г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А56-65193/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Левченко А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Русинова Т.А. - по доверенности от 25.08.2015 N 07/29/237-15
от ответчика (должника): Карютина О.И. - по доверенности от 28.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1514/2016) ГУ-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2015 по делу N А56-65193/2015 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к ГУ-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными и обязании произвести возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов в Фонда Социального страхования Российской Федерации в размере 245 900 руб.
установил:
Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" ПАО "Ростелеком" (далее - Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Учреждение) по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 245 900 рублей, обязании произвести возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 245 900 руб.
Решением суда первой инстанции от 09.12.2015 заявленные требований удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Фонда требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
С 20.04.2011 Общество было зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по месту нахождения обособленного подразделения в Государственном учреждении - Омском региональном отделении Фонда социального страхования РФ (Филиал N 9).
27.06.2011 Общество обратилось в Государственное учреждение -Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 9) с заявлением N 19-36/3006 о финансировании в счет начисляемых в 2011 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
03.08.2011 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Платежными поручениями от 10.10.2011, 10.11.2011, 09.12.2011, 16.01.2012 произведена уплата страховых взносов за 2011 год в сумме 245 900 рублей.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2012 по делу N А46-11267/2011 действия Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по отказу ОАО "Ростелеком" в финансовом обеспечении предупредительных мероприятий 2011 года были признаны незаконными.
Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-27198/2012 от 02.11.2012 признан незаконным Приказ Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (Филиал N 9) N 776 от 27.06.2012 года об отказе ОАО "Ростелеком" в финансовом обеспечении предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за 2011 год.
02.12.2012 Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ во исполнение решения суда издало Приказ N 1772 о финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, согласно которому Обществу разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2011 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 245 900 руб.
С учетом добровольной уплаты страховых взносов за 2011 год в сумме 245 900 рублей с момента издания приказа N 1772 у Общества сложилась переплата по страховым взносам в сумме 245 900 руб.
19.09.2012 ОАО "Ростелеком" (Омский филиал) снято с регистрационного учета в Государственном учреждении - Омском региональном отделении Фонда социального страхования РФ (Филиал N 9) по причине прекращения начисления работодателем заработной платы работникам ОАО "Ростелеком" по месту нахождения рабочих мест в городе Омске.
С 01.10.2013 Общество состоит на учете в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Государственном' учреждении - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 4).
27.05.2015 Общество обратилось в Учреждение с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 245 900 рублей.
07.07.2015 Учреждение отказало в возврате страховых взносов.
04.08.2015 Общество повторно обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
04.08.2015 Учреждение уведомило Общество о том, что возврат страховых взносов не может быть произведен, поскольку Фонд не является стороной по делу N А46-27198/2012, в связи с чем исполнение судебного акта не может быть возложено на Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 4).
Считая отказ в возврате страховых взносов не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об оспаривании действий Фонда.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, удовлетворил заявленные Обществом требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой и нстанции.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в 2011 году фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Правительство Российской Федерации по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации на каждый календарный год устанавливает правила финансового обеспечения таких мер.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1232 "О порядке финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.02.2011 N 101н утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 году (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (п. 1 Правил).
Пунктом 2 Правил закреплено, что финансовому обеспечению в 2011 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в фонд в текущем календарном году.
Материалами дела установлено, что Омским региональным Отделением ФСС РФ в отношении Общества издан приказ от 02.12.2013 N 1772, в соответствии с которым Обществу было разрешено направить 245 900 руб. на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в счет начисляемых в 2011 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании приказа от 02.12.2013 N 1772 Обществом были приняты к зачету суммы расходов в сумме 245 900 рублей.
В связи с тем, что приказ N 1772 издан по результатам рассмотрения Арбитражными судами дел N А46-27198/2012, А46-11267/2011, Обществом по срокам уплаты перечислены в соответствующий бюджет страховые взносы от несчастных случаев за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года в общей сумме 245 900 рублей.
Таким образом, по итогам 2011 года у Общества возникла переплата по страховым взносам в сумме 245 900 рублей.
В силу статьи 3, 26 Закона N 125-ФЗ органом контроля за уплатой страховых взносов и страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Поскольку Законом N 125-ФЗ не предусмотрены порядок и сроки возврата излишне уплаченных страховых взносов, применению подлежат соответствующие нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Указанному праву корреспондирует обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов, установленная пунктом 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ, принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном указанной статьей Закона.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
Материалами дела установлено, что уплата страховых взносов осуществлена в период с октября 2011 по январь 2012.
Приказ N 1772, о разрешении направления 245 900 руб. на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в счет начисляемых в 2011 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, издан 02.12.2013.
С заявлениями о возврате излишне уплаченных страховых взносов Общество обратилось 27.05.2015 и 04.08.2015.
В арбитражный суд с иском Обществом обратилось 08.09.2015.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О пропуск соответствующего срока не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку о наличии переплаты Общество узнало с даты издания приказа от 02.12.2013, именно с этой даты и необходимо исчислять срок исковой давности по заявленному требованию.
В арбитражный суд с иском Обществом обратилось 08.09.2015, то есть в пределах общего трехлетнего срока исковой давности с того момента, когда узнало о нарушении своего права.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Общества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Омским региональным отделением ФСС РФ не подтвержден факт несения расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер, а в расчетах по форме 4-ФСС, предоставляемых в Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС РФ спорные суммы не включены, подлежат отклонению.
Как установлено материалами дела 19.09.2012 ОАО "Ростелеком" (Омский филиал) снято с регистрационного учета в Государственном учреждении - Омском региональном отделении Фонда социального страхования РФ (Филиал N 9).
Во исполнение вступивших в законную силу судебных актов по делам N А46-11267/2011, А46-27198/2012 Государственным учреждением - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N 9) 02.12.2013 издан приказ N 1772, о разрешении направления 245 900 руб. на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в счет начисляемых в 2011 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество представило в Омское региональное отделение расчет формы 4-ФСС за 9 месяцев 2012 года. В расчет формы 4-ФСС включены расходы на сумму финансирования предупредительных мер в размере 245 900 рублей. Согласно строке 9 таблицы 7 Расчета за Омским региональным отделением возникла задолженность в сумме 245 900 рублей.
Доказательств принятия Омским региональным отделением решения об отказе в зачете произведенных Обществом расходов в связи с их документальным неподтверждением, в материалы дела не предоставлено.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что расходы приняты к зачету.
Отсутствие в расчетах формы 4-ФСС, предоставляемых в Санкт-Петербургское региональное отделение, сведений о наличии задолженности перед страхователем не опровергает факта наличия у Общества переплаты по страховым взносам в сумме 245 900 рублей.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 101 "О фонде социального страхования" от 12.02.1994 средствами государственного социального страхования управляет Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд). В Фонд входят региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда.
Таким образом, Фонд Социального страхования и его региональные отделения представляют собой единую централизованную систему, в связи с чем, отсутствие в форме 4-ФСС, представленной в Санкт-Петербургское региональное отделение, сведений о наличии задолженности, не исключает обязанности ФСС возвратить излишне уплаченные страховые взносы.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, Фонд не представил доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность своих возражений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2015 по делу N А56-65193/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65193/2015
Истец: ПАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
Ответчик: Государственное учреждение-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23893/16
08.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3349/16
25.02.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1514/16
09.12.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-65193/15