу, посчитав возможным применить правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов, в связи с чем, общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 278623,56 руб., ему также начислены пени по состоянию на 04.09.2015 в размере 237534,62 руб. и предложено оплатить недоимку по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме 1393117,79 руб.
В связи с неисполнением обществом данного решения, УПФ выставлено требование об уплате недоимки, пеней, штрафов от 25.09.2015 N 038/003/189-2015.
Не согласившись с решением ГУ - УПФР в г. Зея и Зейском районе Амурской области общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
В соответствии с положениями частей 1, 3, 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона; плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом; для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода; с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Положениями статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (статья 75 ТК РФ).
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме присоединения без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (пункт 2 статьи 58 ГК РФ).
В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов (часть 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Кроме того, как указано выше, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ признается календарный год.
Как правильно указал суд первой инстанции, Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов, никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
В рассматриваемом случае, общество, являясь правопреемником ОАО "РЭМИК", приняло на себя все права, обязательства в отношении всех кредиторов и должников ОАО "РЭМИК", включая обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, таким образом поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и ее правопреемником были продолжены, плательщик страховых взносов был вправе учесть в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные за текущий период в пользу работников ОАО "РЭМИК".
Таким образом, доначисление УПФ страховых взносов на ОПС, пеней и штрафа в данной части является неправомерным.
В части вывода решения УПФ о необоснованном не включении суммы выплаты в облагаемую базу материальной помощи в пользу физического лица в связи со смертью сестры в сумме 26000 руб., установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
Положения статьи 56 ТК РФ дают понятия трудового договора, а положения статьи 57 ТК РФ предусматривают, что по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений; не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; при этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, так как в отличие от трудового договора, регулирующего в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ, именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения, и такие выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Следовательно, верен вывод суда первой инстанции о том, что вышеуказанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В связи с вышеприведенными нормами права, не принимается довод Управления Пенсионного фонда о том, что умершая сестра работника заявителя, не является членом его семьи в понимании статьи 2 СК РФ, соответственно на эту материальную помощь не распространяются положения пункта 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал не законным оспариваемое решения УПФ в части доначисления страховых взносов на сумму выплаченной материальной помощи работнику общества, в связи со смертью сестры в размере 2600 руб.
Проанализировав представленные в материалы дела документальные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности доначисления оспариваемым решением УПФ страховых взносов в части взыскания недоимки в сумме 1389076,28 руб., пеней в размере 237273,25 руб. и штрафа в сумме 277815,28 руб.
Доводы апелляционной жалобы УПФ основаны на неверном толковании норм права действующего законодательства, и опровергаются материалами дела, а потому правовых оснований для удовлетворения жалобы у арбитражного суда апелляционной инстанции нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21 декабря 2015 года по делу N А04-8928/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8928/2015
Истец: ОАО "Гидроремонт - ВКК"
Ответчик: ГУ-УПФР в г. Зея и Зейском р-не